VI Международный фестиваль «Императорские сады России» // ГРМ / 7-16.06.2013

 

Июньские праздники в Михайловском саду, которые проводятся с 2008 года, начинались с конкурса цветников и ландшафтных объектов довольно скромного масштаба. Благодаря любезному приглашению организаторов мне удалось побывать на шестом фестивале. Его название, "Плантомания", происходит от известного высказывания Екатерины II - "в моей плантомании первенствует англомания". Часть опубликованного мною исторического очерка об этой эпохе включена в сборник материалов выставки. Было особенно интересно познакомиться с уровнем ландшафтной культуры, который предлагали участники. Скажу сразу, что впечатление оказалось сложным.

Наталия Дмитриевна Кареева (Летний сад) и Надежда Алексеевна Александрова (хранитель Домика Петра I)
Наталия Дмитриевна Кареева (Летний сад) и Надежда Алексеевна Александрова (хранитель Домика Петра I)


На открытии и вечернем празднике традиционные выступления – приветствие руководителя общества садоводов России, преподнесение деревьев и цветов – соединялись с вычурными формами корпоративного шоу. Многих повеселили девушки с соломенными волосами и зелеными лицами, похожие на морских чертей из мультфильма, а вечерний праздник оживляли акробатки на ходулях и в смешных гротескных нарядах. Зеленые лужайки Михайловского сада видели примерно такое же сочетание "сада" и "шоу".



Выставленные работы я бы разделил на три типа. Первый – декоративные композиции, изображающие предметы и идеи (окна-веера на траве, павлин с цветочным хвостом). Второй –инсталляции схожего устройства, но наделенные более общим, иногда метафорическим смыслом. Такими были готические арки в честь усадьбы Марьино и ее владелицы, связанной с образом Пиковой дамы.

Сад Музея Петербургского авангарда
Сад Музея Петербургского авангарда

Таким был интересный стенд Музея петербургского авангарда, сквозь проемы которого посетитель попадал на яркие дорожки супрематического садика. Третий же вид – просто сад, ландшафтный фрагмент с законченным пространственным решением, пластикой и образом.

"Форма веера как нельзя лучше поддерживает тему сада, она подсмотрена у самой природы: изящные движения веера в руках прекрасных дам, как цветы, как роскошные крылья бабочек и птиц в экзотическом саду. Веер подает знаки, и в воздухе порхают неслышимые звуки пылких признаний, робости, сомнений, ревности и огорчений.
Эти эмоции и показаны в проекте в виде трех вееров разной степени раскрытости, где на языке знаков веер, раскрытый менее чем на четверть, символизирует "скромность, неуверенность", условно присущие Екатерине I в период царствования Петра. Раскрывающийся веер означает "одобрение", сопутствовавшее воцарению Елизаветы, а полностью раскрытый веер – "безоговорочную всеобъемлющую любовь" – символ царствования Екатерины II".


"Сад олицетворяет модель мира. Ландшафтная композиция "Сад дождя" представляет собой конструкцию из хаотически расположенных деталей плавных форм, ассоциирующихся с лужицами после дождя, в центре которой устроен небольшой водоем. Над водоемом нависает полуарочная конструкция, выкрашенная в солнечных, оранжево-желтых оттенках, олицетворяющего образ солнечного луча, внезапно прорвавшегося сквозь ливень и озарившего серый, дождливый сад. Легкость и оригинальность этому элементу придают отверстия, через которые подается вода, олицетворяющая дождь".


""Зеленая волна": Стенд представляет собой открытый павильон, большая часть которого защищена крышей сложного рельефа, позволяющей продемонстрировать разные варианты озеленения крыш – как плоских, так и скатных. Вода, которая не впиталась зеленой крышей после полива, скапливается в самой низкой ее точке, образуя ручеек, который мягко стекает в специально установленный резервуар. Количество воды в резервуаре демонстрирует, какой небольшой объем воды требуется в естественных условиях для зеленой кровли, чтобы сохранить ее свежесть... Автор проекта – Габор Поттьонди".


"""Сад Пиковой Дамы": Авторы попробовали ландшафтными средствами представить зрителям свою интерпретацию пушкинского сюжета, проиллюстрировать изменчивость судьбы и иллюзорность человеческой мечты.
В центре композиции, на фоне белой отсыпки, установлена кованая ширма, за которой скрывается уединенный сад, подобный собственным садикам при дворцах коронованных особ, с экзотическими растениями редких видов. Створки ширмы увиты оранжерейными и садовыми растениями темных оттенков и украшены символами роковых карт – тройка, семерка, туз.
За ширму ускользает силуэт прекрасной Незнакомки в трепетном облаке цветущей белой виолы – бестелесный призрак Пиковой Дамы, символизирующий фортуну, безжалостно играющую страстями человека.
Фигура роковой дамы выполнена из металлической проволоки и украшена шлейфом из белых цветов с изображением символа карточной масти "пики", выполненного из темнолистных растений".

Павлин из цветов......и Цветок-мусоролов
Павлин из цветов......и Цветок-мусоролов


"Ruderis muscipula (Цветок-мусоролов) – садово-парковая контактная кинетическая скульптура ...Авторы скульптуры – Вильгений Мельников и Максим Герасименко.
Идея создания такой скульптуры была подсказана самой природой, которая настолько разнообразна, что в ней встречаются не только хищные животные, но и хищные растения. Среди них есть и растения-капканы.
...Мы надеемся, что наш "Цветок-мусоролов", как и живые растения, которые адаптируются к окружающим условиям, поможет экосистеме очищать себя от загрязнений окружающей среды, осуществляемой человеком.
...В отличие от живого цветка, наш цветок будет работать при нажатии педали, замаскированной рядом со скульптурой – он начнет открывать и закрывать "рот" и шевелить всеми волосками, которые есть на стебле".

Сад Яйцо Фаберже
Сад Яйцо Фаберже



Меня и многих других гостей на открытии очень порадовал сад с мало что обещающим названием "Яйцо Фаберже". Композиция была размещена на высоком овальном подиуме, окружена отличным травяным откосом и растительным бордюром, внутри же предлагала небольшое, но насыщенное путешествие – дорожка, ведущая сквозь ворота из красноцветных рододендронов, округлая площадь, в центре зеленый тисовый овал, от него полосы-лучи, и замыкающая рама из сиреневых и белых гортензий. Здесь главенствовали были пространство и образ – основы любого ландшафтного художества. Я обрадовался такому достижению нашей садовой культуры, но, как выяснилось, преждевременно. Автором композиции оказался берлинский ландшафтный архитектор Удо Дагенбах.

Лист из альбома Версаля, подаренного Петру IПрезентацию проекта ведет Ирина Михайловна Беляева (Библиотека Академии наук)Лист из альбома Марли, подаренного Петру I
Лист из альбома Версаля, подаренного Петру IПрезентацию проекта ведет Ирина Михайловна Беляева (Библиотека Академии наук)Лист из альбома Марли, подаренного Петру I


В дни фестиваля в Петербурге состоялось еще одно интересное событие из области садовой истории. На Санкт-Петербургском форуме в Эрмитаже был представлен проект издания двух ценнейших альбомов коллекции Петра I. Собрания чертежей Версаля и Марли, подаренные императору герцогом д'Антеном и послужившие основой для работ в Петергофе, хранятся в Библиотеке Академии наук и известны лишь специалистам.

Презентация издания альбомов Версаля и Марли в Эрмитаже
Презентация издания альбомов Версаля и Марли в Эрмитаже

В 2014 году французское издательство Конессанс-Мемуар (www.connaissance-memoires.fr) выпустит дорогостоящие факсимиле этих альбомов, и одновременно с ним – сборник материалов, включающих не только все репродукции, но и целый ряд статей российских и французских авторов. Организаторы проекта, с которыми я по счастливому стечению обстоятельств повстречался в БАН, рекомендовали мне и коллегам обратить внимание на предварительную подписку по сниженной цене.



Вот что сообщается в буклете: "Сборник материалов на русском, французском или английском языке". 272 с., формат 24х32 см. Цены по подписке до 30.11.2013 – 70 евро + пересылка, после выхода в свет – 145 евро + пересылка. Адрес для переписки: cormery.c-c@wanadoo.fr. Поскольку на сайте издательства информации о книге пока нет, прилагаю ссылку на отсканированные мною страницы буклета: скачать страницу 1. скачать страницу 2.


Вечер открытия фестиваля ознаменовался приятной и запоминающейся церемонией перед Мраморным дворцом. Садовникам Оранского дома – хранителям королевского парка в Хет Лоо – был вручен русский "оранж", а глава знаменитого селекционного дома Мейян, преодолев заторы по дороге из аэропорта, дарил дамам розы своего нового сорта.

Михаэль и Айке Роде (Потсдам) у ограды Летнего сада
Михаэль и Айке Роде (Потсдам) у ограды Летнего сада


Для меня этот праздник закончился еще одним сюрпризом – среди членов жюри оказался мой коллега и друг, хранитель садов Пруссии Михаэль Роде. Вечер был солнечным, и мы прошли на экскурсию в обновленный Летний сад.

 

Летний сад, 7 июня 2013 года
Летний сад, 7 июня 2013 года

Увидев его впервые после реконструкции, я постарался оставить (вполне законные) предубеждения – и в целом этот новый сад понравился. Первое, что следует отметить – старый темный Летний сад никуда не делся, его большие деревья все так же шелестят от Летнего дворца до Михайловского замка. Второе – скульптурные копии весьма хорошего качества и не нарушают общего впечатления. Третье – в центральной части на месте простых дорожек с кустарниками появились выразительные перголы с перспективными видами на фонтаны. И четвертое – боковая часть, прежде почти пустынная, стала насыщенным партером с "диким" фонтаном и регулярными рядами ваз и фигур. Общий вид и цвета подобраны близко к петергофским, и, видимо, не случайно. Два воссозданных петровских ансамбля теперь можно воспринимать в едином ключе.



Мне понравились боскет-площадь, в котором теперь оказался памятник Крылову, выровненные зеленые берега Карпиного пруда с Эльфдаленской вазой. Жаль, что восстановлены далеко не все петровские павильоны, а возле оранжереи стоит невзрачный корпус инженерных служб. Очень радует находящийся неподалеку цветочный "огород" с грядками в духе петровских времен.

И только одно место мне (и Михаэлю) не понравилось совсем – овальный пруд с неживыми, какими-то компьютерными беседками и оградой. Нехороша и мутная вода этого пруда. Думаю, раньше или позже эта часть сада будет переделана.

Партер Летнего сада, окаймленный кустами брусники
Партер Летнего сада, окаймленный кустами брусники


Общее впечатление от фестиваля – полпути от наивных "живых картинок" к подлинно садовому, образному творчеству пройдено. Остается пожелать авторам ближайших лет поскорее пройти его до конца.



Борис Соколов, 17.06.2013
Фото автора

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.