Курсы лекций и программы путешествий // Текст для печати

 

Борис Михайлович Соколов
доктор искусствоведения
Кафедра Всеобщей истории искусств
Российского государственного гуманитарного университета

gardenhistory <@> mail.ru

 

КУРСЫ ЛЕКЦИЙ И
ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ
ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА



ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

• Учет интересов и подготовки целевой аудитории (базовый профессиональный уровень, повышение квалификации, просветительные программы, программы для иногородних и иностранных групп,малые группы, лицеи и колледжи)
• Открытые, междисциплинарные и связанные с практикой методы обучения (обсуждение актуальных проблем, материал разных видов искусств и литературы, посещение памятников искусства и культуры)
• Аудиторные занятия иллюстрируются электронными визуальными материалами (PowerPoint, DVD, образовательный Интернет-портал) созданными автором курса
• Учебные курсы разработаны с учетом десятилетнего опыта преподавания в РГГУ
• Возможен выбор тем из программы-максимум каждого курса
• Приоритет отдается активным формам обучения — музейные и архитектурные экскурсии, выезды в другие города, обсуждение киносеансов и театральных спектаклей
• Языки преподавания: русский, английский



1. Введение в историю искусства

Курс для будущих профессионалов и любителей, помогающий понимать и воспринимать искусство, работать в области истории искусства и современной художественной жизни. Он состоит из трех частей. 1) "Задачи профессии" — особенности и способы интерпретации художественного произведения, основы профессионализма, стратегии образования и самообразования, термины и понятия, проблемы профессии. 2) "Практика искусствоведения" — основы работы с материалом искусства, формирование собственной библиотеки и медиатеки, работа с изображением (фотосъемка, архив, обработка, публикация), создание текста об искусстве. 3) "Эпохи и стили мирового искусства" — иллюстрированный обзор ключевых эпох, памятников, персоналий и проблем истории искусства от палеолита до начала XXI века.
В курсе используется материал изобразительного искусства, архитектуры, кино и театра. Предусмотрены 1) занятия в музеях, 2) архитектурные экскурсии, 3) практические занятия и задания.


2. Города и музеи России

Программа для любителей искусства и профессионалов — цикл выездных экскурсий, знакомящих с замечательными в художественном и историческом отношении городами России, а также с ценнейшими музеями крупных и малых городов.
Программа формируется согласно пожеланиям группы. Среди основных ее пунктов:
Москва и Центральный регион (Сергиев Посад и окрестности, Клин и окрестности, Звенигород, Боровск, Иваново - Шуя, Серпухов, Коломна, Рязань, Владимир, Суздаль, Калуга, Александров, Юрьев-Польской, Касимов - Муром, Гусь-Хрустальный, Тула)
Санкт-Петербург и окрестности (Петергоф — комплексное знакомство с городом, парками и музеями, Выборг,
Север (Новгород Великий и окрестности, Вологда - Кириллов - Ферапонтово - Белозерск)
Поволжье (Валдай - Осташков - Вышний Волочек, Углич, Кострома, Ярославль, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Астрахань)
Южный регион (Воронеж, Елец, Тамбов, Ростов-на-Дону и окрестности, Краснодар)
а также Смоленск, Калининград, Арзамас, Екатеринбург.


3. Города и музеи Европы

Программа для любителей искусства и профессионалов — цикл зарубежных экскурсий, знакомящих с замечательными в художественном и историческом отношении городами Европы и с их ценнейшими музеями.
Основные направления:
Украина: Киев - Чернигов - Нежин, Харьков - Полтава, Житомир - Винница, Львов - Карпаты - Ужгород, Одесса - Николаев - Херсон
Польша: Варшава - Краков - Гданьск - Белосток
Чехия: Прага - Ческе Будейовице - Кутна Гора - Карловы Вары
Германия: Берлин и Пруссия, Дессау и окрестности, Рейн-Дунай, Бавария
Франция: Париж, Иль-де-Франс, Луара и Шер, Нормандия, Юг
Бенилюкс: Брюссель - Антверпен - Брюгге - Гент, Амстердам - Гаага - Гарлем - Дельфт - Роттердам - Оттерло
Италия: Венеция - Равенна - Падуя - Виченца - Верона, Флоренция - Сьена - Пиза - Ассизи, Рим - Лаций - Тиволи - Витербо, Неаполь - Помпеи - Геркуланум - Пестум, Сицилия
Испания: Мадрид - Толедо - Вальядолид - Саламанка, Бильбао - Овьедо - Сантьяго-де-Компостелла, Андалусия (Кордова - Гранада - Севилья), Сарагоса - Барселона - Фигерас.
Скандинавия: Финляндия (Хельсинки, Турку), Швеция (Стокгольм - Упсала - Готланд - Борнхольм), Швеция - Дания (Мальмё - Эльсинор - Фредриксборг - Копенгаген - Оденсе), Норвегия (Осло - Берген - Тронхейм)


4. История русского искусства

Курс лекций, экскурсий и поездок, знакомящий любителей и начинающих профессионалов с основными этапами истории отечественного искусства, выдающимися памятниками и художниками. Курс состоит из частей
1) Искусство Древней Руси: архитектура, живопись, прикладное искусство и градостроительство Х — XVII столетий. Возможные выездные занятия — Третьяковская галерея, Русский музей, Московский Кремль, Музей имени Андрея Рублева, Музей П.Д. Корина, Киев, Новгород Великий, Ярославль, Ростов Великий, Вологда.
2) Искусство XVIII — второй половины XIX веков: архитектура, живопись, прикладное искусство и градостроительство петровского времени, послепетровского барокко, "века Екатерины", ампира, романтизма и реализма. Возможные выездные занятия — Третьяковская галерея, Русский музей, памятники Лефортова, Кусково, Царицыно, Архангельское, Санкт-Петербург, Царское Село, Петергоф.
3) Искусство Серебряного века: архитектура, живопись, прикладное искусство и градостроительство 1880 – 1910-х годов, эпохи символизма и авангарда. Возможные выездные занятия — Третьяковская галерея, Русский музей, Музей Серебряного века, дом-музей В.М. Васнецова, Абрамцево, Талашкино, Мелихово.
4) Искусство ХХ века: архитектура, живопись, прикладное искусство и градостроительство 1917 – 2000-х годов, эпохи авангарда, "сталинского стиля", поздних десятилетий советского и постсоветского периода. Возможные выездные занятия — Третьяковская галерея (новое здание), городской центр Москвы, Канал имени Москвы, Музей личных коллекций ГМИИ, Музей современного искусства.


5. Русское искусство ХХ века

Уникальный курс, посвященный проблемам, поискам и достижениям отечественного искусства 1880-2000-х годов. В полном объеме дается история идей, художественных течений, а также творческие биографии выдающихся живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов, широко привлекается материал социальной и культурной истории, памятники театрального и киноискусства. Курс состоит из трех частей. 1) "Искусство Серебряного века" — панорама художественной жизни, теории и практики символизма и стиля модерн в живописи и графике (от Васнецова и Семирадского до Борисова-Мусатова и "Голубой Розы"), скульптуре (от Антокольского до Матвеева) и архитектуре (от Парланда до Фомина), а также в театральном и декоративно-прикладном искусстве. 2) "Искусство авангарда" — история развития идей авангарда и их реализации в русском искусстве и архитектуре дореволюционного (от Кузнецова до Малевича) и советского (от "Живскульптарха" до школы Филонова) периода. 3) "От авангарда до концептуализма" — построенная по периодам история отечественного искусства и архитектуры 1930-середины 1950-х (от основания Академии художеств СССР до выставок нонконформистов и от Дворца Советов до высотных зданий Москвы), второй половины 1950-1970-х (от начала "сурового стиля" до первых концептуалистов), 1980-2000-х годов (от легализации художественных экспериментов до наших дней).
Курс построен на обширном визуальном материале (экранные презентации, посещение музеев), на сравнительном изучении художественных памятников и самостоятельных выводах участников группы, включает в себя просмотр и обсуждение кинофильмов, обогащающих понимание эпохи и стиля ("Аэлита" Протазанова и Экстер, "Счастье" и "Новая Москва" Медведкина, "Клятва" Чиаурели, "Неотправленное письмо" Калатозова и Урусевского, "Тема" Панфилова). В курсе используется натурная фотосъемка труднодоступных и малоизвестных памятников архитектуры (особняк Курлиной в Самаре, дом Городецкого в Киеве, усадьба фон Дервизов в Кирицах, Театр массовых действ в Ростове-на-Дону, Госпром в Харькове). Предусмотрены занятия в экспозициях современного искусства (музеи, выставки), архитектурные экскурсии, посещение мастерских художников.


6. Искусство Серебряного века

Тематический курс, посвященный истории идей, творческих поисков и личных судеб художников, архитекторов и деятелей театра 1880-начала 1920-х годов. Курс построен на анализе конкретных событий (выставка русских и финских художников, премьера спектакля МХТ "Синяя птица", представление футуристической оперы "Победа над солнцем") и памятников (номер журнала "Золотое руно" с итогами конкурса "на тему "Дьявол"", "Азбука в картинах" Бенуа, особняк Рябушинского в Москве, кинофильм Протазанова "Пиковая дама"). Материал разделен на хронологические периоды, внутри каждого из которых рассматриваются а) идеи и проблемы искусства, б) история живописи и графики, в) история архитектуры, г) художественная жизнь и новшества в области других искусств – музыка, театр, кино). Основные части курса: 1) "Поиски нового стиля: от Васнецова до Нестерова" — панорама искусства 1880-1900-х годов, связанного с уходом от "материализма" в область сказки (Васнецов), фантазии (Врубель) и формальных экспериментов (Коровин); история Абрамцевского и Талашкинского кружков, важнейших художников этого круга (Васнецов и Нестеров во Владимирском соборе Киева, нижегородские панно Врубеля). 2) "От "Мира искусства" до "Голубой Розы"" — история художественных объединений, определивших расцвет теории и практики символизма в отечественном искусстве, обзор их историко-культурных проектов (журнал "Мир искусства", Историческая выставка русского портрета, "История русского искусства под редакцией Игоря Грабаря"), особенности художественной жизни Петербурга и Москвы, творческие биографии выдающихся художников, рождение "музыкального" принципа воздействия на зрителя (Борисов-Мусатов и его последователи). 3) "От символизма к авангарду" — рассказ о происхождении идей и практики авангарда в русском искусстве 1910-х годов, его связях с эстетикой символизма, о творческом поиске выдающихся художников раннего авангарда (Кузнецов, Петров-Водкин, Лентулов, Кончаловский, Кандинский, Малевич). 4) "Архитектура Серебряного века" — систематический обзор истории архитектуры 1880-1910 годов, процесса перехода от эклектике к стилю модерн и от модерна к неоклассицизму 1910-х годов, анализ творчества выдающихся архитекторов Петербурга, Москвы и русской провинции.
Курс отражает многообразие идей, художественных форм и взаимодействие искусств, характерных для Серебряного века. Используется материал театрального и декоративно-прикладного искусства, литература и музыка эпохи. Курс построен на визуальных лекциях, созданных автором, и серии экскурсий в музеи (ГТГ, Музей Серебряного века, Дом-музей Васнецова) и усадьбы-заповедники (Абрамцево, Талашкино, Шахматово, Кирицы). Предусмотрены архитектурные экскурсии, просмотры кинофильмов и театральных спектаклей.


7. Кино и искусство ХХ века

Цикл видеолекций посвящен одной из замечательных страниц культуры ХХ века - диалогу кинематографа с живописью и архитектурой. Эти взаимоотношения начинаются перекличкой "монументального" исторического кино 1900-1920-х годов с живописными полотнами позднего романтизма ("Нетерпимость" Гриффита).
Среди тем курса - влияние символизма на язык кино ("Усталая смерть" Ланга), экспрессионизм и поэзия страха в кинематографе 1920-х ("Носферату - симфония ужаса" Мурнау и "Кабинет доктора Калигари" Вине), фрейдистские мотивы в кино ("М" Ланга, "Психоз" Хичкока), сюрреализм и новый киноязык ("Андалузский пес" Бунюэля/Дали, "Завороженный" Хичкока/Дали), киносказка ("Красавица и чудовище" Кокто) и киномиф ("Светлый путь" Александрова, "Орфей" Кокто). Особое внимание уделено экспериментам советского кинематографа ("Счастье" Медведкина, "Строгий юноша" Роома, "Бежин луг" Эйзенштейна, "Обломок империи" Эрмлера"), а также фильмам, выражающим дух эпохи ("Дети райка" Карне, "Кащей Бессмертный" Роу, "Черемушки" Раппапорта, "Забриски Пойнт" Антониони). 
Одна из главных тем курса – параллели с другими видами творчества. Среди них диалог кино и изобразительного искусства (живопись Караваджо и "Караваджо" Джармена; живопись Брейгеля и "Солярис" Тарковского; архитектура Гауди и "Профессия: репортер" Антониони, живопись Хогарта и "Барри Линдон" Кубрика), диалог кино и литературного произведения ("Сатирикон" Петрония и Феллини, "Декамерон" Пазолини, "три "Лолиты""), образ неведомого в кинематографе ("Космическая Одиссея" Кубрика, "Оно" Карпентера, "Этот смутный объект желания" Бунюэля), феномен массового кино в его банальных ("Унесенные ветром", "Звездные войны") и художественно содержательных ("Приключения барона Мюнхгаузена" Гильяма) вариантах.


8. Музыкальный театр и искусство ХХ века

Цикл видеолекций посвящен музыкальным произведениям и их постановкам, ярко отразившим эпоху, стиль и индивидуальность их создателей. Среди тем курса — 1) исторически значимые постановки и их восприятие ("Париж танцует Дягилева" в Гранд-Опера, "Посвящение Фокину" в Мариинском театре), взаимосвязи спектакля и его автора (Бенуа и "Петрушка"; Бакст, Нижинский и "Послеполуденный отдых фавна"), 2) великие спектакли ("Сила судьбы" с Корелли, Тебальди, Бастианини и Христовым, снятая на сцене театра Сан Карло в Неаполе в 1958 году), 3) великие артисты (видеосъемка дебюта Марии Каллас в Гранд-Опера, Нуреев в собственной постановке "Лебединого озера"), 4) фильм-опера и фильм-балет ("Волшебная флейта" Бергмана, "Травиата" Дзефирелли, "Бал" Сколы), 5) "опера с историей" (реальность, драматургия и музыка в "Тоске" Сарду/Пуччини; Древний Египет в "Аиде" Мариэтта/Верди, история Густава III Шведского в "Бале-маскараде" Верди).
Цель курса — "оживление" оперы и балета, введение заинтересованного зрителя в мир идей, образов, исторически развивающихся форм музыкального театра. Курс строится по одному из принципов, который оставляется на выбор слушателей: 1) исторический (Монтеверди, Глюк, Моцарт, Беллини, Доницетти, Глинка, Верди, Берлиоз, Вагнер, Чайковский, Пуччини, Бриттен, Шостакович, Яначек и т.п.), 2) национальный (Италия, Германия, Франция, Британия, Россия, Восточная Европа), 3) тематический ("Орфей" Монтеверди и эхо античной драмы, оперы Верди и тема судьбы, "Волшебная флейта" Моцарта и масонские идеи Просвещения, музыкальные драмы Вагнера и "произведение искусства будущего", "два Лебединых озера" — оригинальный вариант балета и его советская адаптация, кинорежиссер в опере — Бергман, Тарковский, Сокуров, символизм и опера — "Пелеас и Мелисанда" Дебюсси, "Кавалер розы" Штрауса, "Огненный ангел" Прокофьева).
В качестве дополнения к курсу предлагается посещение и обсуждение музыкальных спектаклей, создание круга любителей оперы и балета, организация музыкальных туров.


9. История садово-паркового искусства: Европа и Россия

Учебный курс, не имеющий аналогов на русскоязычном образовательном пространстве, построен на методических разработках, фотоматериалах и двадцатилетнем экспедиционном опыте его автора. История садов и парков раскрывается с ее художественной стороны; памятник показывается как сплав исторического стиля, личности создателей, литературной программы, ландшафтной выразительности сада и опыта, который может быть использован в современном садоводстве.
Курс охватывает историю европейского и российского садового искусства от древневосточных истоков до ленд-арта и состоит из трех частей:
1) Садовый алфавит — вводная часть курса, систематически подобранный визуальный словарь элементов (Вода, Зеленая архитектура) и форм (Грот, Эрмитаж, Павильоны) садового искусства. В него включены термины и главы, расширяющие представление о ландшафтном искусстве (География, Животные, Реконструкция). Все темы иллюстрированы конкретными историческими примерами.
2) Сады Европы — курс, посвященный важнейшим этапам истории и величайшим памятникам садового искусства Древнего Востока, Греции и Рима, Средних Веков, Возрождения и маньеризма, барокко, Просвещения, романтизма, "викторианской" эпохи, эпох модерна и ар-деко, концептуализма и ленд-арта. Особое внимание обращено на эпохи и памятники, давшие творческий импульс развитию садового искусства — Древний Рим (описания вилл Плиния Младшего, вилла императора Адриана в Тиволи, городские виллы Помпей и Геркуланума), итальянский маньеризм (сады Боболи, Пратолино, "парк чудовищ" в Бомарцо), английское Просвещение (Раушем, Стоу). В курсе рассматриваются не только классические, общеизвестные садовые традиции (Италия, Испания, Франция, Британия), но и великие достижения садового искусства других стран Европы (Германия, Голландия, Швеция, Польша, Чехия), а также Северной Америки.
3) Сады России — исторический курс, посвященный развитию и важнейшим памятникам отечественного садового искусства. В него включены материалы не только по Великороссии, но и по регионам, входившим в состав Российской империи на момент создания выдающихся памятников садового искусства (русская Финляндия, Украина, Литва, Латвия, Эстония). Особое внимание уделяется ныне существующим садам разных эпох и разных регионов (Валаам, Хмелита, Красный Рог, Овстуг, Тригорское, Софиевка и многие другие). В каждой эпохе рассматриваются а) садовые ансамбли государственного значения (Измайлово, Царское Село, Анненгоф), б) сады дворянской элиты (Хмелита. Кусково, Сергиевка), в) сады средне- и мелкопоместных усадеб (Михайловское, Остафьево, Мураново), г) городские садовые ансамбли (городской сад в Саратове, Ботанический сад в Петербурге). Подробно рассказывается о модах, заимствованиях и творческом их усвоении (Стоу - Царское Село - Дроттнингхольм), о книгах и эссе по садовому искусству, издававшихся в России в XVII —ХХ веках.
Курс рассчитан на разные аудитории — ландшафтные дизайнеры, историки искусства и культуры, работники сферы управления культурным наследием, сотрудники музеев-усадеб, любители садовых путешествий и творческого садоводства. Курс проводится в форме мультимедийных лекций, иллюстрированных фотографиями, планами, схемами и историческими текстами. Он построен на изучении памятников, обследованных автором лично, и может быть продолжен экскурсиями (Москва и Подмосковье) и турами (петербургский регион, Север, Юг, Запад) различной тематики и протяженности.


10. Сады и парки России

Цикл образовательных путешествий построен по историческому принципу. Он предлагает любителям садового искусства погружение в важнейшие эпохи отечественной культуры (Древняя Русь, петровская эпоха, эпоха Елизаветы, Просвещение, романтизм, стиль модерн, советский период, современность) через подробное знакомство с прежним и нынешним состоянием выдающихся памятников садово-паркового искусства.
Основные регионы и памятники:
1) Москва: Коломенское/Дьяково — ансамбль, сады, реконструкция Коломенского дворца; Измайлово — сельскохозяйственная усадьба Алексея Михайловича; Лефортово/Немецкая слобода — Лефортовский парк и Головинский дворец, дворец Демидова и особняк Разумовского, Немецкое кладбище; Кусково, Останкино, Царицыно, Кузьминки, Голицынская больница/Нескучный сад, Воронцово, Покровское-Глебово, Грачевка, Михалково, Братцево, Сокольники, Ботанический сад Академии наук).
2) Подмосковье: Архангельское; Знаменское-Губайлово/Новый Иерусалим — подмосковный образ Святой Земли; Звенигород/Саввино-Сторожевский монастырь/Введенское; Звенигород/Дунино — усадьба-музей Пришвина; Середниково-Спасское — частный музей Лермонтова; Остафьево — литературный музей пушкинской эпохи; Шахматово — литературно-ландшафтный музей Блока; Виноградово "на Долгом пруде"/Марфино — готический ансамбль эпохи романтизма; "Путь к Троице" — "Миллионный мост"/храм в Тайнинском/поселок Клязьма (храмовый ансамбль эпохи модерна)/Троице-Сергиева Лавра/Гефсиманский скит/музеи Сергиева Посада; "Начало Владимирки" — Горенки (ботанический сад-питомник)/ Пехра-Яковлевское/Глинки – музей-усадьба Я. Брюса); "По Смоленской дороге" — Большие Вяземы (храм эпохи Борис Годунова, музей Пушкина)/Захарово/Петровское-Княжищево (дворец Демидовых); Семеновское-Отрада/Валуево/Суханово; усадьбы Подольска — Дубровицы (уникальный храм петровского времени и усадьба Дмитриева-Мамонова, основателя "Ордена русских рыцарей"/Ивановское/Ерино/Поливаново; Горки Ленинские — дворец и парк по проектам Ф. Шехтеля, музеи; "Вниз по реке Москве" — шатровые храмы сел Бесед и Остров, Николо-Пешношский монастырь, усадьба Быково с ее готическим храмом; "Канал имени Москвы" — шлюзы в Мневниках и Яхроме, выход к Волге, Кимры; Абрамцево/Ахтырка/[Мураново]; Александрова слобода — монастырь-резиденция Ивана Грозного; Лукино/Переделкино — усадьба и храм Боде-Колычевых, дома-музеи Пастернака и Чуковского, кладбище; Никольское-Гагарино; "Вокруг Волоколамска" — Иосифо-Волоколамский монастырь, Яропольцы Гончаровых и Чернышевых, Белая Колпь; Волынщино/Поречье Уваровых; Можайск/Бородино; Авдотьино (усадьба Н. Новикова)/Марьинка — памятные места русского масонства; Мелихово (мемориальный и ландшафтный музей Чехова)/монастыри и пейзажи Серпухова/Подмоклово Долгоруких (уникальный круглый храм ренессансного типа); Поленово (художественный и ландшафтный музей)/Таруса (дача Цветаевых. надгробие Борисова-Мусатова)
3) Центр: Владимирское Ополье (Владимир, Боголюбово, Покров на Нерли; Юрьев-Польской, Суздаль, Кидекша; Муромцево, Гусь-Хрустальный, Гусь-Железный), Калуга (Авчурино, Полотняный завод), Тула (Ясная Поляна, Богородицк, Дворяниново, Бобрики, Куликово поле), Рязань (Константиново, Красное, Кирицы), Тверь - Торжок (усадьбы Н. Львова — Знаменское-Раек, Никольское-Черенчицы, Василёво), Ярославль - Кострома (Карабиха, Щелыково, Плес), Смоленск (Талашкино, Хмелита), Тамбов (Спасское-Лутовиново), Овстуг — усадьба Тютчева, Красный Рог — усадьба Алексея Толстого.
4) Санкт-Петербург и окрестности: Петербург (Летний, Михайловский и Таврический сады, усадьбы Бобринских, Юсуповых, Шереметевых, Анненгоф, Александро-Невская Лавра, ансамбль Смольного и Александровского институтов, Елагин и Каменный острова, Волково кладбище, Мемориал в Левашове, Ботанический сад, Приморский парк Победы, Московский парк Победы, дача Безбородко, Тайцы, Приютино), "Петергофская перспектива", Петергоф (Верхний и Нижний парки, Александрия, Колонистский и Луговой парки, Сергиевка, Собственная дача), Царское Село (Екатерининский и Александровский парки, Федоровский городок, Казанское кладбище), Стрельна, Ораниенбаум, Гатчина, Пулковская гора, Кронштадт, Выборг-Монрепо.
5) Север: Валаам и Соловки — монастырские пейзажи и сады Русского Севера, Вологда и окрестности, Псков (Пушкинские горы, Торопец, Наумово, Полибино), Новгород (Боровичи, Суворово-Кончанское), Старая Русса, Валдай (Валдай-Селигер-Вышний Волочек).
6) Волга: Пенза-Зубриловка, Ульяновск и окрестности, Прислониха — музей Пластова, Самара, Хвалынск — родина Петрова-Водкина, Саратов и окрестности, Волгоград.
7) Юг: Воронеж и окрестности (Рамонь, Бор), Ивановка – музей-усадьба Рахманинова, Хреновое — конный завод, Ростов-на-Дону и окрестности (Старые Черкасы, Таганрог), Вешенская – музей Шолохова и мемориальный ландшафт, Северный Кавказ (Анапа, Новороссийск, Краснодар, Туапсе, Дагомыс, Сочи, Адлер.


