Аллегория
-- передача отвлеченного понятия при помощи образа. Это один из способов сообщения посетителю о программе сада, о вкусах и убеждениях владельца. Аллегорическую нагрузку почти всегда имеет садовая скульптура. Верхний сад Версаля украшен четырьмя группами “Времена года” -- лежащий бог или богиня окружены детскими фигурами, которые своими действиями поясняют сюжет. В группе Флоры (Весна) они плетут венки из роз, в бассейне Сатурна (Зима) греются у огня.
В Версале (и в подмосковном Архангельском) посетителя встречают женские фигуры четырех Стран света -- Европа с быком, Азия в восточных одеждах, Африка со шлемом в виде головы слона и Америка, увенчанная орлиными перьями. Сад оказывается центром мира и средоточием его бескрайних просторов. В Павловске одно из первых впечатлений путешественника -- Павильон Трех Граций, мраморные фигуры которых поддерживают вазу, посвященную их отсутствующей повелительнице Венере. Так восприятие парка окрашивается темами красоты и любви.
Более сложное применение аллегории -- намек на литературные или мифологические параллели. В Нимфенбурге, загородной резиденции баварских курфюрстов, среди скульптур партера присутствует Сатурн, пожирающий младенца, -- это аллегория времени и смены поколений (подобная смене эпохи Сатурна властью Юпитера). Рядом стоит его супруга Рея, основательница городов -- старуха в короне из крепостных стен. Вместе эти фигуры создают образ мифической древности, начала истории и скоротечности земной жизни.
Аллегории встречаются и на садовых клумбах -- выполненные из цветов гербы, геральдические лилии и короны. В Версале можно видеть клумбы с силуэтами лилий, геральдического цветка династии Бурбонов.
А в романе Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (1499) герой видит на острове Венеры клумбу с изображением орла и надписью "ALES MAGNA DICATA OPTIM[O] IOVI" - "Великая птица, посвященная благому Юпитеру" (лат.).
В голландской королевской резиденции Хет Лоо устроены фонтаны-аллегории: земной и небесный глобусы, брызжущие во все стороны струйками воды. Нетрудно догадаться, что они выражают идею всемирного могущества Голландии. Прелесть садовой аллегории -- в отсутствии слов. Объясненная табличкой с подписью (как это сделал Петр I со скульптурами Летнего сада), аллегория становится назидательной, отделяется от садового мира. Чем естественнее изображение вписывается в пейзаж, тем интереснее его встречать, разгадывать и оценивать. В романтическом парке усадьбы Софиевка есть сцена, украшенная сломанной колонной и трехструйным каскадом. Каскад "Три слезы" символизировал скорбь по трем умершим детям Станислава и Софьи Потоцких.
Влюбленный в поэзию Версаля Александр Бенуа не только изображал фонтаны Времен года, но и фантазировал на их тему, превращая понятные всем аллегории в загадочные, символистские образы. В "Прогулке короля" фигура бога отсутствует, и, словно оставшись без присмотра, любопытные бронзовые младенцы повернулись к Людовику передом, а к зрителю спиной...
В "Фантазии на Версальскую тему" боскеты и гермы сумрачного парка вырастают до небес, ветер уносит крошечные фигурки придворных, а в бассейне, ставшем из круглого восьмиугольным, виден золоченый мальчик -- единственный его обитатель.
Сразу же после моей первой поездки в Версаль я набросал картину, в которой среди почерневших и оголенных садов на террасе Латоны выступает одетый в зимние одежды король, сопровождаемый несколькими приближенными. Теперь же это “видение” стало меня преследовать, и куда бы я в Версале не направлял свои шаги, мне всюду мерещилась эта самая, чуть согбенная, но все же еще величественная фигура, то тяжело ступающая, опершись на трость, то сидящая в золоченом колоссальном кресле. Сначала я полагал поместить такую сцену в ту обстановку, которая служила мне для самого первого из моих версальских набросков — иначе говоря, у бассейна Латоны. Но затем я придумал “декорацию” более выразительную, а именно — я изобразил нечто напоминавшее один из четырех бассейнов Времен Года. Александр Бенуа. Мои воспоминания
Борис Соколов, текст и фото, 28.10.07
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2023. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |