Людовик XIV. Как показывать Версальские сады

 

Говорят, что непосредственно перед смертью в 1700 году, Андре Ле Нотр, ландшафтный архитектор, создатель Версальских садов, посетил их в последний раз в сопровождении короля. Хотя не известно было, какой маршрут они выберут, Людовик XIV надеялся, что Ле Нотр последним предчувствием созидателя подскажет новый путь осмотра красивейшего парка мира. Очень возможно, что их посещение, соответствовало маршруту, разработанному более чем за десятилетие до этого.
В самом деле, маршрут был необходим для посещения Версальских садов, если верить тому, что Андре Фелибьен, придворный летописец, объяснял в описании Версальского замка: “Существует бесчисленное множество предметов, которые, притягивают взгляд отовсюду от чего пребываешь в растерянности: какой путь выбрать. Лучше всего следовать указаниям, которые я разработаю, с тем чтобы сделать все кругом наиболее удобным и наименее утомительным”. Версаль не только пространственный, но и временной лабиринт, так как сады и дворцы были постоянно в состоянии строительства, подвергаясь перестройкам и преобразованиям в течении почти полувека. Людовик XIV прекрасно сознавал важность хода и ритма посещения садов. Поэтому то в 1689 году он составил инструкцию, “Способ показывать Версальские сады”, которую он переработал еще в пяти вариантах, последний из который вышел в 1705 году.
В годы, когда проводились крупные праздники, внешний вид Версаля постоянно совершенствовался, с целью превратить его в обрамление, соответствующее таким спектаклям, как: “Удовольствия очарованного острова” (1664), “Великие королевские увеселения в Версале” (1668) и “Версальские увеселения” (1674). В определенном смысле последовательность увеселений – прогулка, музыка, театр, обед, балет, салют – уже определяли маршрут, “правила посещения” садов, и намечали район посещения в соответствии с практическими и символическими требованиями праздника. Однако, подобный маршрут, каждый раз связанный с определенным событием не мог полностью отвечать ни повседневным потребностям, ни удовольствиям, получаемым от каждого посещения. Для организации прогулки было желательно наличие инструкции. Существовали уже тексты, предлагающие определенные маршруты, такие как “Прогулка по Версалю” Мадлен ле Скюдери и “Любовные похождения Психеи и Купидона” Жана де Ла Фонтена. Но эти произведения были навеяны мотивами скорее литературными, нежели практическими. Когда закончился период больших праздников, а двор окончательно обосновался в Версале, дворец и сады сами стали представлять собой зрелище. Инструкции к посещения садов Версаля стали, тем более важными, так как они гарантировали, что взгляды короля будут совпадать с ними. Разделяя эстетические принципы Мадлен ле Скюдери, по которым “искусство украшает природу”, так же как и технологические требования выведенные из картезианской метафизики и направленные на “подчинение себе природы”, воля короля символически записанная в эстетику Версаля, была, таким образом, довершена и закреплена в разработанном им маршруте. Этот маршрут, хотя и длиной в восемь километров, включал в себя лишь малую часть множества диковинок, которые следовало осмотреть.
Интересно отметить однако, что этот маршрут решительно пренебрегал мифологическим духом Версаля. Лучезарный символизм, присутствующий повсюду, не акцентировал формальную сторону, наиболее важную для сада. Великолепная центральная ось, вела от замка к центральной аллее и соединялась над каналом с бесконечно удаленной и уходящей в перспективу линией, ведущей в сторону захода солнца. Людовик XIV, можно сказать, старался навязать превосходному произведению возвышенный эстетический опыт, исходящий из его собственного вкуса и воли. Но разве это отличается от того, что совершает каждый посетитель Версаля, выбирая какой бы то ни было маршрут?
Лаконичный и четкий тон инструкций для показа версальских садов может объясняться многочисленными стремлениями: навязать единственно возможное видение внутри обширного и сложного ансамбля Версаля, сбалансировать ритм посещения, который, по определению, выполняет функцию движения и изменения перспективы, наконец, выявить визуальный опыт, связанный с местом несущим очень большую символическую нагрузку. Следовательно, маршрут делает акцент на неподвижное, формальное, классическое, одним словом “картезианское” восприятие этого большого, чисто французского сада, в ущерб его динамическому, барочному аспекту. Таким образом, инструкции дают аполлоническое видение Версаля, в соответствии с эстетическими взглядами короля часто повелительными и указывающими, которые воспринимаются, благодаря способу их выражения как королевский указ и как требования этикета. Тем не менее, любовная, фантасмагорическая, эфемерная и эротическая реальность поджидает посетителей на каждом шагу. Так как эстетическая логика сада во французском стиле сочетает геометрическое расположение садов с декоративными орнаментами, изгибами, эфемерностью человеческого восприятия; технологические диковинки того времени с мифичелким и поэтическим символизмом. Неоклассицистический формализм этих садов постоянно уравновешивается, обогащается и, в конце концов, нарушается динамизмом барокко присущим бесконечному числу возможных маршрутов.
Существует также и другой маршрут по Версалю, который вписывается в саму структуру садов. Людовик XIV очень гордился водными эффектами своих садов, бесчисленными фонтанами, бассейнами, каналами и другими изобретениями, показывающими игру воды. Это была совершенно обоснованная гордость, так как подведение воды в сады, гидравлическая система и созданный с этой целью, механизм Марли были новшеством в технике, имеющим самое большое значение, истинным чудо в мире барокко. Но, несмотря на это, напор воды был недостаточным, чтобы заставить работать все фонтаны одновременно. Следовательно, маршрут был оборудован таким образом, чтобы во время прогулок короля и придворных, фонтаны, находящиеся в поле их зрения были включены, и выключались когда они проходили мимо, а другие фонтаны приводились в действие. Таким образом, очарование этой удивительной поэзии воды ограничивалось технической необходимостью.
Наверное, этот маршрут, проходящий через фонтаны и бассейны, был наилучшим для XVII века, отражая концепцию предложенную королем. Искусство, природа и технология объединились здесь, чтобы достигнуть наибольшего результата в воздействии иллюзий, очарования и желаний. Оба маршрута, “пера и волны”, и сегодня продолжают руководить нами при посещении Версаля.
Мы решили представить два варианта Инструкций к показу садов Версаля: правила датированные 19 июля 1689 года в 18 часов, ставшей первой из шести вариантов и написанная специально для посещения Версаля королевой Англии Марией-Беатрисой д’Эсте; вторая, более длинная датируется 90-ми годами. 

Ален С. Вейc, перевод с французского Ю.А. Поляковой 

 

Людовик XIV. Как показывать версальские сады

19 июля 1689 года, в 6 часов вечера


Выйдя из купален, направиться к центру оранжереи, а затем в сторону лабиринта, там сделать остановку, дабы полюбоваться апельсиновыми деревьями и замком. 
Пройти сверху от фонтана Латоны, там сделать остановку, и идти до Марэ, где будут предложены фрукты и мороженое.
Спуститься до фонтанов Цереры и Флоры.
Войти в Купальни Аполлона и обойти их кругом.
Дойти до боскета Энкелада, выйти через нижнюю часть, чтобы дойти до кабинета Совета.
Вернуться и, пройдя мимо фонтана Флоры, подняться на Гору.
Идти к театру, пройдя мимо фонтана Цереры.
Снова пройти мимо Марэ, не заходя туда.
Идти к трем фонтанам по верху, где вас будет ждать мороженое.
Спуститься, чтобы дойти до фонтана Нептун, обойти вокруг Дракона.
Пройти через Триумфальную арку.
Снова подойти к Нептуну, обойти его с внешней стороны, дойти до карет, находящихся у решетчатой ограды, доходящей до Трианона.

 

Людовик XIV. Как показывать версальские сады

Новый, не датированный вариант

 
1. Выйдя из замка через вестибюль, выходящий в Мраморный двор, пройти на террасу; остановиться на верхней ступени для осмотра расположения водных партеров и фонтанов с Беседками.
2. Затем идти прямо сверху от фонтана Латоны и остановиться для того, чтобы рассмотреть его (1) , Тритонов, пресмыкающихся, статуи, королевскую аллею, фонтан Аполлона, Канал, затем обернуться, чтобы увидеть Цветник и замок.
3. Повернуть налево, чтобы пройти между Сфинксами; по пути сделать остановку перед Беседкой, чтобы взглянуть на декоративные вазы и водную гладь; дойдя до Сфинксов, сделать остановку, чтобы полюбоваться южным партером, затем идти прямо по верху оранжереи (2) откуда можно видеть посадки апельсиновых деревьев и Швейцарское озеро. 
4. Повернув направо, подняться между бронзовым Аполлоном и Лантеном, затем остановиться у выдающейся вперед части, откуда видны фонтаны Бахуса (3) и Сатурна.
5. Спуститься справа от оранжереи и пройти в апельсиновый сад. Пройти прямо к фонтану, откуда полюбоваться оранжереей, пройти по аллеям больших апельсиновых деревьев, потом в закрытую оранжерею и выйти через вестибюль со стороны лабиринта.
6. Войти в лабиринт (4) и, спустившись к фонтану “Утки и собака”, подняться, чтобы выйти со стороны фонтана Бахуса.
7. Осмотреть Бальный зал, обойдя его кругом, пройти в центр и выйти снизу от спуска фонтана Латоны.
8. Идти прямо снизу от Латоны и по пути осмотреть маленький фонтан Сатира, который находится в одном из боскетов. Остановиться, чтобы полюбоваться спусками, декоративными вазами, статуями, Тритонами, фонтаном Латоны и замком, и находящимися с другой стороны королевской аллеей, фонтаном Аполлона, каналом, боскетами, фонтанами Флоры и Сатурна, справа Церерой, а слева Бахусом.
9. Спуститься вниз, пройдя мимо фонтана в виде жирандоли (5), который виден, когда направляешься к Сатурну, пройдя мимо него, идти к королевскому острову.
10. Пройти по платине, огражденной перилами с обеих сторон, осматривая окрестности. Спустившись вниз, остановиться, чтобы полюбоваться декоративными вазами, раковинами, бассейнами, статуями и портиками.
11. Потом дойти до малой аллеи, ведущей к Аполлону, подняться на галерею; обойти ее и пойти по аллее, которая ведет на колоннаду.
12. Войти на колоннаду, дойти до середины, где оглядеться кругом, чтобы лучше рассмотреть колонны ограды, барельефы и бассейны. Выйдя остановиться, чтобы полюбоваться группой Гидий, и идти в сторону королевской аллеи.
13. Спустившись к Аполлону (6), остановиться и осмотреть фигуры, вазы королевской аллеи, Латону и замок, а также полюбоваться каналом. Если есть желание осмотреть в тот же день Зверинец и Трианон, придется пройти не останавливаясь около других фонтанов.
14. Войти в маленькую аллею, ведущую к Флоре (7), пойти к купальням Аполлона и обойти их, чтобы осмотреть статуи, беседки и барельефы.
15. Пройти по боскету Энкелада, которую следует обойти лишь с одной стороны, а, осмотрев ее, спуститься вниз.
16. Войти в кабинет Совета, подняться к Флоре и обойти ее с одной стороны.
17. Подняться на гору, пройти по малой аллее до поворота у входа в центр Звезды, а, оказавшись там, обойти гору.
18. Затем идти к Церере, чтобы пройти в театр, при этом можно полюбоваться легкими аркадами и увидеть некоторые перемены в парке.
19. Выйти по нижнему северному спуску и обойти Маре.
20. Выйти к трем фонтанам(8) по верхней аллее, спуститься и, осмотрев фонтаны трех уровней, пройти по аллее, ведущей к Дракону.
21. Обойти Дракона (9), и осмотреть фигуру Нептуна и водяные струи этого фонтана.
22. Дойти до Триумфальной арки, где обратить внимание на разнообразие фонтанов, их струй, водной глади и резервуаров, фигур и различных водных эффектов.
23. Выйти, пройдя мимо Дракона и по аллее Детей, остановиться между двумя нижними бассейнами, повернуться, чтобы увидеть струи фонтанов Нептун (10) и Дракон, а затем продолжить подъем по названной аллее.
24. Остановиться у нижней водной глади и осмотреть барельефы и остальную часть этого фонтана.
25. Пройти позади фонтана “Пирамида”(11), где ненадолго остановиться. А затем подняться к замку по мраморным ступеням, которые находятся между Эсгизером и стыдливой Венерой, обернуться на верхней ступени, чтобы увидеть северный партер, статуи, вазы, Венки, Пирамиду и ту часть фонтана Нептуна, которая отсюда видна, затем выйти из сада через ту же калитку, в которую вошли.

Если возникнет желание посетить в тот же день Зверинец и Трианон, то после отдыха возле фонтана Аполлона, можно сесть в лодку, чтобы отправиться туда.
Поднимаясь на амфитеатр, сделать остановку, чтобы полюбоваться каналом и его завершением со стороны Трианона.
Пройти в помещение, находящееся посередине.
А затем посетить все загоны, где находятся звери.
После этого снова сесть в лодку, чтобы отправиться в Трианон.(12)

Приехав, подняться по сходням, сделать наверху остановку и полюбоваться тремя струями фонтанов, каналом и его завершением со стороны зверинца.
Идти прямо к фонтану, находящемуся посередине нижнего партера, там задержаться, чтобы рассмотреть здание.
Затем осмотреть его изнутри, войти в перистиль, откуда видна подъездная аллея, а из сада можно увидеть двор. Затем пройти в другую часть дворца, до салона, находящегося в верхней части галереи.
Осмотреть королевский сад.
Вернуться через тот же салон в конце галереи, чтобы попасть к источнику.
Затем пройти по галерее до леса.
Идти вдоль террасы до угла, откуда виден канал, повернуть затем к кабинету в конце крыла, откуда виден замок, лес и канал.
Выйти оттуда и, пройдя вдоль жилого корпуса со стороны служебных помещений, дойти до центральной аллеи.
Находясь в центре дворца, можно увидеть лес, большую струю фонтана и затененную водную гладь.

Спуститься прямо к цветникам и газонам, остановиться в нижней части темной аллеи, чтобы рассмотреть струи фонтанов, находящихся рядом с ней.
Пройти к фонтану, расположенному в малом боскете, чтобы направиться к нижнему каскаду.
Подняться вдоль аллеи до Верхнего каскада.
Затем пересечь нижний партер по аллее по направлению к конюшне, напоминающей подкову.
Спуститься оттуда, чтобы сесть в лодки, плывущие к фонтану Аполлона.
Пойти по аллее, ведущей к Флоре, а затем к Купальне Аполлона и осмотреть остальное, как было указано выше.


Louis XIV. Maniere de montrer les Jardins de Versailles. Paris, 1999. P. 7-21. Пер. А.Ю. Поляковой
 

 
 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.