Грот
в саду – постройка, имитирующая неглубокую пещеру или подземную полость. Он может скрываться в срезе террасы, выступать из почвы подобно зеленому холму. В эпохи, любившие классические формы, гротами называли отдельно стоящие павильоны. История садового грота уходит в первобытные времена и позволяет понять особенности его устройства. Природный грот связан с подземным миром, сумраком и тайной. Гроты, украшенные наскальными рисунками и скульптурами, были первыми храмами человечества. Ореол тайны, неведомых глубин окружал и садовые гроты: он забывается в эпохи классического мировосприятия и вновь оживает в периоды мистических поисков.
Для людей древности грот был природной постройкой. Три стены и свод, а также ниша, подобная апсиде, стали прообразом храмов многих религий. На гроты были похожи подземные крипты – святилища и склепы первых христиан; предполагают даже, что слово crypta связано с латинским grotto. 11 февраля 1858 года в скальном гроте возле французского города Лурд девочка по имени Бернадетт Субиру увидела Богородицу. Это место стало центром огромного храмового комплекса и культа Божией Матери Лурдской, а вода из Грота Явлений является непременным приобретением паломников. Образ природной капеллы оказался захватывающим: небольшие "гроты Марии" сейчас можно видеть возле католических храмов всего мира, от Украины до Филиппин.
В античную эпоху горный грот с источником часто становился святилищем нимф – отсюда происходит название "нимфей". Первоначальной частью колоссального храма Фортуны в древнеримском городе Пренесте (ныне Палестрина) был скальный грот. Нимфеи в виде округлых ниш сохранились на виллах Помпей и Геркуланума, а пещера нимф описана Гомером в "Одиссее".
Где заливу конец, длиннолистая есть там олива.
С водой и тайной связаны мифические ландшафты античности – пещера Полифема, грот на Крите, в котором был воспитан младенец Зевс. Люксембургский сад в Париже украшает фонтан Медичи с изображением Ациса, Галатеи и глядящего на них из скал Полифема. Древние римляне верили, что царь Нума Помпилий получал пророчества от нимфы Эгерии – в I в. н.э. ей посвящен грот-купальня на вилле Герода Аттика. Грот Эгерии, развалины которого существуют и ныне, украшала фигура спящей нимфы.
В 1512 году в Риме была обнаружена античная мраморная статуя, изображающая спящую женщину. В разные времена ее считали то Ариадной, то Клеопатрой, но место, которое ей отвели в садах Ватикана, говорит само за себя – это фонтан в гроте. Скульптуру копировали несчетное число раз, и многие из этих повторений нашли свое место в садовых гротах.
Поэт эпохи английского Просвещения Александр Поуп писал о своей подземной галерее в Твикенеме: "Больше всего я хотел бы для ее завершения хорошую статую с надписью, вроде той прекрасной античной, которая, как вы знаете, мне так нравится, "вот источника нимфа..."". Это пожелание поэту выполнить не удалось, но позже в парке Стоурхед появилась фигура спящей нимфы и доска с надписью, переведенной Поупом с латыни:
Для европейского культурного сознания грот прочно связан с философией пещеры, родоначальником которой стал Платон. В седьмой книге диалога "Государство" он поясняет различие между сияющим миром идей и миром искажающих их обыденных восприятий, рассказывая о пещере, ее узниках и о тенях предметов. - Посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная… невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. …За этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат. - Странный ты рисуешь образ и странных узников! - Подобных нам. ...Область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого. Платон. Государство. Книга 7, 517-519. Перевод А.Н. Егунова Порфирий, мистический толкователь учения Платона, утверждал, что описанная у Гомера пещера нимф есть всеобщий символ человеческого духа, его рождения и места во вселенной. Пещеры и гроты древние, как подобало, посвящали космосу, беря его и в целом, и в частях. Символом же материи, из которой образован космос, они делали землю, почему некоторые думали, что если земля есть материя космоса, то сам космос, происшедший из нее, следует представлять в образе пещеры. Пещеры большей частью бывают естественными и одной природы с землей, состоя из скал какого-нибудь одного вида. Внутренняя часть их вогнутая, а извне они простираются в беспредельность земли [и сливаются с ней]. Космос также самороден и одной природы с материей, которую сближали образно со скалами и камнем, имея в виду ее косность и способность принимать придаваемые ей формы, а также и то, что по бесформенности своей она может быть понимаема как нечто беспредельное. Текучесть и лишенность собственного образа, который ей придает форму и делает видимой, обилие воды и сырость пещеры, мрак и тумановидность в ней, как выражался поэт, принимались обычно как символ свойств, присущих материальному космосу.
В древней Италии было несколько природных гротов, славившихся красотой и необычным устройством. Достопримечательностью острова Капри и сегодня является Голубой грот – пещера с узким входом, освещаемая солнцем сквозь толщу воды. В ней найдены остатки древнеримского причала. В гроте, находящемся на неаполитанском побережье, останавливался и даже чуть не погиб император Тиберий. Об этом рассказывает Светоний в "Жизни двенадцати цезарей": "В Рим он более не вернулся, а несколько дней спустя, когда он обедал на вилле под названием "Грот" близ Таррацины, с потолка вдруг посыпались градом огромные камни — много сотрапезников и слуг было раздавлено, но сам он вопреки всякому ожиданию спасся".
В городе Кумы сохранилось огромное подземное сооружение – коридор и зал, сложенные из тесаных плит. Здесь, согласно античным поверьям, жила знаменитая пророчица, Сивилла Кумская, голос которой слышался через расселины скал. Вергилий в поэме "Энеида" придает Сивилле и ее обиталищу мрачный, потусторонний характер.
Вход в пещеру меж скал зиял глубоким провалом,
В конце XV века в склонах римского холма Эсквилин открыли своды "Золотого дома" – дворца Нерона, разрушенного вскоре после его смерти. В помещениях, которые местные жители называли "гротами", были обнаружены необычные настенные росписи, соединяющие части животных, растений и человеческих фигур. Постепенно название "гротески" распространилось на всевозможные изображения с фантастическим смешением форм, а позже возник и термин "гротескный" – причудливый, нелепый, алогичный.
Садовый грот — укрытие от солнца и зноя, поэтому у посетителя должен возникать образ водной или даже подводной пещеры. В его оформлении обычно есть намек на морскую стихию, здесь нередки фонтаны и бассейны. Итальянское садовое искусство знало множество сюрпризов вроде "Грота Потопа" в Пратолино, который внезапно заливала вода. В гроте парка Эрмитаж под Байройтом фонтаны, управляемые провожатым, начинают бить из-под ног, и остаться сухим можно только в строго определенных местах, которые промокшие посетители ищут наугад. Крупные фонтаны и фонтанчики-шутихи оживляют Большой каскад в Петергофе, который прежде называли также Большим гротом. Это один из самых обширных гротов итальянского типа — врезанных в склон горы, обложенных диким камнем и украшенных водными затеями.
Еще в XVI веке сложилось традиция украшать интерьеры гротов раковинами и подводными камнями. Были специальные мастера, приезжавшие в усадьбу с возами ракушек и обломков туфа и устраивавшие из них подобия колонн, арок, наличников и столиков. Эта мода стоила дорого, зато эффект от "естественной" архитектуры был огромный.
В эпохи маньеризма и барокко устраивали комнаты-гроты и во дворцах. Такие залы можно видеть на первом, близком к воде, этаже дворца на острове-вилле Изола Белла. Новый дворец в Потсдаме, построенный по заказу Фридриха II уже во второй половине XVIII века, встречает посетителей исполинским "Ракушечным залом". Это удивительная смесь разных помещений – вестибюль, бальный зал, грот и кабинет минералов в одно и то же время.
Стена грота вибрирует и растворяется, совершается неуловимый переход от набора ракушек к архитектурной форме и обратно, внимательный взгляд пугается, обнаруживая в темных углах человеческие фигуры, драконов, осьминогов, птиц и змей. Так устроены своды Грота в Кускове, созданные мастером "гротического дела" Иоганном Фохтом. Внешний же облик этого павильона повторяет императорский Грот Царского Села, созданный Франческо Растрелли. Чтобы усилить водную тему, крепостной архитектор Федор Аргунов увенчал кусковский Грот изображением фонтана.
В садах эпохи Возрождения и особенно маньеризма гроты становились мистическим пространством, насыщенным символами и тайнами. Грот на вилле Кастелло украшен фигурами зверей, которых ведет на водопой белый единорог. Здесь соединяются христианская мистика и идея процветания Тосканы под властью Медичи.
Большой Грот во флорентийском саду Боболи изнутри выглядит как нагромождение камней, готовых обвалиться. В их толще поместили фигуры "Узников" работы Микеланджело (теперь они заменены копиями). Автор тогдашнего путеводителя по Флоренции восхищенно писал об этом гроте: “Свод представляет собой подобие руины, и сквозь трещины и проломы видны разные существа – змеи, птицы, сатиры, и множество растений, кажущиеся настоящими и живыми, и своей схожестью с настоящими доставляют они особое удовольствие, хотя и смешанное со страхом, ибо кажется, что обломки постройки грозят упасть на землю”. Что касается "Узников", то “кажется, что эти фигуры всеми силами стараются вырваться из мрамора, дабы бежать из руин, что над ними”. Французский керамист XVI века Бернар Палисси, который создавал блюда и стены, украшенные фигурами рыб, змей и лягушек, написал трактат о подземных "садовых кабинетах" и устроил подземный грот в королевском парке Тюильри.
Французский классицизм эпохи Людовика XIV принес с собой моду на гармоничные, упорядоченные садовые формы. Справа от паркового фасада дворца в Версале был построен классический павильон со скульптурной группой "Купание Аполлона" — Фетида и ее спутницы, морские нимфы, омывали уставшего от дневных трудов солнечного бога и его коней. Грот существовал недолго, а его скульптуры были перенесены в один из боскетов Малого парка. В конце XVIII века живописец и садовый художник Юбер Робер создал здесь гигантский обрыв с искусственными скалами, под сенью которых разместились фигуры Аполлона, коней и нимф.
Первым философским гротом Просвещения была галерея в Твикенеме, устроенная поэтом Александром Поупом для прохода под шоссе от реки к саду. В расширенной части грота, выходящего на Темзу, он любил работать и шутя назвал его "своей Платоновой пещерой". Посетителей поражало убранство стен: пористый туф, ракушки, кусочки зеркала, образцы горных пород из разных областей Англии. Новой идеей здесь была естественность — никаких орнаментов и колонн, напротив, любование дикой неправильностью камня, холодом и темнотой, создание сумрачной, философской атмосферы.
С тех пор меланхолия стала спутником искусственных пещер. "Келья Магдалины" в Нимфенбурге, оформленная как павильон для размышлений стареющего правителя Баварии, внутри неожиданно оказывается гротом: Магдалина стоит на коленях в нише, покрытой ракушками, а крест и алтарь окружены водорослями.
Парковые купальни, которые так любили в XVIII столетии, во многом подобны гротам - вода, прохлада, уединение. Их тоже украшали ракушками и орнаментом в виде водных растений Очень красив интерьер Купальни в Шветцингене, потолок которой состоит из зеркал - принадлежности салона - и "гротических" мотивов.
Хотите посмотреть, как менялось представление о "природной" архитектуре гротов? В начале XVIII века в английской усадьбе Стоу была сооружена Пещера Дидоны – павильон с гладким фасадом, который изображал лесной грот, где встретились герои "Энеиды" Вергилия. Но потом этот облик стал казаться недостаточно "пещерным", и стены обложили грубыми кусками известняка. На моей фотографии, сделанной во время подготовки к реставрации грота, видны оба варианта отделки.
"Дикие" гроты, своды и стены которых сложены из валунов, не только прочны, но и очень красивы. Титаническая кладка, темные коридоры и ослепительные просветы, природные формы, приведенные в гармоничный порядок рукой человека — все это выделяет гроты среди других садовых построек. В подмосковной усадьбе Разумовских Горенки сохранился великолепный сводчатый грот екатерининской эпохи, три коридора которого приводят посетителя к трем разным садовым сценам. Памятник существует несмотря на огромную брешь в куполе и вопреки "дикому" отношению к нему тех, кто бывает в этом заброшенном парке.
