Русское искусство конца XIX-XX веков / Составитель Б.М. Соколов. Часть 1

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра всеобщей истории искусств



РУССКОЕ ИСКУССТВО
КОНЦА XIX — ХХ ВЕКОВ




Программа курса
для специальности
№ 020900 - Искусствоведение


МОСКВА 2008

-----------------------------------------------------------

РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX — ХХ ВЕКОВ

Программа курса

Составитель
доктор искусствоведения Б.М. Соколов





Программа утверждена на заседании Кафедры всеобщей истории искусств, готовится к публикации




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс "Русское искусство конца XIX — ХХ веков", читающийся в первом семестре пятого года обучения, входит в цикл общепрофессиональных предметов, завершающих подготовку по специальности "Искусствоведение".

Предмет курса — исторические процессы, этапы развития, смена стилей, художественные достижения и проблемы отечественного искусства 1890 — 2000-х годов, теоретические концепции, творческие биографии и основные произведения выдающихся мастеров.

Цели курса:
1) формирование комплекса знаний, навыков анализа и интерпретации отечественного искусства Новейшего времени, его теории, истории и выдающихся памятников,
2) изучение истории и теоретических вопросов отечественного искусства Новейшего времени, введение его в контекст истории мирового искусства, выявление тенденций и особенностей развития отечественной художественной культурой в сравнении с культурами зарубежных стран.

Задачи курса:
1) создание цельного представления об историческом развитии русского искусства 1890 — 2000-х годов, о причинах и способах смены творческих методов и стилистических периодов, о взаимосвязях исторических эпох (авангард 1910-х и авангард 1960-х годов),
2) анализ специфических проблем отечественного искусства Новейшего времени, среди которых: повышение роли индивидуального и теоретического творчества, усложнение критериев художественного стиля, тесные взаимосвязи искусства с историко-культурными процессами эпохи, радикальные и революционные концепции "нового" искусства, постмодернистский этап художественного творчества, его предыстория и особенности,
3) введение материала в контекст зарубежного искусства, анализ взаимосвязей и влияний (русский сезаннизм, кубизм, футуризм; влияние архитектуры русского авангарда на послевоенную архитектуру Западной Европы),
4) введение истории советского и постсоветского искусства в контекст всемирной истории искусств, объективное рассмотрение устремлений, достижений, проблем и утрат отечественного искусства ХХ века,
5) выделение наиболее ценных художественных явлений, творческих методов и теорий ХХ века, в том числе недооцененных или не получивших полного развития (творческие поиски В.М. Васнецова; ансамблевые проекты Врубеля, Чекрыгина, Фаворского; архитектурные концепции Живскульптарха, Вхутемаса, рационалистов, К.С. Мельникова, А.К. Бурова; творчество иллюстраторов детской книги 1920 — 1950-х годов),
6) актуализация представления студентов об историко-художественных процессах, развитие умения оперировать фактами, теориями и оценками художественной жизни недавнего прошлого и современности.
7) создание основы для дальнейшей специализации в области социально востребованного материала отечественного искусства — эпохи символизма и модерна, авангарда, сталинского периода, современного и актуального искусства, в области музейной и выставочной работы, кураторства и художественной критики.

История отечественного искусства ХХ века — область знания, находящаяся в процессе интенсивного развития, осмысления и переоценки. Научная и учебная литература по искусству модерна и неоклассицизма обширна; искусство авагарда исследовано неравномерно; искусство 1930 — 1950-х годов было и остается предметом острых дискуссий и часто оценивается по идеологическим, а не творческим критериям ("Тоталитарное искусство" И. Голомштока, "Культура 2" В.З. Паперного); искусство 1960 — 2000-х годов не обеспечено ни устоявшейся методологией, ни полноценной учебной литературой. Поэтому в основу курса положены
1) история творческих концепций,
2) проблемное изложение исторического материала,
3) сравнительно-исторический подход,
4) сопоставление теоретических концепций художественных групп, объединений и мастеров с их творческой практикой.
Особенности изложения материала вытекают из необходимости выделить основные художественные явления и мастеров из обширного материала искусства конца XIX — ХХ столетий. Подробно рассматриваются истоки искусства стиля модерн и его особенности, поскольку это позволяет показать преемственность и отличия искусства ХХ века от более ранней художественной традиции. Большую роль в формировании принципов и творческих особенностях советского авангарда сыграл его дореволюционный период, который по этой причине занимает значительное место в структуре курса. Существенное внимание уделено идейным основам искусства символизма, авангарда и сталинской эпохи, поскольку эта сторона искусства ХХ века определяет многое в развитии и изменениях не только сюжетов, но и художественной формы. Проблемы искусства 1960 — 2000 годов рассматриваются в сопоставлении с наследием предыдущих эпох, что позволяет ввести современное творчество в круг исторических явлений, проанализировать особенности исторического мышления современных художников.
Взаимные влияния различных видов искусств сыграли чрезвычайно важную роль в развитии художественной культуры ХХ века. В курсе анализируется роль литературно-философских течений (символизм, футуризм, конструктивизм) и идеологических концепций (социалистический реализм, национальная идея) в эволюции художественной формы. Поэтому изложение каждого исторического раздела начинается с обзора исторической и культурной обстановки, продолжается материалом изобразительных искусств, наиболее связанных с идеями эпохи, и завершается рассказом об архитектуре данного периода.
В рамки курса входят явления искусства разного порядка: одни из них доказали свою значительность и заняли место в истории искусства (русская живопись рубежа веков, архитектура авангарда), историческая оценка других (архитектура постконструктивизма, работы Дейнеки, Сидура) формируется в наши дни, в то время как ряд мастеров и течений (архитектура 1950-х годов, работы Глазунова и Церетели) является предметом острых споров, и их объективная оценка еще впереди. Поскольку курс основан на историческом принципе, наибольшее внимание в нем уделено тем явлениям, значение которых в истории несомненно велико, а роль в художественных процессах ХХ века значительна и хорошо изучена.
За время работы над курсом студенты должны получить объем знаний, позволяющий ориентироваться в художественных явлениях, значительных мастерах и важнейших произведениях 1890 — 1990-х годов. Они должны получить представление о содержании и художественных тенденциях основных эпох искусства этого периода, о проблемах и критериях оценки, меняющихся вместе с историческими изменениями художественной формы.
Студенты должны уметь оперировать терминологией, выработанной искусством ХХ века, а также важнейшими понятиями, введенными историками этого искусства. Они должны уметь применять свои знания в практической работе, связанной с музейной, выставочной и антикварной деятельностью. Студенты должны выработать собственную позицию по отношению к проблемам входящего в курс материала, уметь описывать стилистические признаки различных художественных эпох.
Курс рассчитан на 74 часа (50 часов лекций и 24 часа семинаров) аудиторных занятий. Параллельно лекционным и семинарским занятиям осуществляется цикл проверочных заданий; суммарная оценка выставляется после подведения результатов итоговой письменной работы.


ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ


ТЕМА 1
ПОИСКИ НОВОГО СТИЛЯ В ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX ВЕКА

1. Особенности развития русской художественной культуры рубежа веков: постепенная стилистическая эволюция, многообразие художественных направлений, повышенная роль философских и литературных идей. Христианский мессианизм В.С. Соловьева и его воздействие на формирование русского символизма. Поиски новых путей развития искусства в 1890-х — начале 1910-х годов: влияние западноевропейских мастеров и стилей, использование древнерусского наследия, опыта народного и наивного творчества. Интерес к искусству Востока, внеакадемическим течениям русской живописи, живописи А.А. Иванова и Н.Н. Ге.
2. Поиск нового содержания искусства и отход от реалистического сюжета. Пейзажи Ф.А. Васильева, В.Г. Поленова, А.А. Куинджи. Развитие пейзажного стиля И.И. Левитана: от реализма сюжета к выразительности художественной формы. Пленэрная живопись и декоративные тенденции в пейзаже конца XIX века. Салонные тенденции и проблема символа в творчестве В. В. Верещагина, Г.И. Семирадского, В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, М. М. Антокольского. Повышение роли сюжетного мотива и выразительных средств в живописи И.Е. Репина и В.И. Сурикова 1880—1890-х годов. Полемика о художественном качестве поздних работ передвижников.
3. Художественные кружки рубежа XIX — ХХ веков : создание нового стиля и художественной среды. Талашкинский кружок М.К. Тенишевой и программа воссоздания народных ремесел. С.В. Малютин и Н.К. Рерих в Талашкино. Абрамцевский кружок С.И. Мамонтова: от дилетантских опытов к художественным открытиям. Эксперименты в области драматического и оперного театра, декоративной живописи, керамического производства. Русская частная опера С.И. Мамонтова: новая роль художника и режиссера в создании спектакля. Роль мамонтовского кружка в судьбе В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, В.А. Серова.

ТЕМА 2
ИМПРЕССИОНИЗМ И СТИЛЬ МОДЕРН В РУССКОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX ВЕКА. ТВОРЧЕСТВО К.А. КОРОВИНА, В.А. СЕРОВА И М.А. ВРУБЕЛЯ

1. Поиск "отрадного" в искусстве (В.А. Серов) и усвоение западноевропейского опыта. Интерес к искусству французских импрессионистов, М. Фортуни, А. Цорна. Параллели и различия стиля русских и западных живописцев (Цорн-Репин, Мане-Серов, Фортуни-Врубель). Обучение русских художников в Париже и Мюнхене.
2. Пленэр и импрессионизм в творчестве К.А. Коровина. Развитие его стиля: от импрессионистического этюда к декоративной картине модерна. Театральное творчество Коровина. Особенности русского импрессионизма, его связь с европейскими художественными течениями начала ХХ века. Импрессионизм как стадия исследования натуры в творчестве художников символизма и авангарда.
3. Творческий путь В.А. Серова. "Девочка с персиками": пленэрная живопись в соединении со сложной линейной, пространственной и цветовой композицией. Поиск новых сюжетов: пейзаж, анималистический жанр, характерный портрет. Рисунки и офорты Серова. Развитие его стиля от реализма к модерну. Портретное творчество Серова: портреты друзей, деятелей русского искусства и культуры, заказные портреты. Символизм и настроение в портретах Серова: ритмическая композиция, говорящие детали, выбор стиля в соответствии с характером модели. Исторические и мифологические работы Серова. Декоративные и неоклассические тенденции последнего периода. "Похищение Европы", "Портрет И. Рубинштейн". Проблема воплощения мифа в искусстве начала ХХ века.
4. Творческий путь М.А. Врубеля. Педагогический метод П.П. Чистякова и система анализа натуры у Врубеля. Биография Врубеля и проблема творческой личности эпохи символизма. Живописный метод Врубеля: преображение реалистического мотива, трансформация сюжета, самостоятельность художественных средств. Акварельные эскизы к росписям Владимирского собора. Роль салонного искусства в создании образов Врубеля: иконостас Кирилловской церкви, панно для дома Морозовой, керамические работы. Сказка и миф в живописи Врубеля. Картины "Царевна-Лебедь", "Лебедь", "Сирень", "Жемчужная раковина". Тема Демона у Врубеля и ее развитие. Портрет и пейзаж в творчестве художника. Декоративная живопись и майолика: поиск новых средств в рамках стиля модерн. "Принцесса Греза". Театральные работы Врубеля. Анализ натуры в графике Врубеля. Поздние работы Врубеля.

ТЕМА 3
"МИР ИСКУССТВА" И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 1900—1910-Х ГОДОВ

1. Символизм в русской культуре рубежа веков, его роль в развитии литературы, изобразительного искусств, архитектуры. Влияние музыкальных драм Р. Вагнера и символистского театра Г. Ибсена и М. Метерлинка. М.К. Чюрленис, А. Галлен-Каллела и русские художники. Теория символизма у литераторов (А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, Д.С. Мережковский) и художественных критиков (М.А. Волошин, С.К. Маковский, А.Н. Бенуа). Полемика с И.Е. Репиным и В.В. Стасовым. Новый художественный метод и формирование художественной среды. Оформление жилого и театрального интерьера, бытового предмета, переустройство жизни средствами искусства. Основные источники развития стиля: национальное художественное наследие и западноевропейские художественные течения. Реалистические тенденции в искусстве русского модерна. Начало нового стиля: работы В.М. Васнецова и Е.Д. Поленовой.
2. Объединение “Мир искусства”: особенности эстетической программы, теоретические взгляды, учреждение в 1898 году одноименного журнала. Интерес к культуре немецкого романтизма и символизма. "Выставка русских и финских художников": программа приобщения отечественной культуры к тенденциям европейского искусства. Новые черты творчества мирискусников: культ красоты, обращение к традициям искусства ушедших эпох, романтическая ирония, влияние символизма. Соединение черт реализма, импрессионизма и модерна в искусстве мирискусников. Роль А.Н. Бенуа и С.П. Дягилева в жизни объединения. Основные мастера “Мира искусства”. Картины и театральные работы А.Н. Бенуа. Портреты Л.С. Бакста, К.А. Сомова и А.Я. Головина. Тема города у М.В. Добужинского. Символизм сюжета и цвета в живописи Н.К. Рериха. Графика и книжная иллюстрация в творчестве мирискусников: работы И.Я. Билибина, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Г.И. Нарбута. Обновление стиля в театрально-декорационном искусстве: Бакст, Головин, Рерих. Спектакли “Русских сезонов” В.П. Дягилева: между символизмом и авангардом. Выставочная деятельность "Мира искусства". Роль объединения в формировании отечественной искусствоведческой науки. А.Н. Бенуа и И.Э. Грабарь как историки искусства.
3. Объединение "Союз русских художников" и московское искусство начала ХХ века. В.А. Серов и традиции Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Расхождения между московской и петербургской группами. "Московские" особенности объединения: разработка цвета, интерес к национальной художественной традиции, народному искусству, русскому пейзажу. Соединение реалистических и символических черт в творчестве С.В. Иванова, К.Ф. Юона, С.В. Малютина. Русская тема: от этнографического этюда до символов национального характера. Старая Москва в работах А.М. Васнецова. Древнерусские сюжеты и их психологическая трактовка у А.П. Рябушкина. Крестьянская стихия в живописи Ф.А. Малявина.
4. Творчество В.Э. Борисова-Мусатова: живописная техника, художественная система, черты постимпрессионизма и символизма. Образ природы и человека у Борисова-Мусатова. Музыкальные качества и растворение сюжета в его живописи. Картины "Водоем", "Гобелен", "Призраки". Развитие художественной концепции Борисова-Мусатова в творчестве художников “Голубой розы”. Выставка “Голубой розы” в Москве (1907). Поиски темы и стиля: восточная природа у П.В. Кузнецова и М.Г. Сарьяна, примитивизм у Н.П. Крымова, черты символизма у Н.Н. Сапунова и С.Ю. Судейкина. Живописные композиции и театральные работы Н.П. Ульянова.

ТЕМА 4
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА 1890—1910-Х ГОДОВ

1. Историзм в русской архитектуре второй половины XIX в. и проблема стиля. Национально-романтические тенденции и обращение к русской архитектурной традиции. Проекты и деревянные постройки В.А. Гартмана и И.П. Ропета: поиск цельного пространственного решения и динамики образа. Трансформация образцов и слияние объемов в Храме Воскресения Словущего А.А. Парланда. "Памятник гренадерам, павшим под Плевной" и здание Исторического музея В.О. Шервуда: свободное использование архитектурных элементов, объемно-пластическое решение фасада, динамичная композиция, романтический образ. "Псевдорусский" и "неорусский" стиль: путь от эклектики к стилю модерн. Архитектурные проекты художников В.М. Васнецова (Цветковская и Третьяковская галереи) и С.В. Малютина (дом П.Н. Перцова). Постройки А.С. Каминского (Третьяковские ворота, дом С.М. Третьякова), Н.И. Поздеева (дом Н.В. Игумнова), Н.В. Султанова (храм в Новом Петергофе), В.А. и Г.А. Косяковых (собор в Кронштадте). Неорусский стиль в творчестве В.А. Покровского.
2. Рационалистические тенденции в инженерно-строительном творчестве конца XIX века и формирование нового стиля. Конструкции инженера В.Г. Шухова. Исторические обстоятельства возникновения нового стиля: тяга к красоте, урбанизация, развитие требований к градостроительному искусству. Влияние западноевропейской архитектуры. Основные черты стиля модерн: свободная объемно-пространственная композиция, асимметрия, органические формы, синтез искусств. Художественное решение различных типов построек: доходный дом, особняк, гостиница, вокзал, магазин, банк, производственный комплекс, конторское здание, театр, православные и иные храмы. Роль заказчика и творческий вклад архитектора.
3. Архитектура петербургского модерна: лаконизм образа, скандинавские влияния, ренессансные мотивы. Постройки Ф.И. Лидваля: дом Лидваль, дом Толстого, Азово-Донской банк. Архитекторы петербургского модерна: А.Ф. Бубырь, Н.В. Васильев, Э.Ф. Виррих, С.С. Кричинский. Архитектура московского модерна: богатство форм, продолжение древнерусских традиций, многообразие стилизаций. Творчество Л.Н. Кекушева: от барочных форм к пластическим линиям модерна. Богадельня имени Геер, дом Исакова, собственный дом, особняк Миндовского. Архитектурные принципы Ф.О. Шехтеля: объемно-пластическое решение здания, организация постройки вокруг центрального ядра, ритмическое применение изобразительных мотивов, соединение классических архитектурных и природных форм. Особняки З.Г. Морозовой, С.П. Рябушинского, А.И. Дерожинской, здание Московского Художественного театра. Деревянные выставочные здания в неорусском стиле и вокзал Северной железной дороги. Рационализм и неоклассицизм в творчестве Шехтеля: здание типографии "Утро России", Московского Купеческого общества. Московские архитекторы модерна: И.П. Машков, Г.И. Макаев, С.У. Соловьев, И.С. Кузнецов.
4. Неоклассические тенденции в архитектуре 1910-х годов: ретроспективизм, "целесообразный" модерн и протофункционализм. Стремление к представительной архитектурной форме и идеальным ансамблям. Возврат к наследию античности и Ренессанса. Музей Старого Петербурга (1907) и "Историческая выставка архитектуры" (1911): новые эстетические ориентиры молодых архитекторов. Повышение роли эскизного проекта и градостроительной концепции. Творчество И.А. Фомина: особняк А.А. Половцова на Каменном острове, проект "Новый Петербург". Петербургские ансамбли В.А. Щуко. Неоклассицизм в Москве. Собственный дом Ф.О. Шехтеля на Большой Садовой (1909): начало нового стиля. Работы А.В. Щусева, А.В. Жолтовского, А.И. Таманяна, И.А. Иванова-Шица. Общественные здания Москвы эпохи неоклассицизма: Брянский вокзал в Москве (И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский), Музей изящных искусств (Р.И. Клейн), Народный университет имени А.Л. Шанявского (И.А. Иванов-Шиц).
5. Региональные особенности архитектуры 1890 — 1910-х годов. Архитектура модерна и неоклассицизма в крупных промышленных городах Европейской России: Нижний Новгород, Казань, Саратов, Самара, Пенза, Астрахань, Ростов-на-Дону, Новочеркасск. Архитектура модерна в городах Урала и Сибири: Тюмень, Красноярск, Тобольск. "Деревянный модерн" (Кимры, Самара, Тобольск): обновленный стилистический вариант народной архитектуры. Фабричная архитектура и фабричные поселки (Тверь, Иваново, Шуя). Архитектура модерна и неоклассицизма в городах Украины: Киев, Харьков, Одесса, Ялта. Творчество С. Городецкого. Своеобразие архитектуры модерна в Литве, Латвии и Эстонии. Заказные работы и образцы столичного стиля в провинциальных городах (проекты фон Гогена для Пензы, Покровского для Нижнего Новгорода, Щусева для усадебных ансамблей России и Украины).

ТЕМА 5
ИСКУССТВО АВАНГАРДА ДО 1917 ГОДА

1. Термины "авангард" и "модернизм", "футуризм" и "кубофутуризм", их границы и применение. Западные источники русского авангарда: "сезаннизм", кубизм, футуризм, психологические и мистические теории искусства. Национальные истоки русского авангарда: христианский мессианизм, антибуржуазный пафос, народная живописная традиция, коллективное праздничное действо. Многообразие авангардных течений в русском искусстве 1910-х годов. Особенности эстетики авангарда: разрыв с традицией, поиск новых художественных средств и выработка индивидуальной художественной системы, теоретическое обоснование художественного стиля. Тотальное творчество как принцип искусства авангарда; его следствие — отрицание станкового искусства и иных традиционных художественных форм, техническое творчество и производственное искусство. Концепция жизнестроительства: создание идеального общественного порядка средствами искусства. Роль полемики, эпатажа и публичного выступления в художественной жизни 1910-х годов. Манифесты русского авангарда.
2. Объединение “Бубновый валет”: от народного примитива к иконописному, "византийскому" стилю, укрупнению форм, интенсивности цветового воздействия картины. Роль Д.Д. Бурлюка в деятельности объединения. Импрессионистический, примитивистский и беспредметный ("лучистский") периоды в творчестве М.Ф. Ларионова. Использование лубка, иконописи и народного искусства в картинах, живописных и графических циклах Н.С. Гончаровой. Театральные работы Ларионова и Гончаровой. Мастера "Бубнового валета" и московская живописная традиция. Творчество П.П. Кончаловского, А.В. Лентулова, И.И. Машкова. Авангард и традиция в живописи Р.Р. Фалька.
3. Различные варианты русского авангардного движения. Возникновение новых художественных центров. Петербургский авангард: объединение "Союз молодежи", работы Н.И. Кульбина, М.В. Матюшина, Е.Г. Гуро. Тифлисский авангард и открытие живописи Н. Пиросмани. Образы провинции, национальное начало и поэтическая фантазия в живописи М.З. Шагала.
4. Творчество К.П. Петрова-Водкина: от символизма сюжета к символической трактовке пространства. "Купание красного коня". "Сферическая" перспектива и ее воплощение в пейзаже и натюрморте. Автобиографические повести Петрова-Водкина. Проблема пространства в теории и практике авангарда.
5. Творческий путь В.В. Кандинского: импрессионизм, стиль модерн, растворение сюжета, беспредметное искусство. "Беспредметность" Кандинского: "духовное звучание" сюжета в стихии эмоционально воздействующих красок и форм. Роль музыкальной формы в создании "абсолютной" живописи. Три типа картин: "впечатление", "импровизация", "композиция". Театральные "композиции" Кандинского: синтез искусств на основе меняющейся во времени живописи. Проблема живописных ценностей в искусстве авангарда. Теория "Эпохи Великой Духовности": мессианская концепция искусства. Книга Кандинского "О духовном в искусстве": отказ от единой художественной традиции и замена ее интуицией художника.
6. Супрематизм К.С. Малевича: поиски стиля и его обоснование. Оформление оперы "Победа над Солнцем" (1913) и выделение "основных элементов живописи". "Черный квадрат" — исчерпывание традиционных художественных средств и манифест нового творческого принципа. Теория супрематизма и отход художника от живописи. Педагогическая система Малевича: изживание заимствованных стилей и нахождение собственного. Архитектоны и планиты как конструктивные элементы будущей пространственной среды.
7. Творческий путь П.Н. Филонова: от живописной техники к художественному методу. Символизм форм, пространства и цвета в ранней живописи Филонова. Трансформация лейтмотивов в его картинах. Теория "аналитической живописи". Мифологическое содержание цикла "Мировый расцвет".
8. Беспредметное искусство как новый вид творчества. Две основные тенденции в искусстве русского авангарда: поиск метафизических законов искусства (абстрактное искусство, супрематизм, лучизм) и создание нового материального мира (конструктивизм). Творчество В.Е. Татлина: от живописи к объемному материалу и конструкции. Живопись и рельефы конструктивистов.

ТЕМА 6
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ 1917-1921 ГОДОВ

1. Искусство периода революции и Гражданской войны. Изменение социальной направленности искусства. Государственная политика в области культуры и вопрос о "пролетарском искусстве". Первые мероприятия советской власти в области культуры: охрана художественного наследия и пропаганда новых общественных идей. План монументальной пропаганды и проблема новаторства в искусстве. Агитационно-массовое искусство 1917-1920-х годов: плакат, фарфор, передвижная агитация, оформление городов. Росписи по фарфору А.В. Щекатихиной-Потоцкой. Массовые празднества первых лет революции: Петроград, Москва, Витебск. Пролеткульт и его роль в художественной жизни 1920-х годов.
2. Русский авангард и идея мировой революции: поиск социального заказа, борьба течений, отрицание традиционного искусства. Радикальное художественное новаторство и "социальная инженерия": создание новой среды для нового человечества. Изменение норм полемики, преобладание идеологически ориентированной художественной критики. Полемика вокруг роли авангарда в жизни общества и формирование его официального статуса. А.В. Луначарский и политика Наркомпроса в области культурного строительства.
3. Учебные и научные художественные учреждения. "Музеи живописной культуры" Малевича и Кандинского: научное изучение законов искусства и пропаганда нового искусства. Государственная академия художественных наук (ГАХН): центр художественных и гуманитарных исследований 1920-х годов. Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС): функциональный принцип обучения и деления на факультеты. Подготовительное обучение и пропедевтические курсы. Художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и Производственные (текстильный, полиграфический, керамический и деревообделочный) факультеты. Обучение работе с материалами и рациональными формами. Роль ВХУТЕМАСа в формировании профессиональной школы советского искусства.
4. Теория и практика конструктивизма. "Объективный метод" анализа искусства (А.М. Родченко), полемизирующий с "субъективным" методом Кандинского. Путь от конструкции к архитектуре и дизайну. Теория "производственного искусства", призванного заменить его станковые формы. "Памятник Третьему Интернационалу" В.Е. Татлина: вызов природным силам и динамический образ мирового общественного управления. Дизайнерские работы Л.С. Поповой, А.М. Родченко, В.Ф. Степановой, А.А. Экстер, В.А. и Г.А. Стенбергов. Конструктивизм в театре и кинематографе: Экстер, Стенберги, Мейерхольд, Эйзенштейн.

ТЕМА 7
ИСКУССТВО 1920—НАЧАЛА 1930-Х ГОДОВ

1. Художественные группировки и стилистические направления в искусстве 1920-х годов. Метафизическая и практическая тенденции в художественной жизни эпохи. Объединения "Маковец", "Путь живописи" и развитие традиций религиозно-философского искусства 1910-х годов. ЛЕФ и формирование нормативных требований к "революционным" художественным формам. Влияние массовых вкусов и реалистической традиции на мастеров авангарда. Вытеснение из художественной жизни ряда мастеров (Репин, Шехтель) и направлений ("Мир искусства", "Союз русских художников"), создателей авангарда (Кандинский, Филонов), сужение творческого диапазона отечественного искусства. Усиление роли "-измов" (принадлежности художника к школе и идеологическому направлению в искусстве). Советско-германский художественный сборник "Kunst-ismen", посвященный новейшим художественным течениям.
2. Судьба художников дореволюционного авангарда. Школа Малевича в Витебске и Ленинграде. Теория и практика обучения "прибавочному элемент" живописи. Л.М. Лисицкий и развитие идей супрематизма. Эволюция стиля Лисицкого: от пространственных построений к архитектуре и плакату. "Школа Филонова" и художественная жизнь Ленинграда 1920—1930-х годов. Коллективная работа "филоновцев". Школа художника (К.С. Малевича, П.Н. Филонова, М.Л. Бойчука) как альтернатива официальной системе художественного образования. Судьба авангарда в 1930-х годах: фигуративная живопись Малевича, картины-"формулы" Филонова.
3. Молодые художники 1920-х — 1930-х годов: обновление художественных средств, общественные темы, личный взгляд на мир. Основные художественные группы. Объединение "Четыре искусства": продолжение традиций символизма и авангарда, синтетический художественный метод. Сохранение и развитие культуры станковой живописи в творчестве мастеров 1910-х годов. Работы К.С. Петрова-Водкина, П.В. Кузнецова, Фалька, М.Г. Сарьяна. Объединение "Круг художников": опыт "коллективного мышления" живописцев ленинградского авангарда. "Мастера аналитического искусства": школа Филонова и ее коллективные работы. Объединение художников-графиков "Тринадцать": поиск "темпа рисунка" и артистизма формы. Общество "Бытие": поиски реалистической формы. "Общество станковистов" (ОСТ): пафос и лирика нового мира. Портреты и натюрморты Д.П. Штеренберга. Творчество Ю.И. Пименова, А.А. Лабаса, А.Г. Тышлера, П.В. Вильямса. Станковые и монументальные работы А.А Дейнеки. "Ассоциация художников революционной России" (АХРР): "художественный документализм" и "героический реализм". Продолжение передвижнических традиций в работах И.И. Бродского, С.В. Малютина, М.Б. Грекова.
4. Скульптура 1920-х годов: многообразие стилей. Творчество А.Т. Матвеева, С.Т. Коненкова, В.И. Мухиной, Д.Ф. Цаплина, Б.Д. Королева. Кубофутуристический памятник Бакунину Б.Д. Королева, его неприятие жителями Москвы. План монументальной пропаганды и проблема восприятия зрителями новых художественных форм. Пластические группы Матвеева. Скульптура малых форм (И.С. Ефимов, И.Г. Фрих-Хар). Фарфоровая пластика. Творчество Н.Я. Данько.
5. Графика 1920-х годов. Расцвет графических искусств. Станковая ксилография, литография и офорт. Творчество Л.А. Бруни, П.В. Митурича, А.И. Кравченко, Н.Н. Купреянова, П.Я. Павлинова, Д.И. Митрохина, И.И. Нивинского. Мистические темы и "монументальная" графика: "Собор воскрешающего музея" В.Н. Чекрыгина, работы Л.Ф. Жегина, П.И. Бромирского. Акварели М.А. Волошина. Оформление книги и журнала: А.М. Родченко, Л.М. Лисицкий, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич. Иллюстрированная детская книга. В.А. Фаворский: гравер, живописец, художник театра. Фотография и фотомонтаж. Кинематограф и его взаимосвязи с изобразительным искусством.

ТЕМА 8
АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОГО АВАНГАРДА

1. Исторические и социальные условия развития архитектуры авангарда. Зарубежный опыт (архитектурный экспрессионизм группы "Стеклянная цепь", американская урбанистическая застройка) и его творческое применение. Проект создания новой жилой среды: соединение промышленных центров и жилых комплексов, радикальная реконструкция исторической застройки, градостроительные эксперименты. Социально-утопические идеи в архитектуре авангарда и проблемы формообразования. Архитектурные конкурсы и полемика со сторонниками традиционных форм.
2. Истоки развития архитектуры 1920—1930-х годов: неоклассика и формальный эксперимент. Неоклассическая архитектура И.В. Жолтовского и его школы. "Красная дорика" И.А. Фомина: соединение ордерной логики и динамики авангарда. Конструктивистские тенденции в творчестве А.В. Щусева 1920-х годов. Сельскохозяйственная выставка 1923 г. в Москве: разнообразие стилей и планировочных идей. Изобразительное и аналитическое искусство авангарда — источник идей для архитектурного формообразования. Две концепции создания стиля: супрематизм и конструктивизм. Супрематизм Малевича и его школы: от универсальных принципов построения формы к кристаллизации объемной композиции (архитектоны, планиты). Проуны Л.М. Лисицкого. Конструктивизм Татлина и его последователей: от универсальных принципов конструирования к созданию функциональных форм. Исследования конструктивных элементов архитектуры в пространственных композициях Родченко и Стенбергов.
3. Поиски нового художественного образа и системы преподавания. Объединение "Живскульптарх" и экспрессивное формообразование. Архитектурная педагогика во ВХУТЕМАСе: дисциплины "Объем", "Цвет" и "Пространство", психоаналитический метод Н.А. Ладовского, курс архитектурной композиции И.А. Голосова. Рационализм: архитектурное формообразование в пространстве. Учение Н.А. Ладовского о пространстве как основном материале архитектуры. Школа Ладовского и "Ассоциация новых архитекторов" (АСНОВА). Конструктивизм: создание материальной формы, отвечающей требуемой функции. Творчество А.А., Л.А. и В.А. Весниных. Проекты и постройки М.Я. Гинзбурга, И.А. Голосова, И.И. Леонидова. Теория конструктивизма и "Объединение современных архитекторов" (ОСА). К.С. Мельников: искусство рациональной архитектурно-пространственной композиции. Концепция "Летающего города" Г.Т. Крутикова и футуристическая тема в советской архитектуре. Урбанисты и дезурбанисты: борьба концепций в создании среды обитания.
4. Архитектурное проектирование и практическое строительство. Утопия авангарда и утопизм социальных планов. Феномен бумажной архитектуры. Графика Я.Г. Чернихова. Основные типы реализованных архитектурных форм: жилой комплекс, клуб и театр, фабричное здание. Конструктивизм в творчестве неоклассиков И.А. Щусева (Мавзолей В.И. Ленина и Наркомпуть), И.В. Жолтовского (МОГЭС), И.А. Фомина (Наркомзем). Новые принципы создания интерьера: эксперименты Гинзбурга и Мельникова. Реальные и идеальные проекты Мельникова. Клубные здания Мельникова. Архитектура авангарда в Москве и Ленинграде. Проектирование промышленных и зеленых городов. Новаторство советского авангарда и его роль в развитии архитектуры ХХ века. Взаимосвязи Ле Корбюзье и советских архитекторов 1930-х годов.

ТЕМА 9
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1930—1950-Х ГОДОВ

1. Борьба идеологических программ в художественной жизни конца 1920-х годов. Споры о содержании понятия "пролетарское искусство". Группа "Октябрь" (1928-32) и ее уничтожение как результат критики со стороны АХРР и РАПХ. Постановление ЦК ВКП(б) о ликвидации художественных группировок 1932 года и “метод социалистического реализма”. Академия художеств СССР и Союз художников СССР. Социальный заказ в официальном искусстве 1930 — 1950-х годов. Установление иерархии жанров, предпочтительной тематики произведений изобразительного искусства. Мифологизация художественного образа: Ленин, Сталин, революция, социалистическое строительство в изобразительном искусстве. Формирование традиции официального портрета и салонной картины (А.М. Герасимов, В.А. Серов, А.И. Лактионов). Официальное и неофициальное искусство. Художник и власть: включение в государственное управление искусством (А.М. Герасимов), официальное осуждение стиля и тематики (П.Н. Филонов). Роль бюрокартии и карьеризма в художественной жизни 1930 — 1950-х годов. "Борьба с формализмом" и сужение творческого диапазона художников авангарда (Лентулов, Лисицкий). Непризнанное искусство, его жизнь, судьба отверженных художников (школа Филонова, школа Бойчука, А.М. Родченко, А.Д. Древин, В.В. Стерлигов и Т.Н. Глебова). Формирование традиции андерграунда и образа "запрещенного художника" (Филонов, Татлин, Кандинский). Нонконформизм в художественной жизни 1930 — 1950-х годов (Р.Р. Фальк, А.Г. Тышлер, П.В. Митурич, М.К. Соколов, И.Л. Табенкин). Уход мастеров авангарда в провинциальные города и национальные республики: школа Филонова, А.Н. Волков, Р.М. Мазель, А.В. Николаев (Усто Мумин). Новые выразительные средства в творчестве народных художников-примитивистов (М. Примаченко, Е. Честняков). Примитивизм и наследие народного искусства в творчестве профессиональных художников (М.С. Сарьян, В.Д. Адливанкин, Г.М. Рублев). Развитие и пропаганда национальных и региональных художественных школ. Живописные серии С.А. Чуйкова. Творчество выдающихся представителей русской художественной эмиграции: А.Н. и Н.А. Бенуа, К.А. Сомова, С.Ю. Судейкина, Б.Д. Григорьева, П.В. Челищева, Н.К. Рериха, В.В. Кандинского). Политика изоляционизма и разрыв советского искусства с мировой художественной жизнью. Термин "тоталитарное искусство", его история, границы, дискуссии о его применении. Выставка "Москва-Берлин. 1900—1950" (1996) и ее концепция. Советское официальное искусство 1930-х годов на фоне искусства разных стран Европы, его культурные и национальные особенности.
2. Картина на современный сюжет и ее роль в общественной жизни. Произведения Б.В. Иогансона, С.М. Герасимова, А.И. Лактионова, А.А. Пластова. Полемика вокруг картины "Колхозный праздник" (1937). Жанровая картина и ее роль в культурной жизни страны. Продолжение традиций 1910-х — 1920-х годов: творчество Дейнеки, Пименова, Нестерова, Корина. Картина "Оборона Петрограда" и цикл мозаик "Сутки страны Советов" Дейнеки. Поздние портреты Нестерова. "Русь уходящая" Корина и проблема исторического жанра. Бытовой жанр. Реализм и салонное искусство: работы А.М. Герасимова, Вл.А. Серова, Д.А. Налбандяна.
3. Скульптура 1930 — 1950-х годов. Работы В.И. Мухиной, С.Д. Меркурова, С.Д. Лебедевой, М.Г. Манизера, Е.В. Вучетича. Основные типы скульптуры: монумент, оформление архитектурного ансамбля, камерная пластика. Скульптура и создание идеологической среды: канал имени Москвы, Волго-Дон, ВСХВ, центральные площади городов и поселков. Монументы Москвы и Ленинграда. Тиражирование официального образа: Ленин, Сталин, "девушка с веслом". Парковая скульптура 1930-х годов. Скульптура в архитектурном ансамбле: проект "Памятника спасению челюскинцев" Мухиной, станция московского метрополитена "Площадь Революции", скультура Главного здания Московского университета. Военная тема в мемориальной скульптуре: крупный масштаб, экспрессивность форм, связь с природной средой.
4. Графика и оформление книги. Продолжение традиций "Мира искусства": работы А.П. Остроумовой-Лебедевой, Е.И. Кругликовой, И.Я. Билибина. Работы О.Г. Верейского, А.Ф. Пахомова, Кукрыниксов, А.Д. Гончарова, Н.А. Тырсы, В.А. Милашевского, Д.И. Митрохина, В.А. Фаворского. Художники детской книги 1930 — 1950-х годов: В.В. Лебедев, Ю.А. Васнецов, Т.В. Маврина, Н.В. Кузьмин, В.М. Конашевич, А.И. Порет. Концепция социалистического реализма и изменения стиля книжной иллюстрации (Лебедев, Пименов, Фаворский). Роль книжной графики в сохранении классических художественных традиций. Школа Фаворского: В.Б. Эльконин, М.И. Пиков, А.И. Голицын.
5. Художники театра 1930—1950-х годов. Образцовые театры (Большой, Малый, МХАТ) и пропаганда реалистического решения спектакля. "Большой стиль" и индивидуальные находки в оформлении драматических и оперных спектаклей: Ф.Ф. Федоровский, В.Ф. Рындин, П.В. Вильямс, Н.П. Акимов, А.Г. Тышлер. Гротескный театр и кинематограф Акимова — пространство художественной свободы в предвоенной советской культуре. Кинематограф 1930-х — 1950-х годов: политические идеи, образ нового мира, средство эстетического воспитания.
6. Искусство военного периода. Плакат, карикатура, листовка. Трагические и героические темы в живописи и графике военного времени. Обновление языка и выразительных средств реалистического искусства. Выдающиеся произведения военного периода: "Оборона Севастополя" Дейнеки, "Мать партизана" Герасимова, "Александр Невский" Корина, "Фашист пролетел" Пластова. Параллели изобразительных искусств с литературой и кинематографом военной темы (Эйзенштейн, Эрмлер, Эйсымонт). Творчество Б.И. Пророкова. Роль военной темы в творчестве последующих эпох советского искусства.


ТЕМА 10
АРХИТЕКТУРА 1930—1950-Х ГОДОВ

1. Социальные и эстетические причины смены архитектурного стиля. Дискуссия между Весниными и Жолтовским об оформлении здания Днепрогэса. Критика конструктивизма "бригадой ВОПРА" с "пролетарских" позиций. Официальное требование "реализма в архитектуре" и возврат к традиции. Превращение ВХУТЕИНА в учебное заведение академического типа. Создание Академии архитектуры СССР, Союза советских архитекторов, Государственного Музея архитектуры. Перевод и издание архитектурных трактатов (Витрувий, Палладио), исследование классических архитектурных традиций (Зубов, Габричевский, Михайловский).
2. Поиск архитектурного стиля, соединяющего современность и классику. Период "постконструктивизма" и переход к репрезентативному проектированию. Дом на Моховой улице в Москве: "гвоздь в гроб конструктивизма". Проблема выбора классических образцов: Греция, Рим, флорентийский Ренессанс, неоклассицизм начала ХХ в. Конструктивизм и традиционализм в работах В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха. Театр массовых действ в Ростове-на-Дону и Библиотека имени В.И. Ленина. Образ ренессансного дворца и парадного проспекта в жилых комплексах И.В. Жолтовского. Официальный стиль и государственная мощь в постройках А.В. Щусева и И.А. Фомина. Здание НКВД на Лубянке в Москве. Ансамбль Охотного ряда и улицы Горького. Застройка Московского проспекта в Ленинграде: местный вариант репрезентативного стиля. Античная классика и романтические настроения в архитектуре 1930-х годов: проекты Г.П. Гольца, Л.В. Руднева, А.К. Бурова, А.Н. Душкина, Д.Н. Чечулина.
3. Новые социальные проекты и их архитектурное воплощение. План реконструкции Москвы 1935 года: город как мировая столица. Расширение проспектов, уничтожение рядовой исторической застройки, создание высотных акцентов и гигантских площадей, восприятие города с птичьего полета. Утопические элементы в градостроительных планах 1930-х годов: водные кольца Москвы и Ленинграда, конкурс на проект Наркомтяжпрома на Красной площади, проектирование центрального стадиона, кинотеатра, проспекта страны. Мифологизация образа ("столица мира") и градостроительного облика Москвы.
4. Поиски "реалистического" архитектурного образа во торой половине 1930-х годов. Изобразительные мотивы в проектах Театра Красной Армии, павильона на Всемирной выставке в Париже, скульптурное оформление верхних частей зданий. Конкурс на проект Дворца Советов: последний смотр архитектурных школ и концепций формообразования. Официальный выбор и эволюция утвержденного варианта Б.М. Иофана. Образ Дворца Советов в градостроительной культуре 1930-х годов. Пространственные, ансамблевые и стилистические эксперименты в проектах Московского метрополитена. Национальные традиции архитектуры, их использование и развитие. Стилизация и стиль в постройках ВСХВ 1939 года.
5. Архитектурное творчество в период Великой Отечественной войны. Проектирование мемориалов и влияние предромантической французской архитектуры. Монументализация архитектурного стиля в 1940-х годах. Меморальные ансамбли: Волгоград, Киев, Трептов-парк). Послевоенная реконструкция разрушенных городов: Киев, Минск, Сталинград. Главные магистрали крупных городов. Стремление к вертикали и гигантскому масштабу. Станции "Комсомольская-радиальная" (Д.Н. Чечулин, 1935) и "Комсомольская-кольцевая" (А.В. Щусев, 1952): утрата соразмерности и пространственной логики. Высотные здания 1940-х — 1950-х годов, их идеологическая программа. Градостроительство для масс: ансамбли набережных, общественные парки, стадионы. Центральный парк культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве. Гипертрофия форм и кризис "сталинского стиля": проект небоскреба в Зарядье (Чечулин), Московский Ипподром (Жолтовский), реанимация проекта Дворца Советов (Иофан).


ТЕМА 11
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ 1950—1990-Х ГОДОВ

1. Смена идеологии в середине 1950-х годов и политика в области искусства. Новое поколение и неприятие эстетики сталинской эпохи. Ретроспективизм как средство ухода от догм социалистического реализма. Роль пейзажа и натюрморта в живописи 1960 — 1980 годов. Традиция советского реалистического пейзажа — связующая нить между дореволюционной традицией и новыми художественными течениями (В.М. Бакшеев, К.Ф. Богаевский, А.М. Грицай, Н.М. Ромадин, П.И. Басманов). Отказ от официального пафоса, обращение к тематике повседневной жизни, героике революции и войны. Мастера старшего поколения, вошедшие в новую художественную эпоху: А.А. Дейнека, Г.Г. Нисский, Т.Н. Яблонская. Предсмертная выставка В.А. Фаворского (1964) и официальное признание его искусства. Художественная ситуация послесталинского периода и ее проблемы: негативизм молодых художников по отношению к академической системе, отсутствие альтернативной программы обучения, проблема выбора стиля и традиции, усвоение западных влияний. Учителя молодых художников: В.А. Фаворский, Р.Р. Фальк, А.М. Дейнека. Восстановление взаимосвязей с современным зарубежным искусством. Искусство периода “оттепели”: возвращение к наследию русского авангарда, индивидуализация творческих решений. Литературные и художественные манифесты эпохи. Выставка "30 лет МОСХ" (1962) и полемика относительно новых художественных направлений.
2. Академия художеств СССР — хранитель официального стиля и художественного метода, критика ее позиций художниками-"шестидесятниками". Возникновение новых систем художественного образования и проблема профессионализма. Неформальные художественные объединения и развитие искусства андерграунда. Преследование художников-нонконформистов, формирование альтернативного искусства и второй волны художественной эмиграции. Продолжение традиций официальной салонной живописи (Д.А. Налбандян).
3. Искусство "сурового стиля" и ценности молодого поколения 1960-х годов. Упрощение художественных средств, лаконизм форм, преобладание программы и сюжета над живописными качествами. Роль кинематографа в развитии художественного языка изобразительного искусства. Новый круг тем: "земля и люди, на ней живущие" (Оссовский). Творчество Н.И. Андронова, П.Ф. Никонова, Т.Т. Салахова, В.И. Иванова, В.Е. Попкова, П.П. Оссовского, А.А. и П.А. Ткачевых. Монументальные живописные циклы Г.М. Коржева. Полемика о сюжетах и художественных формах "сурового стиля". Народная тема в живописи молодого поколения (Ю.П. Кугач, В.Е. Попков). Сюжетные картины Д.Д. Жилинского: соединение живописного мастерства с поэзией символа. Театральные работы художников нового поколения. Работы Д.Л. Боровского в московском Театре на Таганке, спектакли Б.А. Мессерера в Большом театре. Графика и оформление книги: Д. Бисти, М.Н. Ромадин, Ю.А. Васнецов, Е.И. Чарушин. Роль графики в освобождении художника от канонов официального искусства (М.Н. Ромадин, И.И. Кабаков, Ю. Соостер). Продолжение традиций искусства 1920-х годов в работах художников старшего (А.Д. Гончаров) и молодого (И.В. Голицын) поколений. Профсоюз графиков Московской организации Союза художников и его выставки. Салонный реализм И.С. Глазунова. Плакат и массовый эстамп 1960 — 1970-х годов.
4. Живопись 1970 — 1980-х годов. Новое поколение художников: изменение мироощущения и смена тематики. Дискуссия о символе и символическом начале в живописи. Монументально-декоративная живопись (А.В. Васнецов, В.Б. Эльконин, Ю.К. Королев) и мозаика (З.К. Церетели). Уменьшение общественного интереса к живописному новаторству. Новые художественные формы, связанные с отказом от традиционной станковой картины. Кинетическое искусство (Ф. Инфанте, Л.В. Нусберг, В.Ф. Колейчук): развитие традиций авангарда и "художественных наук". Формирование художественного рынка: проблема ориентации на образец и этического выбора. Официальные и неофициальные выставки, критические оценки и закупки. Развитие национальных и региональных художественных школ. Работы А.А. Мыльникова, М.А. Савицкого, Д.О. Скулме, З.К. Церетели. Обновление салонного искусства: этническая мифология, ориентация на западную массовую живопись, темы из национальной древности. Примитивизм и наивное искусство в творчестве профессиональных живописцев: работы Н. Нестеровой, О. Булгаковой, Д. Пригова. Образ неофициального "художника-самородка": К. Васильев, А. Зверев, "Леня Пурыгин из Нары".
5. Неофициальное искусство как феномен послесталинской эпохи. Термины "неофициальное искусство", "нонконформистское искусство", "андерграунд", их история и содержание. Эстетика неприятия пафоса и художественных форм разрешенного искусства. Страшее и молодое поколения неофициальных художников. Альтернативная традиция художественного воспитания. Школа Э.М. Белютина. Лианозовская группа Е.Л. Кропивницкого. Ленинградская группа В.В. Стерлигова: продолжение традиций беспредметного искусства авангарда. Преследования 1960 — 1970-х годов и формирование "подпольной" художественной жизни. Выставка в Манеже (1962), "Бульдозерная" и "Измайловская" выставки в Москве (1974): международное признание кризиса советского официального искусства. "Квартирные выставки", их участники и посетители. Связь нонконформистского изобразительного искусства с кругом неофициальной литературы, музыки и театра. Творчество А.Т. Зверева. Социальные темы и их художественное воплощение. Соц-арт (Э.В. Булатов, М.А. Рогинский, В.А. Комар и А.Д. Меламид). Метафизические и сюрреалистические мотивы в живописи нонконформизма (Д.М. Краснопевцев, А.Г. Ситников, Д.П. Плавинский). Лирическая традиция неофициального искусства (Б.Г. Биргер, В.Г. Вейсберг). Слияние социального сюжета и пластических ценностей в живописи и графике неофициального искусства (О.Я. Рабин, Ю. Соостер). Вторая волна художественной эмиграции. Творчество художников русской эмиграции: Э.М. Неизвестный, М.М. Шемякин, Рабин, Целков). Соц-арт и перформанс в художественных проектах В.А. Комара и А.Д. Меламида.
6. Скульптура середины 1950 — 1990-х годов. Скульптурные группы и памятники Л.Е. Кербеля, Н.В. Томского, М.К. Аникушина, В.Е. Цигаля. Монументы О.К. Комова, М.Ф. Думаняна, Ю.Г. Орехова. Пластические символы в скульптуре В.А. Сидура. Авангардные тенденции в скультуре 1960 — 1980-х годов: Э.М. Неизвестный, Л.Л. Берлин. Лирические монументы Д.Ю. Митлянского. Полихромная скульптура А.Г. Пологовой. Военные мемориалы и ландшафтная скульптура ("Дорога жизни" на Финском заливе, Московский парк Победы в Ленинграде). Скульптурные парки 1980—1990-х (Поклонная гора, Болотная площадь, пешеходные улицы центра Санкт-Петербурга): соединение мемориала с культурно-развлекательной зоной. Непрофессиональная скульптура крупных форм (Церетели, Шемякин), ее концептуалистские и салонные черты. Феномен скульптора-мецената, организующего музейную и выставочную жизнь: З.К. Церетели, А.Н. Бурганов. "Бронзовый век": установка памятников без общественного обсуждения, в интересах их авторов и заказчиков (ансамбль Манежной площади, памятники Петру I, Есенину, Достоевскому в Москве; Петру I, Шувалову, жертвам репрессий в Санкт-Петербурге). Проект "Парка чудес" в Нижних Мневниках.
7. Основные тенденции в станковом искусстве 1980-2000 годов.. Сосуществование нормативной эстетики и новых художественных течений. Открытие музейных запасников и первые ретроспективные выставки "закрытых" художников — Кандинского, Филонова, Малевича, Татлина (1988-1991). Примирение государства с Православной церковью и официальное признание церковного искусства. Формирование современного профессионального религиозного искусства (храмовая живопись, икона, картина, скульптура). Художественный рынок и художественные рынки (Измайлово). Ситуация после 1991 года: распад системы творческих союзов, заказов и выставок. Влияние международного художественного рынка на изменение эстетических ориентиров. Аукцион "Сотби" и включение искусства андерграунда в орбиту мировой художественной жизни. Раздробление Союза художников, утрата контроля над художественными процессами со стороны Академии художеств. Художники нового поколения: М. Кантор, Г. Брускин, Л. Пурыгин. Соц-арт в творчестве поколения 1970 — 1980-х годов. Третья волна художественной эмиграции, ее место в зарубежном искусстве. Эстетика постмодернизма в изобразительном искусстве: скепсис по отношению к модернистской утопии, отказ от авторства, стирание границы между искусством и реальностью. Концептуальное искусство: особенности создания, экспонирования и интерпретации произведений. Концептуалистские художественные группы: "Митьки", "Инспекция медицинская герменевтика", "Мухомор". Инсталляция как способ создания произведения искусства (И.И. Кабаков, Д.А. Пригов, И.Г. Макаревич). Перформанс и формирование образа художника-актера (группа "Коллективные действия", О. Кулик, А. Бреннер, А. Осмоловский). Нарушение этических запретов и обсценные образы в актуальном искусстве: элементы соц-арта, психоделики и эпатажа. Конфликт с аудиторией как способ художественного воздействия.
Элитарное, традиционное и массовое искусство. Новые технологии и творческие процессы. Телевидение и эстетика массового зрелища. Компьютер и визуальное творчество. Музеи и экспозиции отечественного искусства ХХ века. Коллекции Рихтера, Костаки, Людвига, Талочкина. Популяризация русского искусства ХХ века в западных частных собраниях (Музей Костаки в Афинах, Музей Людвига в Кельне). Музей спасенного искусства авангарда в Нукусе. Музей личных коллекций ГМИИ. "Отдел новейших течений" ГРМ, Музей современного искусства и Центр современного искусства в Москве. Экспозиция искусства ХХ века в ГТГ, ее особенности и дискуссионные стороны. Музей "Другое искусство" РГГУ и его место среди собраний современного искусства. Художественная галерея — новое явление культурной жизни страны (галереи Марата Гельмана, Леонида Шишкина, Айдан Салаховой, М'АРС, НОМИ). Московский комплекс галерей Арт-стрелка, Центральный дом художника, Форум культурных инициатив — места постоянной демонстрации актуального искусства. Сближение восприятия современного изобразительного искусства и художественной фотографии (Московский дом фотографии в Манеже, ЦДХ, художественных музеях, Биеннале фотографии). Разделение профессионального сообщества на обособленные группы; проблема суждения и феномен умолчания о творчестве авторов, воспринимаемых рядом критиков и историков как одиозные, внехудожественные явления (Глазунов, Шилов, Андрияка, Клыков). Возрождение панегирической и коммерческой художественной критики (альбомы и сборники материалов о творчестве Глазунова, Церетели, К. Васильева). Новые попытки создания официального искусства (Церетели, Глазунов, Шилов, Сафронов). Преуспевающий художник как универсальный мастер (скульптура и живопись Церетели, театральные постановки и ювелирные работы Шемякина, гобелены Брускина). Сближение позиций салонного и концептуального искусства. Массовое визуальное творчество (веб-дизайн, фотография, мобилография) — ресурс художественного воспитания и реализация эстетических потребностей в технократических слоях современного общества.
Взаимодействие художественной жизни России и Запада в 1990-е годы. Участие России в международных выставках ("Документа" в Касселе, Биеннале современного искусства в Венеции). Предпочтения западных экспозиционеров и отечественных покупателей. Мода на искусство 1930 — 1950-х годов, ее социальные и эстетические корни. Формирование образа "сталинского" искусства как части мировой художественной культуры. Современная художественная полемика и подведение итогов истории искусства ХХ века. Шаги по созданию интегральной истории русского искусства: монографии, выставочные программы. Основные концепции истории современного русского искусства: традиционализм, модернизм, постмодернизм. Дискуссионные монографии о советском искусстве: Голомшток, Паперный, Гройс. Новое издание многотомной "Истории русского искусства" — исследовательский проект Государственного института искусствознания. Перспективы изучения и популяризации отечественного искусства ХХ века.


ТЕМА 12
АРХИТЕКТУРА 1960—1990-Х ГОДОВ

1. Постановление 1955 года “Об устранении излишеств...” и отход от репрезентативного архитектурного стиля. Новые социальные и экономические условия архитектурного творчества, преобладание темы и технологии над художественным образом. Проблема создания новых форм: использование опыта конструктивизма, влияние архитектуры функционализма и современных западных тенденций. Продолжение традиций авангарда — проекты и выступления К.С. Мельникова и И.И. Леонидова. Эксперименты в индивидуальном и типовом строительстве: Дворец пионеров в Москве, район Новые Черемушки. Сооружение общественных, культурных и спортивных центров. Градостроительство: трансформация исторической городской среды, города-спутники, города науки. Формирование новых городских центров на месте исторической застройки: площадь с административным комплексом (Ярославль, Калуга). Новые магистрали и изменение масштаба города (Новый Арбат и Кольцевая автодорога в Москве). Озеленение и проекты создания экологичной городской среды. Ландшафтный город: Зеленоград, Пущино-на-Оке, Академгородок. Работы М. Посохина, А. Меерзона, К. Кубасова, Ю. Платонова, Д. Покровского. Музейные комплексы официального (Ульяновск) и культурно-исторического (Александров) характера. Художественный ансамбль музея (Музей космонавтики в Калуге, Музей палеонтологии в Москве). Усиление интереса к исторической среде как памятнику прошлого и объекту туризма. "Золотое кольцо" — государственная программа сохранения и музеефикации исторических городов Московского региона. Города-музеи и их архитектурная среда: Новгород, Владимир, Пушкин. Суздаль — образцовый город-музей. Создание и развитие музеев-усадеб, ландшафтных заповедников, музеев деревянного зодчества. Национальные традиции и школы архитектуры. Исторические города (Старый Таллин, Рига, Каунас) и ландшафтные курорты (Юрмала, Нида) Прибалтики — пример высокого качества работы архитектора, введения современной архитектуры в историческую и природную среду. Массовое жилищное строительство: упрощение архитектурного облика здания, положительный и отрицательный опыт комплексной городской застройки.
2. Архитектура 1990-х годов. Новая социальная ситуация: замена общественных критериев оценки экономическими, влияние индивидуальных вкусов и технических требований застройки. Проблема заказа и художественного качества. Постмодернизм и игра элементами классических стилей. "Бумажная архитектура": альтернатива массовому строительству, лаборатория новых идей. Работы Ю.И. Аввакумова, А.С. Бродского, И.В. Уткина. Виртуальный музей "Русская утопия". Интенсивная реконструкция городской среды и проблема ее исторической подлинности. Возвращение к масштабным градостроительным проектам. Реконструкция Москвы 1990 — 2000-х годов: уплотнение застройки, усиление вертикальных акцентов, Третье и Четвертое транспортные кольца. Индивидуальное жилое строительство и реализация массовых вкусов. Тема сталинской архитектуры в современных ансамблях Москвы (Павелецкая площадь, Триумф-Палас, Патриарх). Нарушение пространственных и видовых качеств города (Арбатская площадь, Красные Холмы). Обособление "элитарной" архитектурной среды. Экологические поселки, загородные дома и ландшафтные участки. Расцвет ландшафтной архитектуры в частном секторе, ее сближение с международными традициями. Начало реконструкции исторической городской среды Санкт-Петербурга: достижения и утраты. Общественная полемика вокруг художественных и социальных проблем архитектуры. Повышение внимания к экологии культуры (общественные объединения в защиту памятников архитектуры, программы Института природного и культурного наследия, гуманитарная география, видеоэкология) и перспективы гуманизации архитектурной среды.

 

---------------------------------------------------------

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
"РУССКОЕ ИСКУССТВО 1890-Х — 1990-Х ГОДОВ"

Темы Лекции Семинары Всего
1. ПОИСКИ НОВОГО СТИЛЯ В ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX ВЕКА 4 2 6
2. ИМПРЕССИОНИЗМ И СТИЛЬ МОДЕРН В РУССКОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX ВЕКА. ТВОРЧЕСТВО К.А. КОРОВИНА, В.А. СЕРОВА И М.А. ВРУБЕЛЯ 6 2 8
3. "МИР ИСКУССТВА" И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 1900—1910-Х ГОДОВ 4 2 6
4. РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА 1890—1910-Х ГОДОВ 4 2 6
5. ИСКУССТВО АВАНГАРДА ДО 1917 ГОДА 6 2 8
6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ 1917-1921 ГОДОВ 4 2 6
7. ИСКУССТВО 1920—НАЧАЛА 1930-Х ГОДОВ 4 4 8
8. АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОГО АВАНГАРДА 4 2 6
9. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1930—1950-Х ГОДОВ 4 2 6
10. АРХИТЕКТУРА 1930—1950-Х ГОДОВ 4 2 6
11. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1960—1990-Х ГОДОВ 4 2 6
12. АРХИТЕКТУРА 1960—1990-Х ГОДОВ 2 — 2


ИТОГО 50 24 74 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.