Грот

Багатель, Булонский лес, Париж. ГротКазерта. Грот над горным каскадом
Багатель, Булонский лес, Париж. ГротКазерта. Грот над горным каскадом

в саду – постройка, имитирующая неглубокую пещеру или подземную полость. Он может скрываться в срезе террасы, выступать из почвы подобно зеленому холму. В эпохи, любившие классические формы, гротами называли отдельно стоящие павильоны. История садового грота уходит в первобытные времена и позволяет понять особенности его устройства. Природный грот связан с подземным миром, сумраком и тайной. Гроты, украшенные наскальными рисунками и скульптурами, были первыми храмами человечества. Ореол тайны, неведомых глубин окружал и садовые гроты: он забывается в эпохи классического мировосприятия и вновь оживает в периоды мистических поисков.

Пещера Ласко. Наскальная живопись зала Ротонда
Пещера Ласко. Наскальная живопись зала Ротонда

Для людей древности грот был природной постройкой. Три стены и свод, а также ниша, подобная апсиде, стали прообразом храмов многих религий. На гроты были похожи подземные крипты – святилища и склепы первых христиан; предполагают даже, что слово crypta связано с латинским grotto. 11 февраля 1858 года в скальном гроте возле французского города Лурд девочка по имени Бернадетт Субиру увидела Богородицу. Это место стало центром огромного храмового комплекса и культа Божией Матери Лурдской, а вода из Грота Явлений является непременным приобретением паломников. Образ природной капеллы оказался захватывающим: небольшие "гроты Марии" сейчас можно видеть возле католических храмов всего мира, от Украины до Филиппин.

Лурд. Храмовый комплексЛурд. Капелла
Лурд. Храмовый комплексЛурд. Капелла
Филиппины, остров Лусон. Грот Марии в Мариаре
Филиппины, остров Лусон. Грот Марии в Мариаре

В античную эпоху горный грот с источником часто становился святилищем нимф – отсюда происходит название "нимфей". Первоначальной частью колоссального храма Фортуны в древнеримском городе Пренесте (ныне Палестрина) был скальный грот. Нимфеи в виде округлых ниш сохранились на виллах Помпей и Геркуланума, а пещера нимф описана Гомером в "Одиссее". 

Геркуланум. Нимфей в триклинии Дома Нептуна и Салации
Геркуланум. Нимфей в триклинии Дома Нептуна и Салации

Где заливу конец, длиннолистая есть там олива.
Возле оливы - пещера прелестная, полная мрака,
В ней - святилище нимф; наядами их называют.
Много находится в этой пещере амфор и кратеров
Каменных. Пчелы туда запасы свои собирают.
Много и каменных длинных станков, на которых наяды
Ткут одеянья прекрасные цвета морского пурпура.
Вечно журчит там вода ключевая. В пещере два входа.
Людям один только вход, обращенный на север, доступен.
Вход, обращенный на юг, - для бессмертных богов. И дорогой
Этой люди не ходят, она для богов лишь открыта.

Гомер. Одиссея. XIII 102-112. Перевод В.А. Жуковского 

Люксембургский сад, Париж. Фонтан Медичи. Ацис и ГалатеяЛюксембургский сад, Париж. Фонтан Медичи. Полифем
Люксембургский сад, Париж. Фонтан Медичи. Ацис и ГалатеяЛюксембургский сад, Париж. Фонтан Медичи. Полифем

С водой и тайной связаны мифические ландшафты античности – пещера Полифема, грот на Крите, в котором был воспитан младенец Зевс. Люксембургский сад в Париже украшает фонтан Медичи с изображением Ациса, Галатеи и глядящего на них из скал Полифема. Древние римляне верили, что царь Нума Помпилий получал пророчества от нимфы Эгерии – в I в. н.э. ей посвящен грот-купальня на вилле Герода Аттика. Грот Эгерии, развалины которого существуют и ныне, украшала фигура спящей нимфы.

Джованни Баттиста Пиранези. Грот нимфы ЭгерииКлод Жозеф Верне. Пейзаж с развалинами (Грот Эгерии). Государственный Эрмитаж
Джованни Баттиста Пиранези. Грот нимфы ЭгерииКлод Жозеф Верне. Пейзаж с развалинами (Грот Эгерии). Государственный Эрмитаж

В 1512 году в Риме была обнаружена античная мраморная статуя, изображающая спящую женщину. В разные времена ее считали то Ариадной, то Клеопатрой, но место, которое ей отвели в садах Ватикана, говорит само за себя – это фонтан в гроте. Скульптуру копировали несчетное число раз, и многие из этих повторений нашли свое место в садовых гротах.

Вёрлиц. Грот нимфы Эгерии
Вёрлиц. Грот нимфы Эгерии
Бертель Торвальдсен. Нума и нимфа Эгерия. 1794
Бертель Торвальдсен. Нума и нимфа Эгерия. 1794

Поэт эпохи английского Просвещения Александр Поуп писал о своей подземной галерее в Твикенеме: "Больше всего я хотел бы для ее завершения хорошую статую с надписью, вроде той прекрасной античной, которая, как вы знаете, мне так нравится, "вот источника нимфа..."". Это пожелание поэту выполнить не удалось, но позже в парке Стоурхед появилась фигура спящей нимфы и доска с надписью, переведенной Поупом с латыни:

Я, Нимфа Грота, ключ святой храню
И под журчанье этих вод дремлю;
О, не тревожь мой сон, войдя под свод ко мне,
И в тишине испей иль мойся в тишине.


Перевод Б. Соколова

Стоурхед. Грот. Спящая нимфа
Стоурхед. Грот. Спящая нимфа

Для европейского культурного сознания грот прочно связан с философией пещеры, родоначальником которой стал Платон. В седьмой книге диалога "Государство" он поясняет различие между сияющим миром идей и миром искажающих их обыденных восприятий, рассказывая о пещере, ее узниках и о тенях предметов.

- Посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная… невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. …За этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
- Странный ты рисуешь образ и странных узников!
- Подобных нам. ...Область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого.


Платон. Государство. Книга 7, 517-519. Перевод А.Н. Егунова

Порфирий, мистический толкователь учения Платона, утверждал, что описанная у Гомера пещера нимф есть всеобщий символ человеческого духа, его рождения и места во вселенной.

Пещеры и гроты древние, как подобало, посвящали космосу, беря его и в целом, и в частях. Символом же материи, из которой образован космос, они делали землю, почему некоторые думали, что если земля есть материя космоса, то сам космос, происшедший из нее, следует представлять в образе пещеры. Пещеры большей частью бывают естественными и одной природы с землей, состоя из скал какого-нибудь одного вида. Внутренняя часть их вогнутая, а извне они простираются в беспредельность земли [и сливаются с ней]. Космос также самороден и одной природы с материей, которую сближали образно со скалами и камнем, имея в виду ее косность и способность принимать придаваемые ей формы, а также и то, что по бесформенности своей она может быть понимаема как нечто беспредельное. Текучесть и лишенность собственного образа, который ей придает форму и делает видимой, обилие воды и сырость пещеры, мрак и тумановидность в ней, как выражался поэт, принимались обычно как символ свойств, присущих материальному космосу.

Порфирий. О пещере нимф. Перевод А. А. Тахо-Годи

Капри. Голубой гротКапри. Голубой грот. Открытка. 1902
Капри. Голубой гротКапри. Голубой грот. Открытка. 1902

В древней Италии было несколько природных гротов, славившихся красотой и необычным устройством. Достопримечательностью острова Капри и сегодня является Голубой грот – пещера с узким входом, освещаемая солнцем сквозь толщу воды. В ней найдены остатки древнеримского причала. В гроте, находящемся на неаполитанском побережье, останавливался и даже чуть не погиб император Тиберий. Об этом рассказывает Светоний в "Жизни двенадцати цезарей": "В Рим он более не вернулся, а несколько дней спустя, когда он обедал на вилле под названием "Грот" близ Таррацины, с потолка вдруг посыпались градом огромные камни — много сотрапезников и слуг было раздавлено, но сам он вопреки всякому ожиданию спасся".

Сперлонга. Грот Тиберия
Сперлонга. Грот Тиберия
Сперлонга. Грот Тиберия
Сперлонга. Грот Тиберия

В городе Кумы сохранилось огромное подземное сооружение – коридор и зал, сложенные из тесаных плит. Здесь, согласно античным поверьям, жила знаменитая пророчица, Сивилла Кумская, голос которой слышался через расселины скал. Вергилий в поэме "Энеида" придает Сивилле и ее обиталищу мрачный, потусторонний характер.

В склоне Эвбейской горы зияет пещера, в нее же
Сто проходов ведут, и из ста вылетают отверстий,
На сто звуча голосов, ответы вещей Сивиллы.

Когда Эней просит ее помочь увидеть умершего отца, Сивилла восклицает:

Сын Анхиза, поверь: в Аверн спуститься нетрудно,
День и ночь распахнута дверь в обиталище Дита.
Вспять шаги обратить и к небесному свету пробиться –
Вот что труднее всего!


Оказывается, что находящаяся неподалеку пещера Аверн ведет прямо Аид. Озеро Аверно, заполняющее кратер потухшего вулкана, и пещера, из которой шли серные испарения, существуют в реальности.

