|
Шарлотта Прусская. Паретц. Вид на дворец. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. 23 июня 1816 г. ГА РФ |
Прусский и русский королевские дворы издавна были тесно связаны между собой родственными отношениями. В июне 1817 года прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, старшая дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы, прибыла в Россию, чтобы стать женой великого князя Николая Павловича, а затем, по воле судьбы, и русской императрицей Александрой Федоровной. С собой в Россию прусская принцесса привезла дорогие ее сердцу вещи и предметы, письма близких людей, дневники и альбомы с рисунками – все то, что напоминало ей о родном доме, где прошли счастливые детские годы. Среди этих вещей находились несколько альбомов с зарисовками прусских королевских резиденций и мест, связанных с молодостью принцессы и событиями семейной жизни королевской семьи. Эти изображения, выполненные как самой принцессой, так и ее знакомыми, друзьями и родственниками, служили для нее счастливым воспоминанием о Пруссии на ее новой родине, в России. Сейчас эти альбомы хранятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) в Москве. Настоящая публикация имеет своей целью ввести в научный оборот три альбома императрицы, в которых представлены рисунки и акварели прусских земель, королевских дворцов и парков.
Первый альбом, форматом 24,5х19,5х5,5 см., имеет зеленый кожаный переплет с золотым тиснением в виде растительного орнамента по периметру обложки {1}. В центре верхней крышки альбома золотым тиснением сделана надпись «Princesse Charlotte», в центре нижней крышки – «le 13 du Juillet 1813». С правой стороны находится металлический замок желтого цвета в форме трех дубовых листьев.
Альбом представляет собой дневник с записями на немецком языке, которые перемежаются рисунками и страницами с наклеенными на них засушенными растениями. Из 176 листов альбома 126 листов заняты записями, на 13 представлены рисунки и на 34 помещены растения и цветы. Записи альбома датируются 1813-1816 гг.: на первой странице рукой принцессы Шарлоты сделана надпись о том, что альбом начат в Кунцендорфе 19 июля 1813 года и окончен в Шарлоттенбурге 6 октября 1816 года.
Рисунки выполнены акварелью, гуашью, частично тушью и белилами на синей, красной, коричневой, зеленой бумаге и затем наклеены на страницы альбома. Под рисунками имеются надписи с указанием изображаемых мест, выполненные готическом шрифтом на немецком языке. Авторство рисунков точно не установлено, но даты под ними, написанные рукой принцессы Шарлотты, позволяют предположить, что именно она является исполнительницей рисунков.
|
2. Замок Кунцендорф в Силезии. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ |
Почти все рисунки имеют точную дату. Они датируются 1813 годом – временем, когда союзные русские и прусские войска вели военные действия с армией Наполеона. После продолжительных сражений за Дрезден, в которых обе стороны понесли большие потери, на период с 4 июня по 28 июля в Плесвице было заключено перемирие между Наполеоном и союзниками, русским императором Александром I и прусским королем Фридрихом Вильгельмом III. На период перемирия русские и прусские войска во главе со своими государями отступили в Силезию, где проводили перегруппировку войск. Прусский король выехал в Силезию со всем своим семейством. Позже, уже будучи русской императрицей, принцесса Шарлотта, вспоминая свой первый въезд в Россию, писала: «Я чрезвычайно обрадовалась, когда увидела опять полки Семеновский, Измайловский и Преображенский, знакомые мне еще по смотру, произведенному в Силезии, близ Петерсвальдена, во время перемирия в 1813 году». {2} Во время пребывания в Силезии российский император Александр I впервые увидел старшую дочь прусского короля. Это послужило поводом для очередного разговора между монархами, который скрепил возникшие еще в 1809 году намерения сделать принцессу Шарлотту женой младшего брата Александра I, великого князя Николая Павловича.
По рисункам в альбоме принцессы Шарлотты и датам под ними можно проследить маршрут передвижения королевской семьи летом 1813 года. Особого внимания заслуживают два рисунка с изображением местечка Кунцендорф {3} в Силезии, датируемые 9 июля 1813 года и представляющие дворец, возведенный на скалистом берегу реки Биалы, и часть пейзажного парка. По-видимому, с этим местом у принцессы Шарлотты были связаны особые воспоминания, поскольку его изображения встречаются не только в этом альбоме. Король Фридрих Вильгельм III со своим семейством и двором разместился в Кунцендорфе и соседнем городке Ландеке и оставался здесь в течение целого месяца. 13 июля королевская семья отпраздновала в имении Кунцендорф день рождения принцессы Шарлотты, а 22 июля состоялся праздник по случаю дня рождения короля. Среди бумаг императрицы Александры Федоровны, хранящихся в ГАРФ, есть описание праздника по случаю дня рождения принцессы Шарлотты Прусской, состоявшегося 13 июля 1816 года в Шарлоттенбурге {4}. Интересно, что это торжество было устроено в воспоминание о Кунцендорфе и сопровождалось инсценировками из жизни королевской семьи в Кунцендорфе, стихами о нем и музыкой, которую принцесса там слышала. В костюмированном празднике участвовали все братья и сестры принцессы Шарлотты, ближайшие родственники и придворные. Герцог Карл Мекленбург-Стрелицкий исполнял роль Рюбецаля, духа исполинских гор, которые олицетворялись с горами в Силезии. Это был последний день рождения принцессы Шарлотты в ее родном доме. {5} Много лет спустя, на празднике «Волшебство Белой розы», состоявшемся в Потсдаме в 1829 году в честь приезда Шарлотты, в то время уже русской императрицы, не раз возникали в театральном представлении картины времени, проведенного королевской семьей в Силезии.
Рядом с Кунцендорфом располагался городок Ландек {6}, изображение которого также присутствует в альбоме принцессы. Ландек в то время - довольно известный и посещаемый минералогический курорт Силезского региона. Его посетители во время лечения любили совершать прогулки в Кунцендорф, чтобы полюбоваться великолепным замком на скале и обширным парком, где основными достопримечательностями были графская оранжерея и зимний сад с тропическими растениями.
После изображений Кунцендорфа и Ландека в альбоме принцессы следует рисунок местечка Ullersdorf {7} в Силезии с видом на площадь и обелиск, установленный в 1802 году в память посещения этих мест родителями принцессы - прусским королем Фридрихом Вильгельмом III и королевой Луизой. Рисунок датирован 8 августа 1813 года. Это место располагалось совсем неподалеку от Кунцендорфа, на той же реке Биале. 11 августа 1813 года датируется следующий рисунок альбома, представляющий собой вид на местечко Rengersdorf {8} в той же Силезии. По характерному куполу на рисунке без труда узнается костел Святого Якуба, сохранившийся и по сей день.
Пребывание в Силезии в 1813 году оставило глубокий след в памяти принцессы Шарлотты. С этим временем были связаны дорогие воспоминания о молодости и светлых юношеских надеждах. Недаром к этим мотивам не раз возвращались на семейных торжествах, а самыми драгоценными для Шарлотты подарками были музыкальные произведения и сувениры из Силезии. Ее дочь, великая княжна Ольга Николаевна, вспоминая день серебряной свадьбы матери и отца в 1842 году, писала: «Утром торжественного дня Мама проснулась под звуки трубачей Кавалергардского полка: играли ей «Лендлер» Кунцендорфа, эту вещь она часто слышала еще девочкой в Силезии. Затем был семейный завтрак, к которому каждый принес свое подношение: братья и сестры из Пруссии – серебряную люстру в 25 свечей и глиняные молочники из Бунцлау в Силезии». {9}
Целых пять рисунков с видами Кунцендорфа присутствуют и в другом альбоме принцессы Шарлотты. На них изображены разные стороны дворца в имении, парка и реки с перекинутыми через нее ажурными мостиками. Данный альбом, форматом 26,5x19,7x3 см., имеет светло-коричневый кожаный переплет с золотым тиснением в виде растительного орнамента по периметру обложки {10}. В центральной части верхней крышки альбома находится надпись «Charlotte», в центре нижней – «1814». Бумага в альбоме одноцветная с желтоватым оттенком, однако, многие рисунки выполнены на голубой, коричневой и желтоватой бумаге и затем наклеены на страницы альбома.
Альбом включает 83 заполненных листа, среди которых 24 карандашных рисунка, 30 рисунков, выполненных карандашом и пером, 4 гуаши, 4 акварели. 21 страница альбома занята незаконченными эскизами и набросками. Рисунки представлены разными жанрами – пейзажами, архитектурными зарисовками, портретами и фигурами людей, изображениями цветов, рисунками фантазийного характера.
