|
Контракт рисовальщика (1982). Режиссер Питер Гринуэй. Кадр из фильма |
как и другие виды изобразительного искусства, связанные с садовой темой, бывает двух видов. Проектная графика — планы, архитектурные чертежи, схемы рассадки цветов и деревьев, виды будущих садовых сцен. Графика, которую специалисты называют фиксационной, изображает уже существующие сады и ландшафты, их уголки и постройки. В ландшафтном проектировании и сейчас не обходится без десятков листов с набросками и финальными решениями.
| |
Проектная графика. План и фасад Турецкого дома для усадьбы Архангельское | Фиксационная графика. Стоу. Виды храмов и других декоративных зданий (Лондон, 1750) |
Сохранившиеся проекты и изображения исторических садов драгоценны. Ведь на свете почти нет ландшафтных памятников, дошедших до нас в первозданном виде. Графика хотя бы отчасти показывает реальный вид прежнего сада, пропорции его вертикалей и горизонталей, пейзаж, на фоне которого он воспринимался сотни лет назад.
| |
Андрей Болотов. Вид усадьбы Дворяниново | Андрей Болотов.Главный дом усадьбы Дворяниново |
Художники, изображающие на бумаге садовые виды, далеко не всегда точны, — встречаются и фантазии, и "достройки" недовершенного ансамбля. Ни Царское Село, ни Кусково никогда не существовали в таком великолепном виде, в каком они предстают на парадных сериях гравюр по рисункам Михаила Махаева. В фильме Питера Гринуэя "Контракт рисовальщика" (1982) серия садовых рисунков становится поводом для изощренных детективных страстей. Сначала супруга исчезнувшего владельца убеждает мистера Невилла исполнить виды имения, которые якобы должны примирить ее с мужем. Потом младшая хозяйка велит изобразить в садовых сценах разбросанные одежды и прочие вещи, намекающие на произошедшее здесь преступление. Завершается история убийством самого художника и сожжением его работ. |
Контракт рисовальщика (1982). Кадры из фильма. Режиссер Питер Гринуэй |
Проектная графика и заказные чертежи-фиксации, как правило, точны и дают возможность реконструировать измененные и даже исчезнувшие сады. К 1970-м годам на месте голландской королевской резиденции Хет Лоо был пейзажный парк, а место регулярного партера занимал газон. Реконструкция, в основу которой легли не только археологические работы, но и план XVIII века, позволили воссоздать королевский сад со всеми его цветниками, фонтанами, боскетами и статуями.
| |
Кристиан Питер фан Стаден. План сада Хет Лоо. Начало XVIII в. | Хет Лоо. Аэрофосъемка. 1990-е |
В конце XVIII века в Англии побывал Фредрик Магнус Пипер – трудолюбивый садовый мастер из Швеции, который снимал планы и зарисовывал сооружения знаменитых усадеб. Он работал для короля Густава III, желавшего применить английский стиль в своих садах. Точные чертежи Пипера с вистами, обозначенными пунктиром, стали драгоценным материалом для британских реставраторов нашего времени.
| |
Фредрик Магнус Пипер. Грот в Пейнсхилле. Конец XVIII в. | Фредрик Магнус Пипер. Вид Стоурхеда. Конец XVIII в. |
|
Фредрик Магнус Пипер. План Стоурхеда. Конец XVIII в. |
Графика позволяет понять подлинный вид построек и скульптур, искаженных или разрушенных временем. Беседка в виде раскрытой пасти, ставшая символом Бомарцо, видна во всех подробностях на рисунке Джованни Гуэрра, исполненном сразу после создания памятника, в 1590-х годах.
| |
Джованни Гуэрра. Павильон-маска в Бомарцо. 1590-е | Павильон-маска в Бомарцо |
Фейерверки — самое эфемерное и вместе с тем самое массовое садовое зрелище — известны нам по тщательно выполненным чертежам и пояснениям к ним: "представляется поставленной на своем постаменте Земной шар... над тем вензловое имя Ея Императорского Величества подкороною... Поставлены между храмами горящие жертвенники; изъяснение содержится ввышеизложенных стихах".
