Галереи и подземные ходы
нередки в садах и парках, лежащих на пересеченной местности. Назначение их, как правило, увеселительное или философское. Однако многие экскурсоводы развлекают свою аудиторию рассказами о бегстве владельцев через подземный ход от гнева императоров или преследований врагов. В Гатчине подземный ход (его можно видеть и сейчас) ведет к озерной пристани, в Твикенеме поэт Александр Поуп проходил сквозь "дикую", обделанную рваным камнем галерею из сада к реке.
Остров Скала в Вёрлице устроен так, что в его толще нужно блуждать по темным проходам и лестницам, попадая то в гроты, то в комнаты, залитые мистическим светом, то на открытые террасы. Вот впечатления садового писателя эпохи Екатерины II:
На лодке проезжают сквозь три большия и хорошие грота, из которых один конечно занял бы Нептун, другой Амфитрита, а третий Фетида; гроты сии могут служить купальнею или пристанищем для судов. Выскочите из лодки, и вы опуститесь в пещеру или подземелье ужасное по своей темноте и страшным лестницам. Вышедши оттуда, чтоб освежиться воздухом, вы видите прекрасный Римский Цирк со множеством уступов и консульским местом.
Огромное впечатление оставляет путешествие на лодке по узкой подземной реке в Софиевке. Тихий искусственный поток, соединяющий два озера и получивший название Стикс, и вправду заставляет подумать о тайнах подземного мира. Темные своды пещеры, узкие световые колодцы, плеск воды — и неожиданный выход к воздуху, солнцу и широкой садовой панораме.
В античной архитектуре в большом ходу были закрытые галереи со световыми окнами в верхней части – их называли греческим словом "криптопортик" (закрытый портик). Такие проходы, сохраняющие прохладу и отделяющие хозяев от окружающей обстановки, сохранились на вилле Адриана в Тиволи, на вилле Криптопортика в Помпеях. В римском криптопортике, соединявшем Дом Ливии и Дворец Тиберия, был убит император Калигула.
Из "Писем" Плиния Младшего мы знаем, что на его этрусской вилле было несколько криптопортиков, объединявших различные помещения.
Не только античные, но и более поздние парковые подземелья со временем приобрели мрачную славу. Рассказывали, что в главном доме заводчика Баташева в Гусе-Железном (сейчас там детский санаторий) находились мастерская фальшивомонетчиков и пыточный подвал. Подземный ход в Гатчине, выходящий в грот Эхо, был устроен еще при Алексее Орлове, но правление императора Павла стало поводом для создания вокруг этой архитектурной затеи целого сонма измышлений и легенд. В 1854 году фрейлина Анна Федоровна Тютчева, дочь поэта, записала в своем дневнике: "В парке около озера видна пещера, закрытая железной решеткой; говорят, что здесь находится выход из тех подземных ходов, которые император Павел велел провести от своей комнаты, чтобы иметь возможность бежать от убийц. Тщетная предосторожность, не предохранившая его от смерти, которой он так боялся и заслуженность которой, может быть, сознавал. Все эти воспоминания делают пребывание в Гатчине очень мрачным и неприятным".
В 1917 году А.Ф. Керенский бежал из гатчинского дворца при неясных обстоятельствах. Предполагали, что он воспользовался либо этим, либо неизвестным подземным ходом. В воспоминаниях политик окружил свой побег романтической тайной: "Уйти из дворца невозможно – построенное Павлом I в виде замкнутого прямоугольника здание имело только один выход, уже занятый караулом из казаков и матросов. Пока мы рассуждали, явился один из высших служащих дворца с предложением помощи... Он знает тайный, никому не известный подземный ход, который выходит в парк за стенами этого дворца-крепости, но чтобы пройти к этому тайнику, нужно ждать сумерек. ...Я ушел из дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушел, не зная еще за минуту, что пойду. Пошел, нелепо переодетый, под носом у врагов и предателей. Я еще шел по улицам Гатчины, когда началось преследование. Мои спутники, оставшиеся во дворце, все спаслись. Одни просто в суматохе, другие вечером потайным ходом – все ушли благополучно из не слишком гостеприимного дворца".
В начале XIX века гидролог Н.Я. Озерецковский сообщал о знаменитом гатчинском эхо: "Сказывают, что сей подземный ход сделан еще князем Орловым, может быть для того только, чтоб в нем слышать отголоски (эхо), которые повторяются там до четырех слогов, когда от железной решетки, перед озером стоящей, человеческий голос раздаваться будет в подземелье, и стоящие ко дворцу железные ворота будут затворены, ибо как скоро их отворят, то эхо больше не отвечает". И сегодня на экскурсии вам предложат крикнуть: "Кто украл хомуты? – (Ты!)", "Кто нами правил? – (Павел!)".
© Борис Соколов, текст и фото, 3.11.07
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2023. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |