Галереи и подземные ходы

Гатчина. Грот Эхо. Открытка начала ХХ в.
Гатчина. Грот Эхо. Открытка начала ХХ в.

нередки в садах и парках, лежащих на пересеченной местности. Назначение их, как правило, увеселительное или философское. Однако многие экскурсоводы развлекают свою аудиторию рассказами о бегстве владельцев через подземный ход от гнева императоров или преследований врагов. В Гатчине подземный ход (его можно видеть и сейчас) ведет к озерной пристани, в Твикенеме поэт Александр Поуп проходил сквозь "дикую", обделанную рваным камнем галерею из сада к реке. 

Твикенем. Александер Поуп в своем Гроте. Рисунок Уильяма Кента. 1740-еТвикенем. Подземная галерея, ведущая в Грот
Твикенем. Александер Поуп в своем Гроте. Рисунок Уильяма Кента. 1740-еТвикенем. Подземная галерея, ведущая в Грот

Остров Скала в Вёрлице устроен так, что в его толще нужно блуждать по темным проходам и лестницам, попадая то в гроты, то в комнаты, залитые мистическим светом, то на открытые террасы. Вот впечатления садового писателя эпохи Екатерины II:

Вёрлиц. Остров СкалаВёрлиц. Остров Скала. Грот
Вёрлиц. Остров СкалаВёрлиц. Остров Скала. Грот

Вёрлиц. Остров Скала. Кабинет НочиВёрлиц. Остров Скала. Кабинет Дня
Вёрлиц. Остров Скала. Кабинет НочиВёрлиц. Остров Скала. Кабинет Дня

На лодке проезжают сквозь три большия и хорошие грота, из которых один конечно занял бы Нептун, другой Амфитрита, а третий Фетида; гроты сии могут служить купальнею или пристанищем для судов. Выскочите из лодки, и вы опуститесь в пещеру или подземелье ужасное по своей темноте и страшным лестницам. Вышедши оттуда, чтоб освежиться воздухом, вы видите прекрасный Римский Цирк со множеством уступов и консульским местом.
Тут встречаются новыя безпокойства; хочется вытти, но надобно взобраться на маленькую лестницу. Темнота усугубляется; наконец исчезает; оборотишся налево: нечаянный блеск поражает зрение; волшебный свет является; желаете знать, откуда он происходит: отворяется дверь и прекрасная статуя посреди залы отражает свет. Пришедши в себя от изумления, приметишь, что оный происходит от звезд, сделанных из желтаго стекла и находящихся в зале, где в черные камни, которыми обведены стены, вставлены Этрурские карнизы. Солнце здесь совершенно не нужно в самое темное время, кабинет сей единственный в своем роде, всегда бывает светел.
Удивляешься магику, благословляешь небо, что оно употребляет чародейство свое на забавы или благодеяния. С сожалением оставляя сие славное произведение волшабнаго жезла, идешь задом, дабы сколь можно долее насладиться приятным зрелищем, смеяться прежнему страху и вспоминать свое удивление; ищешь снова выхода, чтобы совершенно удалиться; но этим не кончится и треть путешествия. Выходишь, но выходишь для того, чтобы опять войти из ночнаго кабинета в кабинет дневной. Тут поражает вас блеск, достойный тысяча одной ночи, и вы видите себя в прекрасной купальне Принцовой, откуда вид разнообразный и безпредельный.


Шарль-Жозеф Де Линь. Письма, мысли и избранные творения принца де Линя. Т. 4. М., 1809

Софиевка. Въезд в подземную реку СтиксСофиевка. Световой колодец в своде галереи подземной реки Стикс
Софиевка. Въезд в подземную реку СтиксСофиевка. Световой колодец в своде галереи подземной реки Стикс

Огромное впечатление оставляет путешествие на лодке по узкой подземной реке в Софиевке. Тихий искусственный поток, соединяющий два озера и получивший название Стикс, и вправду заставляет подумать о тайнах подземного мира. Темные своды пещеры, узкие световые колодцы, плеск воды — и неожиданный выход к воздуху, солнцу и широкой садовой панораме.

Софиевка. Вид из галереи подземной реки Стикс на Малое озероСофиевка. Вид из галереи подземной реки Стикс на Амстердамский шлюз и Сладкое море
Софиевка. Вид из галереи подземной реки Стикс на Малое озероСофиевка. Вид из галереи подземной реки Стикс на Амстердамский шлюз и Сладкое море

В античной архитектуре в большом ходу были закрытые галереи со световыми окнами в верхней части – их называли греческим словом "криптопортик" (закрытый портик). Такие проходы, сохраняющие прохладу и отделяющие хозяев от окружающей обстановки, сохранились на вилле Адриана в Тиволи, на вилле Криптопортика в Помпеях. В римском криптопортике, соединявшем Дом Ливии и Дворец Тиберия, был убит император Калигула.

Вон там, вдали, виден криптопортик, на колоннах которого и на полу еще темнеют пятна крови, брызнувшей на белый мрамор из тела Калигулы, когда он упал, заколотый Кассием Хереей; там убили его жену, там размозжили о камни голову ребенка; а вон под тем крылом есть подземелье, где от голода грыз собственные руки Друз; там отравили его старшего брата, там извивался от ужаса Гемелл, там бился в конвульсиях Клавдий, там - Германик. Все эти стены слышали стоны и хрипенье умирающих, а люди, что спешат теперь на пир в тогах, в ярких туниках, украшенные цветами и драгоценностями, - они, быть может, завтрашние смертники; быть может, у многих из них улыбка на лице скрывает тревогу, страх, неуверенность в завтрашнем дне; быть может, в эти минуты лихорадочная страсть, алчность, зависть гложут сердца этих с виду беспечных, увенчанных цветами небожителей.