Кумы. Пещера Сивиллы
Кумы. Пещера Сивиллы

Вход в пещеру меж скал зиял глубоким провалом,
Озеро путь преграждало к нему и темная роща.
Птица над ним ни одна не могла пролететь безопасно,
Мчась на проворных крылах,– ибо черной бездны дыханье,
Все отравляя вокруг, поднималось до сводов небесных.


Вергилий. Энеида. Книга 6, 125-132, 234-241. Перевод С. Ошерова

"Энеида" не раз становилось источником творческого вдохновения для любителей садового искусства эпохи Просвещения. Генри Хоар, создатель Стоурхеда, поместил на фронтоне Храма Флоры слова, которые Сивилла произносит, отправляя Энея в Аид: "Procul, O procul este profani" – " Ступайте, // Чуждые таинствам, прочь!". Относительно грота, расположенного неподалеку, Хоар пишет дочери: "Я устроил путь, ведущий из Подземелья, извилистым, и я сделаю вход более легким, ибо facilis descensus Averno [легок спуск в Аверн]". Просвещенный посетитель, выбирающийся из подземелья по спиральной лестнице, должен был представить себе радость античного героя, поднимающегося из ада к солнечному свету.

Стоурхед. Выход из грота -Легок спуск в Аверн...Эрмитаж, Байройт. Грот Пещера дракона
Стоурхед. Выход из грота -Легок спуск в Аверн...Эрмитаж, Байройт. Грот Пещера дракона

В конце XV века в склонах римского холма Эсквилин открыли своды "Золотого дома" – дворца Нерона, разрушенного вскоре после его смерти. В помещениях, которые местные жители называли "гротами", были обнаружены необычные настенные росписи, соединяющие части животных, растений и человеческих фигур. Постепенно название "гротески" распространилось на всевозможные изображения с фантастическим смешением форм, а позже возник и термин "гротескный" – причудливый, нелепый, алогичный.

Рим. Золотой дом Нерона. Октагональный залРим. Золотой дом Нерона. Октагональный зал. Реконструкция
Рим. Золотой дом Нерона. Октагональный залРим. Золотой дом Нерона. Октагональный зал. Реконструкция
Рим. Золотой дом Нерона. Фрески-гротескиКапрарола. Дворец Фарнезе. Фрески-гротески. Середина XVI в.
Рим. Золотой дом Нерона. Фрески-гротескиКапрарола. Дворец Фарнезе. Фрески-гротески. Середина XVI в.

Садовый грот — укрытие от солнца и зноя, поэтому у посетителя должен возникать образ водной или даже подводной пещеры. В его оформлении обычно есть намек на морскую стихию, здесь нередки фонтаны и бассейны. Итальянское садовое искусство знало множество сюрпризов вроде "Грота Потопа" в Пратолино, который внезапно заливала вода. В гроте парка Эрмитаж под Байройтом фонтаны, управляемые провожатым, начинают бить из-под ног, и остаться сухим можно только в строго определенных местах, которые промокшие посетители ищут наугад. Крупные фонтаны и фонтанчики-шутихи оживляют Большой каскад в Петергофе, который прежде называли также Большим гротом. Это один из самых обширных гротов итальянского типа — врезанных в склон горы, обложенных диким камнем и украшенных водными затеями.

Йозеф Фурттенбах. Архитектура частная. Аугсбург, 1641. ГротыЙозеф Фурттенбах. Архитектура частная. Аугсбург, 1641. Украшение грота
Йозеф Фурттенбах. Архитектура частная. Аугсбург, 1641. ГротыЙозеф Фурттенбах. Архитектура частная. Аугсбург, 1641. Украшение грота

Еще в XVI веке сложилось традиция украшать интерьеры гротов раковинами и подводными камнями. Были специальные мастера, приезжавшие в усадьбу с возами ракушек и обломков туфа и устраивавшие из них подобия колонн, арок, наличников и столиков. Эта мода стоила дорого, зато эффект от "естественной" архитектуры был огромный.

Изола Белла. Грот во дворцеХет Лоо. Грот в вестибюле дворца
Изола Белла. Грот во дворцеХет Лоо. Грот в вестибюле дворца

В эпохи маньеризма и барокко устраивали комнаты-гроты и во дворцах. Такие залы можно видеть на первом, близком к воде, этаже дворца на острове-вилле Изола Белла. Новый дворец в Потсдаме, построенный по заказу Фридриха II уже во второй половине XVIII века, встречает посетителей исполинским "Ракушечным залом". Это удивительная смесь разных помещений – вестибюль, бальный зал, грот и кабинет минералов в одно и то же время.

Потсдам. Новый дворец. Раковинный залПотсдам. Новый дворец. Раковинный зал. Ниша
Потсдам. Новый дворец. Раковинный залПотсдам. Новый дворец. Раковинный зал. Ниша

Потсдам. Новый дворец. Раковинный зал. ПилястраПотсдам. Новый дворец. Раковинный зал. Свод
Потсдам. Новый дворец. Раковинный зал. ПилястраПотсдам. Новый дворец. Раковинный зал. Свод
Потсдам. Новый дворец. Раковинный зал. Консоль
Потсдам. Новый дворец. Раковинный зал. Консоль

Стена грота вибрирует и растворяется, совершается неуловимый переход от набора ракушек к архитектурной форме и обратно, внимательный взгляд пугается, обнаруживая в темных углах человеческие фигуры, драконов, осьминогов, птиц и змей. Так устроены своды Грота в Кускове, созданные мастером "гротического дела" Иоганном Фохтом. Внешний же облик этого павильона повторяет императорский Грот Царского Села, созданный Франческо Растрелли. Чтобы усилить водную тему, крепостной архитектор Федор Аргунов увенчал кусковский Грот изображением фонтана.

Царское Село. Грот. Архитектор Ф.Б. Растрелли
Царское Село. Грот. Архитектор Ф.Б. Растрелли
Кусково. ГротКусково. Грот. Оформление купола
Кусково. ГротКусково. Грот. Оформление купола

В садах эпохи Возрождения и особенно маньеризма гроты становились мистическим пространством, насыщенным символами и тайнами. Грот на вилле Кастелло украшен фигурами зверей, которых ведет на водопой белый единорог. Здесь соединяются христианская мистика и идея процветания Тосканы под властью Медичи.

Кастелло. Скульптура ГротаБоболи. Большой грот
Кастелло. Скульптура ГротаБоболи. Большой грот

Большой Грот во флорентийском саду Боболи изнутри выглядит как нагромождение камней, готовых обвалиться. В их толще поместили фигуры "Узников" работы Микеланджело (теперь они заменены копиями). Автор тогдашнего путеводителя по Флоренции восхищенно писал об этом гроте: “Свод представляет собой подобие руины, и сквозь трещины и проломы видны разные существа – змеи, птицы, сатиры, и множество растений, кажущиеся настоящими и живыми, и своей схожестью с настоящими доставляют они особое удовольствие, хотя и смешанное со страхом, ибо кажется, что обломки постройки грозят упасть на землю”. Что касается "Узников", то “кажется, что эти фигуры всеми силами стараются вырваться из мрамора, дабы бежать из руин, что над ними”. Французский керамист XVI века Бернар Палисси, который создавал блюда и стены, украшенные фигурами рыб, змей и лягушек, написал трактат о подземных "садовых кабинетах" и устроил подземный грот в королевском парке Тюильри.

Боболи. Большой грот. Интерьер с Узниками МикеланджелоТюильри. Керамический декор грота. Художник Бернар Палисси
Боболи. Большой грот. Интерьер с Узниками МикеланджелоТюильри. Керамический декор грота. Художник Бернар Палисси

Французский классицизм эпохи Людовика XIV принес с собой моду на гармоничные, упорядоченные садовые формы. Справа от паркового фасада дворца в Версале был построен классический павильон со скульптурной группой "Купание Аполлона" — Фетида и ее спутницы, морские нимфы, омывали уставшего от дневных трудов солнечного бога и его коней. Грот существовал недолго, а его скульптуры были перенесены в один из боскетов Малого парка. В конце XVIII века живописец и садовый художник Юбер Робер создал здесь гигантский обрыв с искусственными скалами, под сенью которых разместились фигуры Аполлона, коней и нимф.

Версаль. Грот Фетиды. Гравюра Жана Лепотра. 1672Версаль. Грот Фетиды. Внутренний вид. Гравюра Жана Лепотра. 1676
Версаль. Грот Фетиды. Гравюра Жана Лепотра. 1672Версаль. Грот Фетиды. Внутренний вид. Гравюра Жана Лепотра. 1676

Версаль. Фонтан Купание Аполлона. Гравюра Луи Симонно. 1688
Версаль. Фонтан Купание Аполлона. Гравюра Луи Симонно. 1688
Версаль. Купание Аполлона. Автор проекта Юбер Робер.
Версаль. Купание Аполлона. Автор проекта Юбер Робер.

Первым философским гротом Просвещения была галерея в Твикенеме, устроенная поэтом Александром Поупом для прохода под шоссе от реки к саду. В расширенной части грота, выходящего на Темзу, он любил работать и шутя назвал его "своей Платоновой пещерой". Посетителей поражало убранство стен: пористый туф, ракушки, кусочки зеркала, образцы горных пород из разных областей Англии. Новой идеей здесь была естественность — никаких орнаментов и колонн, напротив, любование дикой неправильностью камня, холодом и темнотой, создание сумрачной, философской атмосферы.

Александер Поуп в гроте усадьбы Твикенем. Рисунок Уильяма Кента
Александер Поуп в гроте усадьбы Твикенем. Рисунок Уильяма Кента

С тех пор меланхолия стала спутником искусственных пещер. "Келья Магдалины" в Нимфенбурге, оформленная как павильон для размышлений стареющего правителя Баварии, внутри неожиданно оказывается гротом: Магдалина стоит на коленях в нише, покрытой ракушками, а крест и алтарь окружены водорослями.

Нимфенбург. Келья Магдалины. ИнтерьерНимфенбург. Келья Магдалины. Фрагмент интерьера
Нимфенбург. Келья Магдалины. ИнтерьерНимфенбург. Келья Магдалины. Фрагмент интерьера

Парковые купальни, которые так любили в XVIII столетии, во многом подобны гротам - вода, прохлада, уединение. Их тоже украшали ракушками и орнаментом в виде водных растений Очень красив интерьер Купальни в Шветцингене, потолок которой состоит из зеркал - принадлежности салона - и "гротических" мотивов.

Шветцинген. Купальня
Шветцинген. Купальня
Шветцинген. Купальня. ИнтерьерШветцинген. Купальня. Фрагмент интерьера
Шветцинген. Купальня. ИнтерьерШветцинген. Купальня. Фрагмент интерьера

Хотите посмотреть, как менялось представление о "природной" архитектуре гротов? В начале XVIII века в английской усадьбе Стоу была сооружена Пещера Дидоны – павильон с гладким фасадом, который изображал лесной грот, где встретились герои "Энеиды" Вергилия. Но потом этот облик стал казаться недостаточно "пещерным", и стены обложили грубыми кусками известняка. На моей фотографии, сделанной во время подготовки к реставрации грота, видны оба варианта отделки.

Стоу. Пещера Дидоны
Стоу. Пещера Дидоны
Бентон Сили. Виды храмов и других декоративных построек в Стоу. Лондон, 1750. Пещера Дидоны - в левом верхнем углуПотсдам, парк Сан-Суси. Грот Нептуна. Фрагмент
Бентон Сили. Виды храмов и других декоративных построек в Стоу. Лондон, 1750. Пещера Дидоны - в левом верхнем углуПотсдам, парк Сан-Суси. Грот Нептуна. Фрагмент

"Дикие" гроты, своды и стены которых сложены из валунов, не только прочны, но и очень красивы. Титаническая кладка, темные коридоры и ослепительные просветы, природные формы, приведенные в гармоничный порядок рукой человека — все это выделяет гроты среди других садовых построек. В подмосковной усадьбе Разумовских Горенки сохранился великолепный сводчатый грот екатерининской эпохи, три коридора которого приводят посетителя к трем разным садовым сценам. Памятник существует несмотря на огромную брешь в куполе и вопреки "дикому" отношению к нему тех, кто бывает в этом заброшенном парке.

Горенки. Грот
Горенки. Грот
Горенки. ГротГоренки. Вид из Грота на пруд
Горенки. ГротГоренки. Вид из Грота на пруд

Желание любоваться природными формами, упорядоченными рукой человека, связано с философией Просвещения. Люди романтической эпохи отдают предпочтение созданиям дикой природы, которая в их глазах является первым и лучшим архитектором. Идея грота, находящегося среди уединенных скал, связанного с "гением места", в XIX веке становится преобладающей. Любители пейзажей совершают паломничество к Гроту Эгерии, к пещере Сивиллы, а свои сады украшают нагромождениями скал. География мест, где ищут величественные гроты, расширяется до дальних пределов мира. Сотни пейзажных паломников, среди которых Вальтер Скотт, Джон Китс, Жюль Верн и королева Виктория, садятся на парусники и пароходы, чтобы добраться до расположенного возле Шотландии острова Стаффа — там находится огромная пещера, в которой, по местным поверьям, жил древний герой Фингал. Феликс Мендельсон, услышавший под ее сводами мелодии ветра, передал их в увертюре "Гебриды, или Фингалова пещера".

Пещера Фингала на острове Стаффа. Открытка. 1900
Пещера Фингала на острове Стаффа. Открытка. 1900

Русский писатель-романтик Федор Глинка в начале XIX века побывал в колоссальной венгерской пещере Барадла (ее длина 26 километров, и она входит в список культурного наследия ЮНЕСКО). В сталактитах Глинка видит подобия храма ("костёла") и скульптур. Создания природы таинственным образом напоминают и даже превосходят создания рук человека.

Тут видны целыя и изломанныя пирамиды и башни, удивительной высоты и огромности; тонкия Греческия колонны, досязающия до самых верхних сводов, и грубыя Готические столпы, едва выказывающиеся из недр черной бездны. Подобия голов разных животных, обломки, имеющие виды различных зверей, изображения различных птиц, изломанные мечи, щиты, копья и прочие признаки трофеев сгромосжены были на вершинах скал. Сколь удивительна природа! На произведение всех сих чудес употребила она воду: вода есть мать редкостей сих. ... "Вот кастел", закричал впереди проводник наш. Мы приближились, и увидели в самом деле нечто похожее на кастел. Огромное здание сие такой было высоты, что даже возвыся факел, не льзя видеть его вершины. Снизу множество столбов и сводов поддерживают его. Все сие составились из капель воды, которыя претворились в каменныя глыбы. И так посудите, сколько веков употребила природа на созидание сих чудес! Пройдя еще несколько темных переходов, очутились мы вдруг в прекрасном саду: цветы разных родов, в сосудах и в земле, украшали некоторое возвышение, похожее на курган; но все сие имело только вид растений и цветов, а в самом деле было это собрание хрусталей. Место сие называется цветочным садом. ...Здесь много выразительных изображений: одно из них похоже на Нептуна с трезубцем; другия представляют несколько человеческих подобий в различных положениях. На другом острове, на высокой скале, показал нам проводник статую, называемую Святою Мариею; огромная статуя сия представляет довольно живо женщину, держащую на руках младенца. Перейдя еще раз воду, на третьем острове увидели подобие, показываемое статуею Ангела; это был большаго роста человек, с распростертыми крыльями.

Федор Глинка. Письма рускаго офицера. Ч. I. М., 1815. С. 158-161

Пещера Барадла в Аггтелеке, ВенгрияПещера Барадла в Аггтелеке, Венгрия
Пещера Барадла в Аггтелеке, ВенгрияПещера Барадла в Аггтелеке, Венгрия

В наши дни туристам в этой пещере показывают Башню Стефана, Рай и Чистилище, Железный замок, Троицу, Олимп и тому подобные объекты. Так романтическая фантазия открывает путь экскурсионному сочинительству. Разбудить воображение посетителя, украсить чудеса природы подсветкой и музыкой стараются и в других пещерах-музеях. Люди приезжают в Кунгур, Новый Афон, Аггтелек, к Мамонтовой пещере в Кентукки для того, чтобы пережить ощущения, которые хорошо выразил в своем очерке Федор Глинка: "Все было в безпорядке и ничто не рушилось; таинственная сила поддерживала сии неизмеримыя громады развалин, которых необозримое величие приводит в изумление".

Софиевка. Львиный гротСофиевка. Грот Фетиды
Софиевка. Львиный гротСофиевка. Грот Фетиды

Похожими на природные пещеры становятся и гроты романтических парков. В усадьбе Софиевка, созданной в первые годы XIX века, гроты должны были пугать посетителей нависающими камнями, темнотой, таинственными звуками — один из них назван Львиным за рокот воды, льющейся из невидимой расселины. Грот Фетиды в Софиевке возвращает нас к мифическим истокам: здесь помещена статуя морской нимфы, скрытая за блестящей пеленой льющейся воды. Людвиг Генрих Николаи устроил в имении Монрепо остров-некрополь, украшенный декоративным замком. Чтобы окружить его романтическим ореолом, он называет выступ скалы головой Медузы, а впадину под ней – Гротом Медузы. 

Пьер Буатар. Искусство создания и украшения садов. Париж, 1834. Гроты и каскады
Пьер Буатар. Искусство создания и украшения садов. Париж, 1834. Гроты и каскады

К середине XIX века традиция философского сада угасает, гроты выходят из моды, а путешествия к чудесам природы теряют связь с садовыми переживаниями. Усадьбы украшают павильонами либо порталами классических и барочных форм — такие гроты можно видеть, например, в Кузьминках. Яркие, запоминающие образы рождаются там, когда возрождается романтическая обстановка. Грот в Александровском саду, устроенный Осипом Бове у основания Арсенальной башни Московского Кремля, представляет собой мемориал погибшему городу. Он выложен обломками зданий, сгоревших в пожаре 1812 года.