11. Сады и парки Ближнего Зарубежья 

Цикл образовательных путешествий связан с программой "Сады и парки России", расширяя его географию до границ европейской части Российской империи. В этих регионах сохранились шедевры садового и ландшафтного искусства, сыгравшие ключевую роль в формировании образа российского сада (Рундале, Алупка), имеющие огромное значение для истории российской усадебной культуры (Качановка), а также связанные с российским культурным присутствием (Софиевка, Новый Кучук-Кой). Каждый маршрут сопровождается историческим и сравнительным комментарием, включает в себя посещение городов, храмов, природных пейзажей, имеющих территориальную или культурную близость теме путешествия.
Основные регионы и памятники:
1) Украина: Киев - Александрия Браницких - Софиевка; Чернигов – Качановка – Сокиринцы – Овруч – Наталиевка; Львов - Ужгород – Самбор; Харьков – Чугуев – Тростянец – Полтава; Одесса и окрестности; Южный берег Крыма (Форос – Новый Кучук-Кой – Алупка – Гаспра – Харакс - Ореанда – Ливадия –Массандра – Ялта- Гурзуф – Алушта; Судак – Кара-Даг – Коктебель – Феодосия – Керчь), горный и степной Крым (Байдары - Бахчисарай – Чуфут-Кале – Ай-Петри; Севастополь – Аскания-Нова).
2) Белоруссия: Минск - Мир - Несвиж - Новогрудок – Гродно.
3) Прибалтика: Эстония (Таллин – Сааремаа – Тарту – Пярну), Латвия (Рига – Юрмала – Гауя – Сигулда – Рундале – Елгава), Литва (Вильнюс – Каунас – Паневежис; Куршская коса)
4) Закавказье: Грузия (Тбилиси – Крестовый перевал – Алазанская долина – Гори - Боржоми; Гагра – Пицунда – Новый Афон – Сухуми – Поти – Кобулети – Батуми), Армения (Ереван – Эчмиадзин — Аштарак – Гегард – Гарни – Севан), Азербайджан (Баку – Гянджа).


12. Сады и парки Европы

Цикл образовательных поездок, дающих полноценное представление о садовом искусстве великих стран Западной, Северной и Восточной Европы, построенный по регионам и сопровождающийся лекциями-беседами на тему путешествия. В отличие от обычных экскурсий, целевые туры посвящены углубленному изучению исторических садов, богатства культурных ландшафтов, ценного опыта, необходимого в современной практике. Туры рассчитаны на 1) специалистов в области исторических садов и современного ландшафтного дизайна, 2) изучающих историю мирового искусства и архитектуры на конкретных памятниках, 3) любителей ландшафтных туров, 4) любителей садового искусства, изучающих классические образцы и заинтересованных в продолжении традиций великих садовых стилей.
Основные направления и регионы:
1) Северная Европа: Норвегия (Осло, Берген – Трольхауген - фьорды), Финляндия (Хельсинки – Турку – Иматра), Швеция (Стокгольм – Скансен – Дроттнингхольм – Хага – Розишберг, Упсала, Готланд, Борнхольм), Дания (Копенгаген – Фреденсборг – Фредриксборг – Эльсинор, Лизелунд, Оденсе – Орхус – Химмельбьерге).
2) Германия: Балтика (Бремен – Киль – Росток – Шлезвиг – Рюген – Гамбург), Берлин-Бранденбург (Берлин, Шарлоттенберг, Потсдам — Сан-Суси, Новый сад, Бабельсберг, Глинике, Павлиний остров), Восточная Германия (Дрезден – Морицбург – Пильниц, Дессау – Баухауз – Вёрлиц – Ораниенбаум, Веймар – Гота – Айзенах – Вартбург), Центр (Ганновер – Брауншвейг – Кассель и Вильхельмсхойе – Мангейм – Гейдельберг, Палатинский сад, Шветцинген – Штуттгарт) Рейн (Кельн – Ахен – Бонн – Висбаден – Баден-Баден – Майнц), Юг-Бавария (Мюнхен и окрестности, альпийские замки Людвига II — Нойшванштайн, Линдерхоф, Херренкимзее, Байройт, Эрмитаж, Санпарей – Вюрцбург, Файтсхёхстхайм, Ашаффенбург, Регенсбург и Валгалла).
3) Великобритания: Большой Лондон (Гайд-Парк, Сен-Джеймс, Чизик, Ботанические сады Кью, [садовая выставка в Челси]), Юг (Хемптон Корт – Ричмонд – Виндзор – Гринвич – Оксфорд и Бленем – Чатсворт – Сиссингхерст), Средняя и Северная Англия (Стоу – Вест Виком – Раушем – Бликлинг Холл – Бирмингем – Биддалф, Озерный край, Йоркшир и Замок Хауард), Запад (Бат, Стоурхед, Прайор Парк, Монтакьют Хаус, "Конец света"), Шотландия, Северная Ирландия.
4) Франция: Париж (Тюильри, Елисейские поля, Люксембургский сад, Ботанический сад, Монсо, Бют-Шомон, Булонский лес), Центр (Версаль, Марли, [Дезер де Ретц], Во-ле-Виконт, Фонтенбло, Шантийи, Эрменонвиль, Рамбуйе, Живерни – сад Клода Моне, Луара (Шенонсо, Шантелу, Блуа, Вилландри – сад овощей и символических фигур), Юг (Ботанический сад в Нанси, Бордо, Тулуза, Марсель, Канны).
5) Бенилюкс: Голландия (Амстердам, Гаага, Харлем, Королевский сад в Хет Лоо, парк-музей Оттерло), Бельгия (Брюссель, сады Рубенса и Плантена в Антверпене, Брюгге, Бельой — сад Шарля де Линя).
6) Италия: Север (Венеция, долина Бренты, Падуя, виллы Андреа Паладио в Венето, Милан, Чертоза ди Павия, Изола Белла — остров-сад на Лаго Маджоре, Турин-Ступиниджи, Трентино – Азоло, Мантуя, Верона, Равенна-Фаэнца), Тоскана (Флоренция и сады Боболи, виллы Медичи вокруг Флоренции, Сьена, Перуджа), Рим и Кампанья (Рим, окрестности Витербо – Ланте, Капрарола, Бомарцо), Неаполь и Юг (Неаполь – Каподимонте, Казерта; Помпеи, Геркуланум и Стабии; Капри, Салерно, Бриндизи; Сицилия).
7) Испания и Португалия: Мадрид – Толедо – Вальядолид - Саламанка, Андалусия (Кордова – Гранада - Севилья), Сарагоса – Барселона – Фигерас; Лиссабон – Пломбаль – Монсеррате).
8) Польша: Варшава – Белосток – Краков – Аркадия – Пулавы.
9) Чехия: Прага – Брно – Карловы Вары — Кромержич – Леднице – Индржихов Градец.

Дополнительное направление — Северная Америка
10) США: Вашингтон, Маунт Вернон. Вильямсбург, Монтичелло, Нью-Йорк, Бостон, Йеллоустоун, Лос Анжелес, Малибу


13. Великие пейзажи России

Программа для любителей искусства и профессионалов — цикл выездных экскурсий, знакомящих с красивейшими и замечательными в историческом отношении местами России, с их настроением и памятниками. Путешествия к "гению места" сопровождаются историческими и художественными комментариями, они рассчитаны на не на туристский марафон, а на подробное знакомство — один раз на всю жизнь — с жемчужинами культурного ландшафта.
Каждая из экскурсий (продолжительность от 2 до 7 дней) посвящена отдельному культурному региону, предусматривает посещение городов, сел, музеев, центров народных промыслов, погружение в историческую атмосферу.
Основные маршруты поездок:
короткие (1-2 дня):
Александров - Переяславль Залесский, Долгопрудный - Марфино - Дмитров - Дубна - Кимры, Шахматово - Клин - Поджигородово, Клязьма - Абрамцево - Сергиев Посад, Беседы - Остров - Николо-Пешношский монастырь - Быково, Коломна - Зарайск, Таруса - Поленово - Подмоклово - Серпухов, Малоярославец - Калуга, Можайск - Боровск, Звенигород - Руза - Волынщино, Бородино - Волоколамск - Ярополец - Иосифо-Волоколамский монастырь - Белая Колпь, Рязань - Старая Рязань - Кирицы - Спас-Клепики - Константиново),
длительные (3-7 дней):
Беломорье (Архангельск - Соловки - Пинега), Карелия (Валаам - Петрозаводск - Кижи), Вологодчина (Вологда - Кириллов - Ферапонтово - Белозерск - Череповец - Тотьма), Карельский перешеек (Санкт-Петербург - Репино - Выборг - Петергоф - Кронштадт - Старая Ладога), Псковщина (Псков, Печоры, Изборск, Музей М.П. Мусоргского, Пушкинские горы), Новгородчина (Новгород Великий и окрестности, Старая Русса, Валдай (Валдай - Осташков - Торжок - Торопец), Верхневолжье (Калязин - Кашин - Углич - Мышкин - Рябинск), Ярославщина (Ростов Великий - Ярославль - Карабиха - Тутаев - Кострома - Нерехта), Ополье (Переяславль-Залесский - Владимир и окрестности - Суздаль – Юрьев-Польской), Муромский лес (Муром - Касимов - Выкса - Гусь-Железный - Гусь-Хрустальный), Иваново - Волга (Иваново - Шуя - Палех - Холуй - Плес - Кинешма - Юрьевец), Нижегородский регион (Вязники - Юрьевец - Нижний Новгород - Балахна - Городец - озеро Светлояр - Макарьево - Семенов), Смоленщина (Вязьма - Смоленск - Талашкино - Хмелита), Западное Черноземье (Стародуб - Клинцы - Новозыбков - Трубчевск), Тула - Липецк (Ясная Поляна - Богородицк - Куликово Поле - Епифань - Ефремов - Елец - Липецк), Жигули (Ульяновск - Сызрань - Самара - Саратов), Саратовщина (Саратов - Вольск - Балаково - Хвалынск), Нижняя Волга (Волгоград - Волго-Донской канал - Ахтубинск - Астрахань), Западный Кавказ (Краснодар - Новороссийск - Анапа - Тамань - Керчь), Пятигорье (Минеральные воды, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки - Баксан - Нальчик).