Генрик Сенкевич. Камо грядеши

Помпеи. Криптопортик на Вилле КриптопортикаРим. Криптопортик Калигулы
Помпеи. Криптопортик на Вилле КриптопортикаРим. Криптопортик Калигулы

Из "Писем" Плиния Младшего мы знаем, что на его этрусской вилле было несколько криптопортиков, объединявших различные помещения.

(27) ...Недалеко от бани лестницы, ведущие в криптопортик, но еще раньше к трем флигелям: один обращен к тому дворику с четырьмя платанами, другой к лугу, третий поднимается над виноградниками и смотрит в разные стороны света.
(28) В начале криптопортика из него выдвинулась комната и глядит на ипподром, на виноградники и горы; рядом с ней другая, открытая солнцу, особенно зимнему; тут же флигель — звено, соединяющее ипподром с виллой. Вот вид спереди.
(29) Сбоку на возвышении летний криптопортик; он не то что смотрит на виноградники, а вплотную к ним подходит; в середине его столовая, куда проникает здоровый ветер с апеннинских долин; сзади через очень широкие окна видны прямо виноградники, из дверей видны они же, но через криптопортик. (30) С той стороны столовой, где нет окон, устроена лестница, ее не видно, и по ней приносится все необходимое для обеда. В конце спальня, из которой окинуть взором самый криптопортик не менее приятно, чем виноградники. Под ним находится полуподвальный криптопортик; летом в нем стоит холод; воздуха в нем довольно, доступа ветрам нет, да их и не нужно. (31) За обоими криптопортиками от столовой идет портик, где до полудня холодно, а на склоне дня тепло. К нему примыкают два флигеля: в одном четыре комнаты, в другом три; солнце по ходу своему и освещает их, и оставляет в тени.


Плиний Младший. Письма. Книга 5. Пер. М.Е. Сергеенко и А.И. Доватура

Гатчина. Дворец и Грот Эхо. Фото начала ХХ в.
Гатчина. Дворец и Грот Эхо. Фото начала ХХ в.

Не только античные, но и более поздние парковые подземелья со временем приобрели мрачную славу. Рассказывали, что в главном доме заводчика Баташева в Гусе-Железном (сейчас там детский санаторий) находились мастерская фальшивомонетчиков и пыточный подвал. Подземный ход в Гатчине, выходящий в грот Эхо, был устроен еще при Алексее Орлове, но правление императора Павла стало поводом для создания вокруг этой архитектурной затеи целого сонма измышлений и легенд. В 1854 году фрейлина Анна Федоровна Тютчева, дочь поэта, записала в своем дневнике: "В парке около озера видна пещера, закрытая железной решеткой; говорят, что здесь находится выход из тех подземных ходов, которые император Павел велел провести от своей комнаты, чтобы иметь возможность бежать от убийц. Тщетная предосторожность, не предохранившая его от смерти, которой он так боялся и заслуженность которой, может быть, сознавал. Все эти воспоминания делают пребывание в Гатчине очень мрачным и неприятным".

Гатчина. Грот Эхо. Открытка начала ХХ в.
Гатчина. Грот Эхо. Открытка начала ХХ в.

В 1917 году А.Ф. Керенский бежал из гатчинского дворца при неясных обстоятельствах. Предполагали, что он воспользовался либо этим, либо неизвестным подземным ходом. В воспоминаниях политик окружил свой побег романтической тайной: "Уйти из дворца невозможно – построенное Павлом I в виде замкнутого прямоугольника здание имело только один выход, уже занятый караулом из казаков и матросов. Пока мы рассуждали, явился один из высших служащих дворца с предложением помощи... Он знает тайный, никому не известный подземный ход, который выходит в парк за стенами этого дворца-крепости, но чтобы пройти к этому тайнику, нужно ждать сумерек. ...Я ушел из дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушел, не зная еще за минуту, что пойду. Пошел, нелепо переодетый, под носом у врагов и предателей. Я еще шел по улицам Гатчины, когда началось преследование. Мои спутники, оставшиеся во дворце, все спаслись. Одни просто в суматохе, другие вечером потайным ходом – все ушли благополучно из не слишком гостеприимного дворца".

Гатчина. Подземный ход, ведущий в Грот Эхо
Гатчина. Подземный ход, ведущий в Грот Эхо

В начале XIX века гидролог Н.Я. Озерецковский сообщал о знаменитом гатчинском эхо: "Сказывают, что сей подземный ход сделан еще князем Орловым, может быть для того только, чтоб в нем слышать отголоски (эхо), которые повторяются там до четырех слогов, когда от железной решетки, перед озером стоящей, человеческий голос раздаваться будет в подземелье, и стоящие ко дворцу железные ворота будут затворены, ибо как скоро их отворят, то эхо больше не отвечает". И сегодня на экскурсии вам предложат крикнуть: "Кто украл хомуты? – (Ты!)", "Кто нами правил? – (Павел!)".

© Борис Соколов, текст и фото, 3.11.07 
  

 

Аллегория
Аллея
Ах-ах
Виды
Газон
Галереи и подземные ходы
Гений места
География
Графика
Грот
Деревня
Животные
Каскад
Лабиринт
Масштаб
Мосты
Надписи
Озера и острова
Оранжерея
Освещение
Павильоны
Памятник
Партер
Перспектива
Путешествия
Реконструкция
Руины
Сад в искусстве
Садовая мебель
Садовые стили
Секретный сад
Скалы
Скульптура
Сюрпризы
Театр
Типы садов
Топиарий
Утопия
Фонтаны
Храмы
Цветы
Эрмитаж
 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.