Аллея

Багатель, Булонский лес, Париж. Дорожка, покрытая белым песком
Багатель, Булонский лес, Париж. Дорожка, покрытая белым песком
В современном понимании — широкий прямой путь, окруженный зеленой стеной и предназначенный для прогулки либо проезда. Действительно, смысл французского слова allee восходит к латинскому глаголу ambulare (прогуливаться). Но садоводы и архитекторы прежних времен различали несколько видов таких дорог.

Аллея может быть предназначена для проезда экипажей к усадьбе — это подъездной путь, соединяющий в себе торжественность визита и естественность природы, путь, через который совершается вход в садовый мир и первое знакомство с ним. Со времен Шумера и Египта вплоть до наших дней такой путь делали прямым и перспективным, ориентировали на фасад главного дома и обсаживали высокими, придающими ему крупный масштаб деревьями — кипарисами, ясенями, липами, каштанами. Известны примеры широких зеленых проспектов длиной в несколько километров — так устроен въезд в английскую усадьбу Бленем.

Карлсауэ, Кассель. Главная аллея. Вид на оранжереюКарлсауэ, Кассель. Главная аллея. Вид на остров
Карлсауэ, Кассель. Главная аллея. Вид на оранжереюКарлсауэ, Кассель. Главная аллея. Вид на остров

Бленем. Большая аллея. СхемаБленем. Большая аллея. План XVIII в.
Бленем. Большая аллея. СхемаБленем. Большая аллея. План XVIII в.

В пейзажную эпоху строгую линию въездной аллеи старались совместить со свободными формами рельефа и живописными видами. Английский теоретик XVIII века Томас Вейтли приводит примеры, доказывающие, что приближение к дому может одновременно быть богатой впечатлениями видовой прогулкой: "По обеим сторонам от въезда расположены изящные павильоны; пространство между ними представляет собой светлый открытый палисад, целиком пересекающий чудесную долину; дорога ведет через низину, извиваясь среди небольших естественных холмов и на каждом повороте представляя взгляду новую сцену; наконец она плавно поднимается по пологому склону к дому, и там подъем, представлявшийся небольшим, образует весьма возвышенную панораму, к которой подъездной путь восходит постепенно, не покидая долины". Лишь в конце этого путешествия вьющаяся дорога превращается в перспективную аллею с дальними видами по его сторонам: "здесь путь не менее приятен, чем его финал".

Бленем. Большая аллея, Колонна и мостШарлоттенбург, Берлин. Въездная аллея
Бленем. Большая аллея, Колонна и мостШарлоттенбург, Берлин. Въездная аллея


Советы Вейтли можно увидеть воплощенными и в наших парках: Екатерина II, высоко ценившая его книгу, сделала главным въездом в Царское Село аллею, проходящую под двумя арочными мостами — Капризами и дающую удивительные виды Китайской деревни и Александровского парка.

Павловск. Дворец и тройная аллея. Снимок со спутникаВерсаль. Детская аллея
Павловск. Дворец и тройная аллея. Снимок со спутникаВерсаль. Детская аллея

В любом саду и парке есть прогулочные аллеи, по которым при желании можно ездить в карете либо верхом. Великолепные тройные аллеи в Царском Селе и Павловске соединяют в себе центральный проездной путь и две пешеходные дорожки, каждая из которых позволяет любоваться различными видами парка. Специально для конных прогулок предназначены извилистые аллеи в павловском парке Белая береза. Молодые члены царской семьи устраивали игру в фанты: какой маршрут вынется, тот и будет сегодняшним путешествием.

Марли. План парка. Альбом XVIII в.Павловск. Парк Большая Звезда. Снимок со спутника
Марли. План парка. Альбом XVIII в.Павловск. Парк Большая Звезда. Снимок со спутника

Регулярный парк французского стиля — Версаль, Марли, Гатчина — распространял свой план и на окружающие угодья. Аллеи продолжались просеками, пересечение которых создавало площадь-"звезду". Широкий проспект посреди лесной чащи производит особый эффект: мы чувствуем власть человека над широким простором шумящего леса. Аллеям подобны и знаменитые дороги, трезубцем расходящиеся от версальского дворца и рассекающие Францию. Это полная противоположность "пейзажным" аллеям Вейтли, назначение которых — оттенить и усилить естественные красоты места.

Вильхельмсхойе. Каскад и аллея, ведущая в Кассель
Вильхельмсхойе. Каскад и аллея, ведущая в Кассель

Главные аллеи в королевских и княжеских резиденциях, наглядно осуществляющие власть над окружающим пространством, нередко превращаются в проезжие магистрали. Трехкилометровый партер в Казерте, резиденции неаполитанского короля, спускается с горного хребта и, миновав огромный дворец, превращается в прямую как стрела дорогу длиною в тридцать километров, ведущую в Неаполь. Автор проекта Луиджи Ванвителли предлагал превратить эту ось в водный канал... Еще нагляднее топография власти, распространяющейся от загородного дворца на столичный город, осуществлена в немецком Касселе. Ландграф Карл устроил на соседнем горном склоне (здесь многое напоминает Казерту - идея итальянского горного парка перенесена сюда приглашенным зодчим Джованни Гверньеро) усадьбу Вильхельмсхойе, осью которой служит водный каскад. Он переходит в аллею, которая спускается в долину и рассекает Кассель пополам.

Волынщино. Въездная аллея и обелиски
Волынщино. Въездная аллея и обелиски

Чем аллея отличается от дорожки? Прежде всего, настроением и степенью приближения к природе. Садовая дорожка, даже если она проложена архитектором, кажется вытоптанной, возникшей стихийно. Дорожка гораздо охотнее следует формам рельефа, извивается, петляет, сбегает в ложбины и поднимается на холмы. Она предназначена для неспешного любования природой, от которой человека не отделяет ни стена деревьев, ни торжественность пропорций. Дорожка — путь для двоих, попутчиков либо встречных, и ее ширина редко бывает более двух шагов. А если бывает, мы невольно воспринимаем ее как прогулочную аллею.

Потсдам. Парк Бабельсберг. Снимок со спутникаПотсдам. Парк Бабельсберг. Пейзажные дорожки
Потсдам. Парк Бабельсберг. Снимок со спутникаПотсдам. Парк Бабельсберг. Пейзажные дорожки

Во Франции времен Ленотра возникла интересная классификация садовых дорог. Белыми называли те, что посыпаны песком, зелеными — аллеи, покрытые дерном. Пейзажная эпоха добавила сюда третий тип — аллеи и дорожки, покрытые гравием. Хрустящие под ногой крупные камешки не разметаются ветром, как песок, выглядят естественнее и вдобавок служат естественной защитой от зарастания: проходя по дороге, вы перетираете стебельки пробившихся сквозь почву трав.

Москва. Сквер в Весковском переулке. Неудачная попытка создания извилистой пейзажной дорожки в городской средеЦарицыно. Гранитная дорога перед Большим дворцом
Москва. Сквер в Весковском переулке. Неудачная попытка создания извилистой пейзажной дорожки в городской средеЦарицыно. Гранитная дорога перед Большим дворцом

Девятнадцатый век упростил аллеи и дорожки общественных парков, покрыв их серым и безжизненным пластом макадама, а потом и тармака. Макадам (macadam) – дорожное покрытие, изобретенное шотландским инженером Джоном Мак-Адамом и состоящее из слоев почвы и утрамбованного щебня. Улучшенный вариант с покрытием из вязкого битума стали называть "смоляной макадам" (tarmacadam) или просто "тармак" (tarmac). Это удобное, но лишенное пейзажной красоты дорожное полотно известно нам под именем "асфальт" (от греческого "смола"). А современные столичные архитекторы пытаются добавлять роскоши парковым дорожкам, покрывая их гранитом. В Царицыне это покрытие разрушает впечатление от пейзажной зеленой лужайки, на которой Баженов разместил дворцы-павильоны: живой пейзаж в буквальном смысле каменеет. Безупречны в историческом и художественном отношении аллеи и дорожки Царского Села, Петергофа, Павловска.

Версаль. Малый парк. Аллея Аполлона. Фотография сделана до бури 26.12.99Шахматово. Дорожка в саду
Версаль. Малый парк. Аллея Аполлона. Фотография сделана до бури 26.12.99Шахматово. Дорожка в саду

Садовая дорожка – хрупкий элемент парка, рассчитанный на неспешный шаг или немногочисленную кавалькаду хозяев имения. В многочисленных парках Потсдама недавно запретили езду на велосипедах, шины которых разрезают слои гравия и портят структуру дороги. Еще одно напоминание о том, как много искусства и труда нужно вкладывать в создание и сохранение, казалось бы, природных парковых пейзажей!

© Борис Соколов, текст и фото, 28.10.07  

 

 

Аллегория
Аллея
Ах-ах
Виды
Газон
Галереи и подземные ходы
Гений места
География
Графика
Грот
Деревня
Животные
Каскад
Лабиринт
Масштаб
Мосты
Надписи
Озера и острова
Оранжерея
Освещение
Павильоны
Памятник
Партер
Перспектива
Путешествия
Реконструкция
Руины
Сад в искусстве
Садовая мебель
Садовые стили
Секретный сад
Скалы
Скульптура
Сюрпризы
Театр
Типы садов
Топиарий
Утопия
Фонтаны
Храмы
Цветы
Эрмитаж
 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.