Александровский сад, Москва. Грот
Александровский сад, Москва. Грот
Александровский сад, Москва. Грот. РуиныАлександровский сад, Москва. Грот. Интерьер
Александровский сад, Москва. Грот. РуиныАлександровский сад, Москва. Грот. Интерьер

Исполинский Грот Венеры в Линдерхофе, альпийской резиденции баварского короля Людвига II (1877), поражает сочетанием безудержной фантазии и технических новшеств. Это искусственная пещера, полностью скрытая под зеленым холмом. Людвиг, влюбленный в музыку Рихарда Вагнера и собственное одиночество, воспроизвел здесь грот Венеры из оперы "Тангейзер". Искусственное озеро волновали искусственные волны, по которым король катался в золоченом челноке, сиденья для зрителей были расположены среди скал, а для меняющегося освещения грота была построена первая в Баварии электростанция.

Линдерхоф. Грот Венеры
Линдерхоф. Грот Венеры
Городской сад в Ростове-на-Дону. Остатки грота
Городской сад в Ростове-на-Дону. Остатки грота

В XIX столетии гроты становятся типичным украшением общественных парков. Их остатки до сих пор сохранились в некоторых городских садах, например, в Ростове-на-Дону. Утратив поэтическую атмосферу усадьбы, гроты воспринимаются многими как укромные места, связанные с темными делами и мрачными событиями. В 1869 году Россию потрясло "нечаевское дело" – судебный процесс в связи с убийством студента Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии членами группы революционера-анархиста Сергея Нечаева. Заподозренного в измене товарища заманили в грот на территории академии – бывшей усадьбы Петровское-Разумовское, сказав, что там спрятаны шрифты для подпольной типографии... В повести Чехова "Драма на охоте" сырой грот запущенной барской усадьбы становится местом морального падения героев.

Грот в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве. Открытка
Грот в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве. Открытка

Графский сад, по которому мы гуляли, ввиду его поражающей роскоши, достоин особого, специального описания. ...Тут и полуразрушенные, поросшие мхом гроты, фонтаны, прудики, предназначенные для золотой рыбы и ручных карпов, горы, беседки, дорогие оранжереи... И эта редкая роскошь, собранная руками дедов и отцов, это богатство больших, полных роз, поэтических гротов и бесконечных аллей было варварски заброшено и отдано во власть сорным травам, воровскому топору и галкам, бесцеремонно вившим свои уродливые гнезда на редких деревьях.
...Я осмотрел все кустики, беседки, пещеры, и когда уже меня начало помучивать раскаяние, что я пошел вправо, а не влево, я вдруг услышал странные звуки. Кто-то смеялся или плакал. Звуки исходили из одной пещеры, которую я хотел осмотреть последней. Быстро войдя в нее, я, охваченный сыростью, запахом плесени, грибов и известки, увидел ту, которую искал.
Она стояла, облокотившись о деревянную колонну, покрытую черным мохом, и, подняв на меня глаза, полные ужаса и отчаяния, рвала на себе волосы. Из ее глаз лились слезы, как из губки, когда ее жмут.
— Что я наделала? Что наделала! — бормотала она.
— Да, Оля, что вы наделали! — сказал я, ставши перед ней и скрестив руки.
— Зачем я вышла за него замуж? Где у меня были глаза? Где был мой ум? (...)
— Пора идти, душа моя... — сказал я, замечая, к своему великому ужасу, что я целую ее в лоб, беру ее за талию, что она ожигает меня своим горячим дыханием и повисает на моей шее...
— Будет тебе! — бормочу я. — Довольно!..
Когда минут через пять я вынес ее на руках из пещеры и, замученную новыми впечатлениями, поставил на землю, почти у самого порога я увидал Пшехоцкого... Он стоял, ехидно глядел на меня и тихо аплодировал... Я смерил его взглядом и, взяв Ольгу под руку, направился к дому.


А.П. Чехов. Драма на охоте (1884)

Гурзуф. Грот ПушкинаНовый Свет, Крым. Грот Шаляпина
Гурзуф. Грот ПушкинаНовый Свет, Крым. Грот Шаляпина
Новый Свет, Крым. Грот Голицына
Новый Свет, Крым. Грот Голицына

Развитие курортов Крыма и Кавказа расширило потребность в "гениях места" – достопримечательностях, связанных с интересными явлениями и людьми. В Симеизе показывают Пушкинский грот, в Гроте Шаляпина от звуков голоса певца будто бы разбился бокал с шампанским. Там же, в Новом Свете сохранился Грот Голицына с каменными ячейками для хранения винных запасов.