14. Творческая фотография: начальный курс

Практический курс фотографии, предназначенный для гуманитариев, путешественников и любителей искусства. Он содержит минимум теории и устроен так, чтобы слушатели шли от важной для них цели к средствам ее осуществления. Обучение проводится на основе двадцатилетней практики автора (пейзажная, архитектурная, портретная, репортажная, репродукционная съемка; работа с фотоархивом; публикация фотографии в журнале, книге, календаре, в Интернете; фотовыставки).
Участие в курсе не требует предварительной подготовки.
Цикл состоит из девяти тем:
1) Цели фотосъемки: фиксация, фотодокумент, фотоархив, научная иллюстрация, материал для реконструкций, художественная фотография.
2) Виды и жанры фотосъемки: портрет, жанр, репортаж, архитектурная и видовая фотосъемка, фотосъемка объемных предметов, репродукционная фотосъемка.
3) Фотоизображение: изображение на пленке и матрице, параметры качества - разрешение, резкость, тональные градации, контраст, цвет, грязь и цифровой шум, "миф о мегапикселях".
4) Фотоаппараты: дальномерная и зеркальная системы, типы пленочных и цифровых фотоаппаратов — зеркальный широкого формата, зеркальный обычного формата, "мегазум", компакт, ультракомпакт, встроенный; полюсы и минусы фотоаппаратов разных типов; выбор фотоаппарата.
5) Объективы: создание изображения, фокусное расстояние, светосила и диафрагма; типы объективов — с постоянным и переменным фокусным расстоянием; широкоугольный, длиннофокусный и телеобъектив; выбор объектива и уход за ним.
6) Дополнительное оборудование: карта памяти, вспышка, штатив, фильтры, чистящие принадлежности, сумка; как формировать свой фотокомплект.
7) Работа фотографа: особенности съемки в разных ситуациях; ошибки и трудности фотосъемки; организация фотосъемки.
8) Творческая фотография: композиция, освещение, перспектива, цветовое решение, баланс белого, сюжет и мотив, сюжетная серия, панорама и фрагмент, видеоклип; фотография "в стиле".
9) Хранение и использование изображений: сканирование фотопленки, перенос и хранение цифровых фотографий, фотоархив, фотопечать, фотография для публикации, фотодоклад и фотостенд, авторские права.


15. Говорим и пишем об искусстве: лекция, статья, книга

Творческий курс направлен на развитие умения работать с материалом искусства, анализировать и интерпретировать его, излагать свои выводы в доступной и интересной для аудитории форме. Курс предназначен для начинающих гуманитариев-профессионалов, любителей искусства, экскурсоводов, будущих авторов статей и книг, редакторов периодики и книжных издательств. Основные темы курса:
1) Истолкование искусства: работа в музее и на выставке, анализ художественного произведения, выстраивание концепции, создание литературного образа, опора на знания и историческую традицию
2) Лекция и беседа об искусстве: жанры и задачи устного выступления, особенности разговора о живописи, скульптуре и архитектуре, подготовка к лекции, учет особенностей аудитории, связь выступления с произведением искусства и научными знаниями
3) Текст об искусстве: "образ образа" в тексте об искусстве, литературные стратегии описания, поэзия и проза об искусстве, технические и творческие рамки авторского замысла; статья, книга и альбом, фотоочерк; трудности начинающего автора.
4) Критический текст об искусстве: задачи и виды рецензий, элементы рецензии на выставку — концепция, экспозиция, материал и его подача, контекст и резонанс выставки; рецензия на книгу и ее особенности.
5) Редактирование текста об искусстве: основы редакторского дела, работа с текстами и авторами, технические аспекты, помощь автору, работа с иллюстрациями, маркетинг издания; современные проблемы работы редактора.
6) Работа с иллюстрациями: фотосъемка в искусствоведении — ее виды и задачи, работа со сканером, с готовой иллюстрацией, основы макетирования, авторские, издательские и музейные права.

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2018. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.