|
Фейерверк на Большом Канале в Версале в 1664 году. Гравюра Жана Лепотра |
Особую ценность имеют графические изображения, связанные с исчезнувшими садовыми ансамблями и затеями. Парк в Королевском Марли, последней по времени создания резиденции Людовика XIV, был не менее сложным и пышным, чем версальский. Сегодня на этом месте лишь заросшие бассейны, но в королевском альбоме чертежей Марли изображено во всех подробностях. Интересно, что Петр I при создании садов Петергофа велел пользоваться не только альбомами гравюр, но и "рукописной" книгой с чертежами Марли.
|
Каскад в Марли. Альбом XVIII в. |
Голландский врач и садовод-любитель Николас Бидло, приглашенный Петром I в Москву, устроил в своем имении на Яузе великолепный регулярный сад. К счастью для нас, он создал и его портрет на бумаге - 20 графических листов, хранящихся в библиотеке Лейденского университета. Рисунки Бидло позволяют войти в уголок Голландии, украшавший Немецкую слободу три столетия назад.
| |
Сад Николаса Бидло в московской Немецкой слободе. 1730-е. Фронтиспис | |
|
Сад Николаса Бидло в московской Немецкой слободе. 1730-е. Вид от дома |
|
Сад Николаса Бидло в московской Немецкой слободе. 1730-е. Терраса дома |
От парка в Богородицке, лучшего создания Андрея Тимофеевича Болотова, остался только рельеф и разросшиеся купы деревьев. Но мы можем увидеть сцены, постройки, посетителей этого парка благодаря серии чудесных акварелей, которые Болотов создал вместе со своим сыном Павлом.
|
Андрей и Павел Болотовы. Сцена, представляющаяся зрению от павилиона смотря вниз под гору (вид от дворца в Богородицке.). 1786 |
В дворцовых фондах Санкт-Петербурга сохраняются наброски планов для Летнего сада и Петергофа, выполненные рукой Петра Великого. Увлекался садовым проектированием и Павел I. Петербургские историки доказали, что идея дворца-крепости с пятигранным внутренним двором — Михайловского замка — исходит от самого Павла.
|
Петр I. План сада при дворце Монплезир в Петергофе |
| |
Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784 | Атлас Гатчинской. 1790-е |
Самый роскошный вид садовой графики - альбом, изготовленный по распоряжению хозяина для высокопоставленного гостя. Во время европейского путешествия Павел Петрович и Мария Федоровна посетили Шантийи – знаменитую своими садами и постройками резиденцию принца Конде. Восхищенный парадным величием имения, Павел просит прислать его чертежи. "Альбом графа Северного", переплетенный в красный сафьян, был привезен в Россию в 1785 году и послужил основой для создания многих частей русского ансамбля. Павел старался воспроизвести в Гатчине огромные конюшни Шантийи, крестообразный канал, "гусиную лапу" – три аллеи, расходящихся веером.
| |
Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. Партер | Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. Малый парк |
Среди созданных в Гатчине построек - Храм Венеры, полностью повторяющий павильон из Шантийи. Оригинал был уничтожен во время Французской революции, а его двойник до сих пор стоит над гатчинским озером. В 1930-е годы "Альбом графа Северного" был выставлен на продажу и оказался в месте своего создания. Именно туда, в библиотеку Музея Конде, мне пришлось приезжать несколько раз, чтобы воссоздать эту историю. А в московском Музее архитектуры хранится "Гатчинский альбом", зафиксировавший постройки русской резиденции, в том числе и павильон Венеры.
| |
Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. Павильон Венеры на острове Любви | Атлас Гатчинской. 1790-е. Павильон Венеры на острове Любви |
| |
Планы замков и садов Шантийи - Альбом графа Северного. 1784. Павильон Венеры на острове Любви. Фрагмент | Атлас Гатчинской. 1790-е. Павильон Венеры на острове Любви. Фрагмент |
|
Гатчина. Павильон Венеры на острове Любви. Фотография 2001 года |
Гравюры и рисунки были главным путем распространения стилей, новых мод и идей. В начале XVIII века молодой лорд Берлингтон едет в Италию, чтобы найти там основу для классического стиля в архитектуре Британии. Он коллекционирует чертежи итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио и учится новому стилю именно у них.
|
Андреа Палладио. Вилла Ротонда. Гравюра из Четырех книг об архитектуре. Середина XVI в. |
Из подобных увлечений возникло европейское "палладианство" - стремление брать за образец пропорции, планировочные идеи и даже конкретные постройки Палладио. Вилла в Чизике, проект которой создал сам Берлингтон, варьирует формы виллы Ротонда. Томас Джефферсон, президент Соединенных Североамериканских Штатов и архитектор-любитель, знал и дом в Чизике, и его прототип. Главный дом в имении Джефферсона Монтичелло похож на обе этих постройки.
| |
Главный дом в Чизике. Архитектор Ричард Бойл, лорд Берлингтон. 1730-е | Главный дом в Монтичелло. Архитектор Томас Джефферсон. 1760-е |
Величественный проект моста Риальто, созданный Палладио, не был осуществлен в ренессансной Венеции. Однако в эпоху Просвещения мосты, построенные по этому проекту, украсили целых три английских имения - Стоу, Уилтон и Прайор. Один из этих мостов был известен Екатерине II, высоко ценившей парк Стоу. Впечатления, почерпнутые из чертежей и путеводителей, вызвали к жизни "Сибирскую мраморную галерею" - четвертый из мостов-близнецов, который и сейчас можно видеть на Большом пруду Царского Села.
|
Андреа Палладио. Проект моста Риальто. Гравюра из Четырех книг об архитектуре. Середина XVI в. |
| |
Стоу. Палладиев мост. Середина XVIII в. | Царское Село. Палладиев мост |
Историки садового искусства высоко ценят работу музейных специалистов, созданные ими монографии и каталоги. Архивы, музеи, библиотеки хранят следы удивительных путешествий во времени и пространстве. Мне довелось съездить в североитальянский город Модену, чтобы увидеть план парка Трианон, подаренный Марией Антуанеттой ее брату Фредерику. В Стокгольмской Академии художеств я рассматривал виды английского парка Пейнсхилл, а в Москве владелец частной коллекции показал мне альбом садовых гравюр XVIII века, принадлежавший поэту Валерию Брюсову.
| | |
Владимир Пучков, Людмила Хайкина. Михайловский замок: Замысел и воплощение. СПб, 2000 | Анна Воронихина, Нинель Калязина, Милица Коршунова, Татьяна Петрова. Архитектурная графика России. Собрание Эрмитажа. Л., 1981 | Ольга Петрова. Архитектурная графика XVIII века из собрания Гатчинского дворца. СПб, 2006 |
Иногда можно проследить, как от визуальной идеи, воплощенной в гравюре или рисунке, рождается новая идея. Экземпляр "Теории садового искусства" К. Хиршфельда (1779-1785), принадлежавший архитектору Николаю Львову, исписан его заметками и мыслями по поводу прочитанного. Такими же стали его рисунки - проект Храма Солнца, в темные недра которого оно должно сходить на закате, набросок ротонды, живописная голубятня, хижина, перерисованная с книжной иллюстрации. Этот уникальный документ недавно обнаружили и предоставили мне для работы сотрудники Научной библиотеки Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Огромное им спасибо!..
|
Голубятня. Рисунок Николая Львова в книге: К. Хиршфельд. Теория садового искусства. 1780-е |
| |
Ротонда рисунок Николая Львова на полях книги: Хиршфельд. Теория садового искусства | Проект храма Солнца. Рисунок Николая Львова на полях книги: К. Хиршфельд. Теория садового искусства |
Я всегда думалъ выстроить храмъ Солнцу не потому толко что бы онъ солнцу надписанъ былъ но чтобы въ лутчию часть лета Сол[н]це садилось или сходило въ домъ свои покоиться такои храмъ долженъ быть сквознои, и средина его порталъ съ перемычкои коего обе стороны за крыты стенои а къ нимъ с обоихъ сторонъ лесъ. но где время? где случаи?
Николай Львов. Запись на полях книги К.К.Л. Хиршфельда "Теория садового искусства". Лейпциг, 1779. Т. 1. С. 194.
Борис Соколов, текст и фото, 2.01.08