Желание любоваться природными формами, упорядоченными рукой человека, связано с философией Просвещения. Люди романтической эпохи отдают предпочтение созданиям дикой природы, которая в их глазах является первым и лучшим архитектором. Идея грота, находящегося среди уединенных скал, связанного с "гением места", в XIX веке становится преобладающей. Любители пейзажей совершают паломничество к Гроту Эгерии, к пещере Сивиллы, а свои сады украшают нагромождениями скал. География мест, где ищут величественные гроты, расширяется до дальних пределов мира. Сотни пейзажных паломников, среди которых Вальтер Скотт, Джон Китс, Жюль Верн и королева Виктория, садятся на парусники и пароходы, чтобы добраться до расположенного возле Шотландии острова Стаффа — там находится огромная пещера, в которой, по местным поверьям, жил древний герой Фингал. Феликс Мендельсон, услышавший под ее сводами мелодии ветра, передал их в увертюре "Гебриды, или Фингалова пещера".
Русский писатель-романтик Федор Глинка в начале XIX века побывал в колоссальной венгерской пещере Барадла (ее длина 26 километров, и она входит в список культурного наследия ЮНЕСКО). В сталактитах Глинка видит подобия храма ("костёла") и скульптур. Создания природы таинственным образом напоминают и даже превосходят создания рук человека.
В наши дни туристам в этой пещере показывают Башню Стефана, Рай и Чистилище, Железный замок, Троицу, Олимп и тому подобные объекты. Так романтическая фантазия открывает путь экскурсионному сочинительству. Разбудить воображение посетителя, украсить чудеса природы подсветкой и музыкой стараются и в других пещерах-музеях. Люди приезжают в Кунгур, Новый Афон, Аггтелек, к Мамонтовой пещере в Кентукки для того, чтобы пережить ощущения, которые хорошо выразил в своем очерке Федор Глинка: "Все было в безпорядке и ничто не рушилось; таинственная сила поддерживала сии неизмеримыя громады развалин, которых необозримое величие приводит в изумление".
Похожими на природные пещеры становятся и гроты романтических парков. В усадьбе Софиевка, созданной в первые годы XIX века, гроты должны были пугать посетителей нависающими камнями, темнотой, таинственными звуками — один из них назван Львиным за рокот воды, льющейся из невидимой расселины. Грот Фетиды в Софиевке возвращает нас к мифическим истокам: здесь помещена статуя морской нимфы, скрытая за блестящей пеленой льющейся воды. Людвиг Генрих Николаи устроил в имении Монрепо остров-некрополь, украшенный декоративным замком. Чтобы окружить его романтическим ореолом, он называет выступ скалы головой Медузы, а впадину под ней – Гротом Медузы.
К середине XIX века традиция философского сада угасает, гроты выходят из моды, а путешествия к чудесам природы теряют связь с садовыми переживаниями. Усадьбы украшают павильонами либо порталами классических и барочных форм — такие гроты можно видеть, например, в Кузьминках. Яркие, запоминающие образы рождаются там, когда возрождается романтическая обстановка. Грот в Александровском саду, устроенный Осипом Бове у основания Арсенальной башни Московского Кремля, представляет собой мемориал погибшему городу. Он выложен обломками зданий, сгоревших в пожаре 1812 года.
Исполинский Грот Венеры в Линдерхофе, альпийской резиденции баварского короля Людвига II (1877), поражает сочетанием безудержной фантазии и технических новшеств. Это искусственная пещера, полностью скрытая под зеленым холмом. Людвиг, влюбленный в музыку Рихарда Вагнера и собственное одиночество, воспроизвел здесь грот Венеры из оперы "Тангейзер". Искусственное озеро волновали искусственные волны, по которым король катался в золоченом челноке, сиденья для зрителей были расположены среди скал, а для меняющегося освещения грота была построена первая в Баварии электростанция.