Рисунки альбома, как правило, не датированы. Исключение составляют лишь четыре из них: пейзаж с мельницами подписан 23 июля 1814 года, изображение дворца в имении Паретц имеет надпись 23 июня 1816 года, пейзаж с колоннами – 25 мая 1817 года, рисунок с изображением креста датирован маем 1820 года. Из этого можно заключить, что рисунки в альбоме делались в разное время.
Немалую сложность представляет авторство рисунков альбома. Разнообразие жанров и манеры исполнения рисунков говорит о том, что в альбом императрице рисовали разные люди. Не следует исключать и возможность того, что некоторые из рисунков принадлежат руке самой Александры Федоровны. В альбоме существуют только два подписных рисунка: один из пейзажей с церковью на переднем плане подписан именем «Gloger» {11}, на другом рисунке, изображающем средневековый замок Rochlitz, без труда узнается авторство старшего брата Александры Федоровны прусского кронпринца Фридриха Вильгельма, поскольку на обороте присутствует изображение камбалы – его характерной подписи.
Настоящий альбом объединен одной общей темой: основная масса рисунков представляет собой пейзажи, архитектуру и интерьеры прусских королевских резиденций, где родилась и выросла будущая русская императрица. В общей сложности таких рисунков насчитывается 49. В настоящее время атрибутировано лишь 13 рисунков.
|
Павлиний остров (Пфауенинзель). Замок. Фото А. Сидоровой. 2007 |
На трех карандашных рисунках по характерным башням и перекинутой между ними арке легко узнается королевская резиденция Пфауенинзель близ Потсдама. Замок-руина изображен с разных сторон с прилегающей к нему частью парка. Примечательно, что в гостиной Александры Федоровны в петергофском Коттедже находилась модель замка-руины на Павлиньем острове, выполненная в 1822-1823 годах из слоновой кости и перламутра немецкими мастерами. {12}
|
Принцесса Шарлотта Прусская. Замок и вольер для птиц на острове Пфауенинзель. Не ранее 1814 г. ГА РФ |
Королевская резиденция Шарлоттенбург, используемая семьей короля Фридриха Вильгельма III в качестве летнего местопребывания, представлена в альбоме двумя карандашными рисунками главного фасада дворца и изображением дворцовой ограды с выходом в парк. Один рисунок предположительно изображает пейзаж с озером в имении Фрайенвальде, где жила вдовствующая прусская императрица Фредерика Луиза, бабушка Александры Федоровны. Принцесса Шарлотта вместе со своим братом принцем Фридрихом Вильгельмом часто любили проводить здесь время, предаваясь детским шалостям и веселью. Королевское имение Паретц представлено одним карандашным рисунком с изображением фасадной стороны дворца. Интересно, что в данном альбоме имеется целый лист, на котором цветками незабудок, скорее всего рукой Александры Федоровны, аккуратно выложено слово «Paretz». Рядом подписана дата: 23 июня 1816 года.
Третий альбом принцессы относится уже к тому времени, когда она стала женой великого князя Николая Павловича. Альбом, форматом 23х29,5х4 см., имеет темно-зеленый кожаный переплет с золотым тиснением в виде растительного орнамента. На верхней крышке альбома имеется вставка, представляющая собой рисунок масляными красками с изображением букета роз на золотом фоне {13}. Края вставки обрамлены металлической рамкой желтого цвета с декоративными уголками в виде цветков розы.
Альбом включает 42 рисунка, выполненных в разных жанрах и техниках. В альбоме представлены карандашные рисунки, акварели, гравюры, гуаши, а также изображения, выполненные пером. Сюжеты рисунков представляют собой бытовые сцены и сцены из придворной жизни, пейзажи и виды городов, портреты, военные сюжеты, цветы и различные фантазии на средневековые темы.
Примерно у половины рисунков альбома имеются подписи их авторов. Так 11 рисунков, с изображениями всадников, военных сцен и сцен придворного быта принадлежат руке мужа Александры Федоровны, императора Николая I, авторами двух рисунков являются дети Николая Павловича и Александры Федоровны – великий князь Николай Николаевич и великая княжна Ольга Николаевна, один рисунок выполнен братом императрицы, прусским кронпринцем Фридрихом Вильгельмом. Один рисунок принадлежит руке Элизы Радзивилл, прусской родственницы императрицы Александры Федоровны, и еще один рисунок – великой княгине Анне Павловне, сестре императора Николая Павловича.
|
Шарлоттенбург. Дворец и партер. Фото А. Сидоровой. 2007 |
Для нашей темы наиболее интересны три акварели с видами дворца и парка в прусском королевском имении Шарлоттенбург. Они не имеют подписей, поэтому судить об авторстве и времени их исполнения достаточно сложно.
