Аллея
В пейзажную эпоху строгую линию въездной аллеи старались совместить со свободными формами рельефа и живописными видами. Английский теоретик XVIII века Томас Вейтли приводит примеры, доказывающие, что приближение к дому может одновременно быть богатой впечатлениями видовой прогулкой: "По обеим сторонам от въезда расположены изящные павильоны; пространство между ними представляет собой светлый открытый палисад, целиком пересекающий чудесную долину; дорога ведет через низину, извиваясь среди небольших естественных холмов и на каждом повороте представляя взгляду новую сцену; наконец она плавно поднимается по пологому склону к дому, и там подъем, представлявшийся небольшим, образует весьма возвышенную панораму, к которой подъездной путь восходит постепенно, не покидая долины". Лишь в конце этого путешествия вьющаяся дорога превращается в перспективную аллею с дальними видами по его сторонам: "здесь путь не менее приятен, чем его финал".
В любом саду и парке есть прогулочные аллеи, по которым при желании можно ездить в карете либо верхом. Великолепные тройные аллеи в Царском Селе и Павловске соединяют в себе центральный проездной путь и две пешеходные дорожки, каждая из которых позволяет любоваться различными видами парка. Специально для конных прогулок предназначены извилистые аллеи в павловском парке Белая береза. Молодые члены царской семьи устраивали игру в фанты: какой маршрут вынется, тот и будет сегодняшним путешествием.
Регулярный парк французского стиля — Версаль, Марли, Гатчина — распространял свой план и на окружающие угодья. Аллеи продолжались просеками, пересечение которых создавало площадь-"звезду". Широкий проспект посреди лесной чащи производит особый эффект: мы чувствуем власть человека над широким простором шумящего леса. Аллеям подобны и знаменитые дороги, трезубцем расходящиеся от версальского дворца и рассекающие Францию. Это полная противоположность "пейзажным" аллеям Вейтли, назначение которых — оттенить и усилить естественные красоты места.
Главные аллеи в королевских и княжеских резиденциях, наглядно осуществляющие власть над окружающим пространством, нередко превращаются в проезжие магистрали. Трехкилометровый партер в Казерте, резиденции неаполитанского короля, спускается с горного хребта и, миновав огромный дворец, превращается в прямую как стрела дорогу длиною в тридцать километров, ведущую в Неаполь. Автор проекта Луиджи Ванвителли предлагал превратить эту ось в водный канал... Еще нагляднее топография власти, распространяющейся от загородного дворца на столичный город, осуществлена в немецком Касселе. Ландграф Карл устроил на соседнем горном склоне (здесь многое напоминает Казерту - идея итальянского горного парка перенесена сюда приглашенным зодчим Джованни Гверньеро) усадьбу Вильхельмсхойе, осью которой служит водный каскад. Он переходит в аллею, которая спускается в долину и рассекает Кассель пополам.
Чем аллея отличается от дорожки? Прежде всего, настроением и степенью приближения к природе. Садовая дорожка, даже если она проложена архитектором, кажется вытоптанной, возникшей стихийно. Дорожка гораздо охотнее следует формам рельефа, извивается, петляет, сбегает в ложбины и поднимается на холмы. Она предназначена для неспешного любования природой, от которой человека не отделяет ни стена деревьев, ни торжественность пропорций. Дорожка — путь для двоих, попутчиков либо встречных, и ее ширина редко бывает более двух шагов. А если бывает, мы невольно воспринимаем ее как прогулочную аллею.
Во Франции времен Ленотра возникла интересная классификация садовых дорог. Белыми называли те, что посыпаны песком, зелеными — аллеи, покрытые дерном. Пейзажная эпоха добавила сюда третий тип — аллеи и дорожки, покрытые гравием. Хрустящие под ногой крупные камешки не разметаются ветром, как песок, выглядят естественнее и вдобавок служат естественной защитой от зарастания: проходя по дороге, вы перетираете стебельки пробившихся сквозь почву трав.
Девятнадцатый век упростил аллеи и дорожки общественных парков, покрыв их серым и безжизненным пластом макадама, а потом и тармака. Макадам (macadam) – дорожное покрытие, изобретенное шотландским инженером Джоном Мак-Адамом и состоящее из слоев почвы и утрамбованного щебня. Улучшенный вариант с покрытием из вязкого битума стали называть "смоляной макадам" (tarmacadam) или просто "тармак" (tarmac). Это удобное, но лишенное пейзажной красоты дорожное полотно известно нам под именем "асфальт" (от греческого "смола"). А современные столичные архитекторы пытаются добавлять роскоши парковым дорожкам, покрывая их гранитом. В Царицыне это покрытие разрушает впечатление от пейзажной зеленой лужайки, на которой Баженов разместил дворцы-павильоны: живой пейзаж в буквальном смысле каменеет. Безупречны в историческом и художественном отношении аллеи и дорожки Царского Села, Петергофа, Павловска.
Садовая дорожка – хрупкий элемент парка, рассчитанный на неспешный шаг или немногочисленную кавалькаду хозяев имения. В многочисленных парках Потсдама недавно запретили езду на велосипедах, шины которых разрезают слои гравия и портят структуру дороги. Еще одно напоминание о том, как много искусства и труда нужно вкладывать в создание и сохранение, казалось бы, природных парковых пейзажей! © Борис Соколов, текст и фото, 28.10.07
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2023. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |