Графика

Контракт рисовальщика (1982). Режиссер Питер Гринуэй. Кадр из фильма
Контракт рисовальщика (1982). Режиссер Питер Гринуэй. Кадр из фильма

как и другие виды изобразительного искусства, связанные с садовой темой, бывает двух видов. Проектная графика — планы, архитектурные чертежи, схемы рассадки цветов и деревьев, виды будущих садовых сцен. Графика, которую специалисты называют фиксационной, изображает уже существующие сады и ландшафты, их уголки и постройки. В ландшафтном проектировании и сейчас не обходится без десятков листов с набросками и финальными решениями.

Проектная графика. План и фасад Турецкого дома для усадьбы АрхангельскоеФиксационная графика. Стоу. Виды храмов и других декоративных зданий (Лондон, 1750)
Проектная графика. План и фасад Турецкого дома для усадьбы АрхангельскоеФиксационная графика. Стоу. Виды храмов и других декоративных зданий (Лондон, 1750)


Сохранившиеся проекты и изображения исторических садов драгоценны. Ведь на свете почти нет ландшафтных памятников, дошедших до нас в первозданном виде. Графика хотя бы отчасти показывает реальный вид прежнего сада, пропорции его вертикалей и горизонталей, пейзаж, на фоне которого он воспринимался сотни лет назад.

Андрей Болотов. Вид усадьбы ДворяниновоАндрей Болотов.Главный дом усадьбы Дворяниново
Андрей Болотов. Вид усадьбы ДворяниновоАндрей Болотов.Главный дом усадьбы Дворяниново
Художники, изображающие на бумаге садовые виды, далеко не всегда точны, — встречаются и фантазии, и "достройки" недовершенного ансамбля. Ни Царское Село, ни Кусково никогда не существовали в таком великолепном виде, в каком они предстают на парадных сериях гравюр по рисункам Михаила Махаева. В фильме Питера Гринуэя "Контракт рисовальщика" (1982) серия садовых рисунков становится поводом для изощренных детективных страстей. Сначала супруга исчезнувшего владельца убеждает мистера Невилла исполнить виды имения, которые якобы должны примирить ее  с мужем. Потом младшая хозяйка велит изобразить в садовых сценах разбросанные одежды и прочие вещи, намекающие на произошедшее здесь преступление. Завершается история убийством самого художника и сожжением его работ.
Контракт рисовальщика (1982). Кадры из фильма. Режиссер Питер Гринуэй
Контракт рисовальщика (1982). Кадры из фильма. Режиссер Питер Гринуэй

Проектная графика и заказные чертежи-фиксации, как правило, точны и дают возможность реконструировать измененные и даже исчезнувшие сады. К 1970-м годам на месте голландской королевской резиденции Хет Лоо был пейзажный парк, а место регулярного партера занимал газон. Реконструкция, в основу которой легли не только археологические работы, но и план XVIII века, позволили воссоздать королевский сад со всеми его цветниками, фонтанами, боскетами и статуями.

 

 

Кристиан Питер фан Стаден. План сада Хет Лоо. Начало XVIII в.Хет Лоо. Аэрофосъемка. 1990-е
Кристиан Питер фан Стаден. План сада Хет Лоо. Начало XVIII в.Хет Лоо. Аэрофосъемка. 1990-е


В конце XVIII века в Англии побывал Фредрик Магнус Пипер – трудолюбивый садовый мастер из Швеции, который снимал планы и зарисовывал сооружения знаменитых усадеб. Он работал для короля Густава III, желавшего применить английский стиль в своих садах. Точные чертежи Пипера с вистами, обозначенными пунктиром, стали драгоценным материалом для британских реставраторов нашего времени.

Фредрик Магнус Пипер. Грот в Пейнсхилле. Конец XVIII в.Фредрик Магнус Пипер. Вид Стоурхеда. Конец XVIII в.
Фредрик Магнус Пипер. Грот в Пейнсхилле. Конец XVIII в.Фредрик Магнус Пипер. Вид Стоурхеда. Конец XVIII в.

Фредрик Магнус Пипер. План Стоурхеда. Конец XVIII в.
Фредрик Магнус Пипер. План Стоурхеда. Конец XVIII в.


Графика позволяет понять подлинный вид построек и скульптур, искаженных или разрушенных временем. Беседка в виде раскрытой пасти, ставшая символом Бомарцо, видна во всех подробностях на рисунке Джованни Гуэрра, исполненном сразу после создания памятника, в 1590-х годах.

Джованни Гуэрра. Павильон-маска в Бомарцо. 1590-еПавильон-маска в Бомарцо
Джованни Гуэрра. Павильон-маска в Бомарцо. 1590-еПавильон-маска в Бомарцо

Фейерверки — самое эфемерное и вместе с тем самое массовое садовое зрелище — известны нам по тщательно выполненным чертежам и пояснениям к ним: "представляется поставленной на своем постаменте Земной шар... над тем вензловое имя Ея Императорского Величества подкороною... Поставлены между храмами горящие жертвенники; изъяснение содержится ввышеизложенных стихах".

Фейерверк на Большом Канале в Версале в 1664 году. Гравюра Жана Лепотра
Фейерверк на Большом Канале в Версале в 1664 году. Гравюра Жана Лепотра


Особую ценность имеют графические изображения, связанные с исчезнувшими садовыми ансамблями и затеями. Парк в Королевском Марли, последней по времени создания резиденции Людовика XIV, был не менее сложным и пышным, чем версальский. Сегодня на этом месте лишь заросшие бассейны, но в королевском альбоме чертежей Марли изображено во всех подробностях. Интересно, что Петр I при создании садов Петергофа велел пользоваться не только альбомами гравюр, но и "рукописной" книгой с чертежами Марли.

Каскад в Марли. Альбом XVIII в.
Каскад в Марли. Альбом XVIII в.

Голландский врач и садовод-любитель Николас Бидло, приглашенный Петром I в Москву, устроил в своем имении на Яузе великолепный регулярный сад. К счастью для нас, он создал и его портрет на бумаге - 20 графических листов, хранящихся в библиотеке Лейденского университета. Рисунки Бидло позволяют войти в уголок Голландии, украшавший Немецкую слободу три столетия назад.

Сад Николаса Бидло в московской Немецкой слободе. 1730-е. Фронтиспис
Сад Николаса Бидло в московской Немецкой слободе. 1730-е. Фронтиспис

Сад Николаса Бидло в московской Немецкой слободе. 1730-е. Вид от дома
Сад Николаса Бидло в московской Немецкой слободе. 1730-е. Вид от дома

Сад Николаса Бидло в московской Немецкой слободе. 1730-е. Терраса дома
Сад Николаса Бидло в московской Немецкой слободе. 1730-е. Терраса дома

От парка в Богородицке, лучшего создания Андрея Тимофеевича Болотова, остался только рельеф и разросшиеся купы деревьев. Но мы можем увидеть сцены, постройки, посетителей этого парка благодаря серии чудесных акварелей, которые Болотов создал вместе со своим сыном Павлом.

Андрей и Павел Болотовы. Сцена, представляющаяся зрению от павилиона смотря вниз под гору (вид от дворца в Богородицке.). 1786
Андрей и Павел Болотовы. Сцена, представляющаяся зрению от павилиона смотря вниз под гору (вид от дворца в Богородицке.). 1786

В дворцовых фондах Санкт-Петербурга сохраняются наброски планов для Летнего сада и Петергофа, выполненные рукой Петра Великого. Увлекался садовым проектированием и Павел I. Петербургские историки доказали, что идея дворца-крепости с пятигранным внутренним двором — Михайловского замка — исходит от самого Павла.

Петр I. План сада при дворце Монплезир в Петергофе
Петр I. План сада при дворце Монплезир в Петергофе

Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784Атлас Гатчинской. 1790-е
Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784Атлас Гатчинской. 1790-е

Самый роскошный вид садовой графики - альбом, изготовленный по распоряжению хозяина для высокопоставленного гостя. Во время европейского путешествия Павел Петрович и Мария Федоровна посетили Шантийи – знаменитую своими садами и постройками резиденцию принца Конде. Восхищенный парадным величием имения, Павел просит прислать его чертежи. "Альбом графа Северного", переплетенный в красный сафьян, был привезен в Россию в 1785 году и послужил основой для создания многих частей русского ансамбля. Павел старался воспроизвести в Гатчине огромные конюшни Шантийи, крестообразный канал, "гусиную лапу" – три аллеи, расходящихся веером.

Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. ПартерПланы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. Малый парк
Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. ПартерПланы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. Малый парк

Среди созданных в Гатчине построек - Храм Венеры, полностью повторяющий павильон из Шантийи. Оригинал был уничтожен во время Французской революции, а его двойник до сих пор стоит над гатчинским озером. В 1930-е годы "Альбом графа Северного" был выставлен на продажу и оказался в месте своего создания. Именно туда, в библиотеку Музея Конде, мне пришлось приезжать несколько раз, чтобы воссоздать эту историю. А в московском Музее архитектуры хранится "Гатчинский альбом", зафиксировавший постройки русской резиденции, в том числе и павильон Венеры.

Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. Павильон Венеры на острове ЛюбвиАтлас Гатчинской. 1790-е. Павильон Венеры на острове Любви
Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. Павильон Венеры на острове ЛюбвиАтлас Гатчинской. 1790-е. Павильон Венеры на острове Любви

Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. Павильон Венеры на острове Любви. ФрагментАтлас Гатчинской. 1790-е. Павильон Венеры на острове Любви. Фрагмент
Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. Павильон Венеры на острове Любви. ФрагментАтлас Гатчинской. 1790-е. Павильон Венеры на острове Любви. Фрагмент

Гатчина. Павильон Венеры на острове Любви. Фотография 2001 года
Гатчина. Павильон Венеры на острове Любви. Фотография 2001 года

Гравюры и рисунки были главным путем распространения стилей, новых мод и идей. В начале XVIII века молодой лорд Берлингтон едет в Италию, чтобы найти там основу для классического стиля в архитектуре Британии. Он коллекционирует чертежи итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио и учится новому стилю именно у них. 

Андреа Палладио. Вилла Ротонда. Гравюра из Четырех книг об архитектуре. Середина XVI в.
Андреа Палладио. Вилла Ротонда. Гравюра из Четырех книг об архитектуре. Середина XVI в.

Из подобных увлечений возникло европейское "палладианство" - стремление брать за образец пропорции, планировочные идеи и даже конкретные постройки Палладио. Вилла в Чизике, проект которой создал сам Берлингтон, варьирует формы виллы Ротонда. Томас Джефферсон, президент Соединенных Североамериканских Штатов и архитектор-любитель, знал и дом в Чизике, и его прототип. Главный дом в имении Джефферсона Монтичелло похож на обе этих постройки.

Главный дом в Чизике. Архитектор Ричард Бойл, лорд Берлингтон. 1730-еГлавный дом в Монтичелло. Архитектор Томас Джефферсон. 1760-е
Главный дом в Чизике. Архитектор Ричард Бойл, лорд Берлингтон. 1730-еГлавный дом в Монтичелло. Архитектор Томас Джефферсон. 1760-е

Величественный проект моста Риальто, созданный Палладио, не был осуществлен в ренессансной Венеции. Однако в эпоху Просвещения мосты, построенные по этому проекту, украсили целых три английских имения - Стоу, Уилтон и Прайор. Один из этих мостов был известен Екатерине II, высоко ценившей парк Стоу. Впечатления, почерпнутые из чертежей и путеводителей, вызвали к жизни "Сибирскую мраморную галерею" - четвертый из мостов-близнецов, который и сейчас можно видеть на Большом пруду Царского Села.

Андреа Палладио. Проект моста Риальто. Гравюра из Четырех книг об архитектуре. Середина XVI в.
Андреа Палладио. Проект моста Риальто. Гравюра из Четырех книг об архитектуре. Середина XVI в.

Стоу. Палладиев мост. Середина XVIII в.Царское Село. Палладиев мост
Стоу. Палладиев мост. Середина XVIII в.Царское Село. Палладиев мост

Историки садового искусства высоко ценят работу музейных специалистов, созданные ими монографии и каталоги. Архивы, музеи, библиотеки хранят следы удивительных путешествий во времени и пространстве. Мне довелось съездить в североитальянский город Модену, чтобы увидеть план парка Трианон, подаренный Марией Антуанеттой ее брату Фредерику. В Стокгольмской Академии художеств я рассматривал виды английского парка Пейнсхилл, а в Москве владелец частной коллекции показал мне альбом садовых гравюр XVIII века, принадлежавший поэту Валерию Брюсову.

Владимир Пучков, Людмила Хайкина. Михайловский замок: Замысел и воплощение. СПб, 2000Анна Воронихина, Нинель Калязина, Милица Коршунова, Татьяна Петрова. Архитектурная графика России. Собрание Эрмитажа. Л., 1981Ольга Петрова. Архитектурная графика XVIII века из собрания Гатчинского дворца. СПб, 2006
Владимир Пучков, Людмила Хайкина. Михайловский замок: Замысел и воплощение. СПб, 2000Анна Воронихина, Нинель Калязина, Милица Коршунова, Татьяна Петрова. Архитектурная графика России. Собрание Эрмитажа. Л., 1981Ольга Петрова. Архитектурная графика XVIII века из собрания Гатчинского дворца. СПб, 2006

Иногда можно проследить, как от визуальной идеи, воплощенной в гравюре или рисунке, рождается новая идея. Экземпляр "Теории садового искусства" К. Хиршфельда (1779-1785), принадлежавший архитектору Николаю Львову, исписан его заметками и мыслями по поводу прочитанного. Такими же стали его рисунки - проект Храма Солнца, в темные недра которого оно должно сходить на закате, набросок ротонды, живописная голубятня, хижина, перерисованная с книжной иллюстрации. Этот уникальный документ недавно обнаружили и предоставили мне для работы сотрудники Научной библиотеки Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Огромное им спасибо!..

Голубятня. Рисунок Николая Львова в книге: К. Хиршфельд. Теория садового искусства. 1780-е
Голубятня. Рисунок Николая Львова в книге: К. Хиршфельд. Теория садового искусства. 1780-е

Ротонда рисунок Николая Львова на полях книги: Хиршфельд. Теория садового искусстваПроект храма Солнца. Рисунок Николая Львова на полях книги: К. Хиршфельд. Теория садового искусства
Ротонда рисунок Николая Львова на полях книги: Хиршфельд. Теория садового искусстваПроект храма Солнца. Рисунок Николая Львова на полях книги: К. Хиршфельд. Теория садового искусства

Я всегда думалъ выстроить храмъ Солнцу не потому толко что бы онъ солнцу надписанъ былъ но чтобы въ лутчию часть лета Сол[н]це садилось или сходило въ домъ свои покоиться такои храмъ долженъ быть сквознои, и средина его порталъ съ перемычкои коего обе стороны за крыты стенои а къ нимъ с обоихъ сторонъ лесъ. но где время? где случаи?

Николай Львов. Запись на полях книги К.К.Л. Хиршфельда "Теория садового искусства". Лейпциг, 1779. Т. 1. С. 194.

 

Борис Соколов, текст и фото, 2.01.08

Аллегория
Аллея
Ах-ах
Виды
Газон
Галереи и подземные ходы
Гений места
География
Графика
Грот
Деревня
Животные
Каскад
Лабиринт
Масштаб
Мосты
Надписи
Озера и острова
Оранжерея
Освещение
Павильоны
Памятник
Партер
Перспектива
Путешествия
Реконструкция
Руины
Сад в искусстве
Садовая мебель
Садовые стили
Секретный сад
Скалы
Скульптура
Сюрпризы
Театр
Типы садов
Топиарий
Утопия
Фонтаны
Храмы
Цветы
Эрмитаж
 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.