Пятигорск. Грот Дианы
Пятигорск. Грот Дианы

Заметную роль в курортной жизни Пятигорска играл грот Дианы, расположенный по дороге на Горячую гору (old.behtau.net). Своим возникновением он обязан восхождению на Эльбрус, совершенному экспедицией генерала Георгия Емануэля. Грот сначала собирались уподобить двуглавой вершине горы, но потом остановились на привычных формах двухколонного портика. Здесь незадолго до своей гибели устраивал "сельский бал" Лермонтов.

Пятигорск. Вход в Провал
Пятигорск. Вход в Провал
Пятигорск. Свод ПровалаПятигорск. Провал. Озеро
Пятигорск. Свод ПровалаПятигорск. Провал. Озеро

Неподалеку находятся монументальные ворота с крупной надписью "Провалъ" – тот самый, на ремонт которого собирал деньги Остап Бендер. За воротами начинается тоннель, который ведет к озеру, освещенному лучами солнца через световой колодец. В XIX веке желающих искупаться в "малахитовой луже" спускали сверху в корзине.

Аквариумный гротАквариумный гротАквариум с гротом-скалой
Аквариумный гротАквариумный гротАквариум с гротом-скалой

Слово "грот", всплывая в современной информационной среде, неизменно приносит с собой романтический оттенок. Оно хорошо знакомо аквариумистам: так называют крошечные замки и пещерки, в темноту которых могут заплывать разноцветные рыбки. Недавно правительство Норвегии утвердило проект "Международного грота семян" – хранилища, врезанного в склон горы на острове Шпицберген и призванного сохранить видовое разнообразие растений "на случай ядерной войны или столкновения Земли с метеоритом".

Международный грот семян. Свальбард, остров Шпицберген. ПроектМеждународный грот семян. Свальбард, остров Шпицберген
Международный грот семян. Свальбард, остров Шпицберген. ПроектМеждународный грот семян. Свальбард, остров Шпицберген


Грот всегда привлекал внимание поэтов. Наш современник Александр Кушнер посвятил садовому гроту стихотворение, напоминающее зловещие образы Чехова. Претенциозность и бренность постройки вносит в идеальный зеленый мир "земное" начало, ужасы человеческих страстей.

Сад, сад! Невянущий, сплошной,
Вечнозеленый сад.
А дальше что? А вечный зной
И веянье прохлад.
Тебе сказали: неземной,
А ты не рад. - Не рад.

Сад, сад! И далее мечта
Земная не идет.
Сад, сад! Сверкание куста,
фонтан, допустим, грот.
Но грот- излишество, тщета,
Пример земных работ.

Уже в нем плесень есть, ущерб,
Уже он сыроват...
Тогда уже возможен серб
И, боже мой, хорват.
И флаг, и глупости, и герб,
И боль, и смерть, и смрад.


Александр Кушнер. " Сад, сад! Невянущий, сплошной..." // Арион, 1995, № 3

Версаль, парк Трианон. Грот с подземным салоном, в котором 5 октября 1789 года была арестована королева Мария Антуанетта
Версаль, парк Трианон. Грот с подземным салоном, в котором 5 октября 1789 года была арестована королева Мария Антуанетта

Закончим светлым стихотворением Волошина, который не только знал трактаты древних философов, но и создал свой "пещерный миф" – о вратах любви и скорби, "amori et dolori".

Максимилиан Волошин
ГРОТ НИМФ

О, странник-человек! Познай Священный Грот
И надпись скорбную «Amori et dolori».
Из бездны хаоса, сквозь огненное море,
В пещеры времени влечёт водоворот.

Но смертным и богам отверст различный вход:
Любовь — тропа одним, другим дорога — горе.
И каждый припадёт к сияющей амфоре,
Где тайной Эроса хранится вещий мёд.

Отмечен вход людей оливою ветвистой —
В пещере влажных нимф, таинственной и мглистой,
Где вечные ключи рокочут в тайниках,
Где пчёлы в темноте слагают сотов грани,
Наяды вечно ткут на каменных станках
Одежды жертвенной пурпуровые ткани.

1907
Коктебель

Веймар. Парк Ильм. Грот со Сфинксом
Веймар. Парк Ильм. Грот со Сфинксом

Борис Соколов, текст и фото, 6.01.08

 

 

Аллегория
Аллея
Ах-ах
Виды
Газон
Галереи и подземные ходы
Гений места
География
Графика
Грот
Деревня
Животные
Каскад
Лабиринт
Масштаб
Мосты
Надписи
Озера и острова
Оранжерея
Освещение
Павильоны
Памятник
Партер
Перспектива
Путешествия
Реконструкция
Руины
Сад в искусстве
Садовая мебель
Садовые стили
Секретный сад
Скалы
Скульптура
Сюрпризы
Театр
Типы садов
Топиарий
Утопия
Фонтаны
Храмы
Цветы
Эрмитаж
 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.