|
Дворец Шарлоттенбург. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. ГА РФ |
На одной из акварелей крупным планом изображен королевский дворец Шарлоттенбурга со стороны парка. На двух других представлены пейзажи – виды парка с озером, зданием Бельведера вдали и прогуливающимися по дорожкам парка людьми.
|
Парк дворца Шарлоттенбург. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. ГА РФ |
Настоящие альбомы еще нуждаются в изучении – атрибуции рисунков, расшифровке подписей под ними и установлении точных дат исполнения. Наиболее важным представляется определение авторства рисунков и выявления тех из них, которые принадлежат руке самой императрицы Александры Федоровны.
|
Шарлоттенбург. Вид на дворец из парка. Фото А. Сидоровой. 2007 |
Статья публикуется в альманахе «Вестник истории, литературы и искусства», 2008, № 6.
© А.Н. Сидорова, 2008 г.
---------------------------------------------------------
ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Принцесса Шарлотта Прусская. Паретц. Вид на дворец. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. 23 июня 1816 г. ГА РФ. Опубликовано в кн.: Урок рисования. Каталог выставки. СПб. 2006. Л. IV.
2. Замок Кунцендорф в Силезии. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в кн.: Preussische Garten in Europa. 300 Jahre Gartengeschichte. Edition Leipzig. 2007. S. 294.
3. Дворец Шарлоттенбург. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. ГА РФ. Опубликовано в кн.: Preussische Garten in Europa. 300 Jahre Gartengeschichte. Edition Leipzig. 2007. S. 296.
4. Парк дворца Шарлоттенбург. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. ГА РФ. Опубликовано в кн.: Preussische Garten in Europa. 300 Jahre Gartengeschichte. Edition Leipzig. 2007. S. 297.
5. Принцесса Шарлотта Прусская. Замок и вольер для птиц на острове Пфауенинзель. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в кн.: Урок рисования. Каталог выставки. СПб. 2006. Л. IV.
------------------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ГАРФ. ф. 728. оп.1. д. 2363 т.VII.
2 Из альбомов императрицы Александры Федоровны // Николай I. Муж, отец, император. М. 2000. С. 142
3 Кунцендорф (нем. Kunzendorf an der Biele, воеводство Нижняя Силезия; соврем. Trzebieszowice, провинция Klodzky, Польша). История замка в Кунцендорфе восходит к XV веку, когда он являлся рыцарской резиденцией. В конце XVI – начале XVII вв. поместье находилось во владении семьи von Richenbach. В конце XVII века поместье было приобретено французской династией Wallis, при которой была проведена реконструкция замка и парка, построена оранжерея и дворцовая башня. В 1783 году Кунцендорф был куплен графом Фридрихом Людвигом Шлабрендорфом, который продолжил работы по переустройству замка и, главным образом, парка. При нем были устроены оранжереи и зимний сад с тропическими растениями, а территория вокруг дворца превратилась в прекрасный пейзажный парк. Новые владельцы имения, семья французского происхождения Chamare-Harbuval, в начале XX столетия вновь перестроили замок в соответствии со своими вкусами. Были полностью изменены интерьеры дворца: комнаты и лестница подверглись перепланировки и были отделаны в стиле Арт-Нуво и Неоренессанса. В настоящее время в замке располагается отель «Замок на скале», который является частью польского минералогического курорта Ladek-Zdroj.
4 ГА РФ. ф.728. оп.1. д. 1027б.
5 За помощь в переводе текстов с немецкого языка выражаю искреннюю благодарность сотруднице Государственного архива РФ Е.Л. Киселевой.
6 Landek (нем.) – соврем. Ladek – Zdroj, Польша.
7 Ullersdorf (нем.) – соврем. Oldrzychowice Klodzkie, Польша.
8 Rengersdorf (нем.) – соврем. Krosnowice, Польша.
9 Сон юности. Воспоминания великой княжны Ольги Николаевны. 1825-1846 // Николай I. Муж, отец, император. М. 2000. С. 288.
10 ГА РФ. ф.672. оп.1. д.473.
11 По-видимому, это один из приближенных лиц к королевской семье, автор музыкальных произведений, предназначенных для семейных торжеств.
12 В настоящее время модель находится в экспозиции библиотеки дворца-музея «Коттедж» в Петергофе.
13 ГАРФ. ф. 672. оп. 1. д. 472.