В XIX столетии гроты становятся типичным украшением общественных парков. Их остатки до сих пор сохранились в некоторых городских садах, например, в Ростове-на-Дону. Утратив поэтическую атмосферу усадьбы, гроты воспринимаются многими как укромные места, связанные с темными делами и мрачными событиями. В 1869 году Россию потрясло "нечаевское дело" – судебный процесс в связи с убийством студента Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии членами группы революционера-анархиста Сергея Нечаева. Заподозренного в измене товарища заманили в грот на территории академии – бывшей усадьбы Петровское-Разумовское, сказав, что там спрятаны шрифты для подпольной типографии... В повести Чехова "Драма на охоте" сырой грот запущенной барской усадьбы становится местом морального падения героев.
Графский сад, по которому мы гуляли, ввиду его поражающей роскоши, достоин особого, специального описания. ...Тут и полуразрушенные, поросшие мхом гроты, фонтаны, прудики, предназначенные для золотой рыбы и ручных карпов, горы, беседки, дорогие оранжереи... И эта редкая роскошь, собранная руками дедов и отцов, это богатство больших, полных роз, поэтических гротов и бесконечных аллей было варварски заброшено и отдано во власть сорным травам, воровскому топору и галкам, бесцеремонно вившим свои уродливые гнезда на редких деревьях.
Развитие курортов Крыма и Кавказа расширило потребность в "гениях места" – достопримечательностях, связанных с интересными явлениями и людьми. В Симеизе показывают Пушкинский грот, в Гроте Шаляпина от звуков голоса певца будто бы разбился бокал с шампанским. Там же, в Новом Свете сохранился Грот Голицына с каменными ячейками для хранения винных запасов.
Заметную роль в курортной жизни Пятигорска играл грот Дианы, расположенный по дороге на Горячую гору (old.behtau.net). Своим возникновением он обязан восхождению на Эльбрус, совершенному экспедицией генерала Георгия Емануэля. Грот сначала собирались уподобить двуглавой вершине горы, но потом остановились на привычных формах двухколонного портика. Здесь незадолго до своей гибели устраивал "сельский бал" Лермонтов.
Неподалеку находятся монументальные ворота с крупной надписью "Провалъ" – тот самый, на ремонт которого собирал деньги Остап Бендер. За воротами начинается тоннель, который ведет к озеру, освещенному лучами солнца через световой колодец. В XIX веке желающих искупаться в "малахитовой луже" спускали сверху в корзине.
Слово "грот", всплывая в современной информационной среде, неизменно приносит с собой романтический оттенок. Оно хорошо знакомо аквариумистам: так называют крошечные замки и пещерки, в темноту которых могут заплывать разноцветные рыбки. Недавно правительство Норвегии утвердило проект "Международного грота семян" – хранилища, врезанного в склон горы на острове Шпицберген и призванного сохранить видовое разнообразие растений "на случай ядерной войны или столкновения Земли с метеоритом".
Грот всегда привлекал внимание поэтов. Наш современник Александр Кушнер посвятил садовому гроту стихотворение, напоминающее зловещие образы Чехова. Претенциозность и бренность постройки вносит в идеальный зеленый мир "земное" начало, ужасы человеческих страстей. Сад, сад! Невянущий, сплошной, Вечнозеленый сад. А дальше что? А вечный зной И веянье прохлад. Тебе сказали: неземной, А ты не рад. - Не рад. Сад, сад! И далее мечта Земная не идет. Сад, сад! Сверкание куста, фонтан, допустим, грот. Но грот- излишество, тщета, Пример земных работ. Уже в нем плесень есть, ущерб, Уже он сыроват... Тогда уже возможен серб И, боже мой, хорват. И флаг, и глупости, и герб, И боль, и смерть, и смрад. Александр Кушнер. " Сад, сад! Невянущий, сплошной..." // Арион, 1995, № 3
Закончим светлым стихотворением Волошина, который не только знал трактаты древних философов, но и создал свой "пещерный миф" – о вратах любви и скорби, "amori et dolori". Максимилиан Волошин О, странник-человек! Познай Священный Грот
Борис Соколов, текст и фото, 6.01.08
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2023. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |