ДНЕВНИК - Новая жизнь старого сада, или Отдых восставших масс

Борис Соколов
Новая жизнь старого сада, или Отдых восставших масс
Фотографии автора

Поленово, кладбище, дождь. 2008
Поленово, кладбище, дождь. 2008

Я перестал сердиться на толпы, заполняющие мои садовые фотографии. Просто переменил фокусировку. Гуляющие массы стали таким же атрибутом российского сада, как фонтаны, облака и стройные ряды синих пластиковых домиков. Эта человеческая стихия, не входящая в учебники ландшафтного искусства, определяет судьбу садового наследия, всегда стремительно и зачастую бесповоротно.

 

Московский парк Победы в Петербурге. У вагонетки крематория
Московский парк Победы в Петербурге. У вагонетки крематория

Садовая разруха, царившая в нашей стране едва ли с 1905 года, создала уникальный культурный ландшафт. Тихий сон изувеченного парка, благородной пейзажной руины, хорошо знаком тем, кто бывал в Гатчине, Яропольце, Тайцах, Черенчицах, в дальних пределах Царского Села. Этот сон нарушался лишь изредка: половина территории в Гатчине, реставрация "хозспособом" в Богородицке, расчистка парка в Яропольце, нехотя проводимая Московским авиационным институтом. Санатории, спортбазы, сельские дома скорби продолжали жить своей отдельной жизнью в усадебных домах, заросших кустами и свалками. В девяностые жизнь утекает и из этих домов, как утекла вода из речки в Тайцах, где старинный мостик стоит над сухим оврагом, а знаменитый дворец населен последним, тоскливым сторожем.

 

У дворца Бельведер в Петергофе. 2008Забор вокруг разрушенного стадиона на Крестовском острове в Петербурге. 2008
У дворца Бельведер в Петергофе. 2008Забор вокруг разрушенного стадиона на Крестовском острове в Петербурге. 2008

Между тем маятник качнулся. Сначала в запущенные усадьбы пришли обитатели, хоронящиеся от чужого глаза и ездящие на долгую работу в большие шумные города. Эти живые тени, их колышащееся белье, шумные дети и кухонные запахи встречаются в самых разных местах – в усыпальнице (она же советская столовая) усадьбы Суханово, в грандиозном дворце подмосковных Горенок, в забытой петербуржцами Уткиной даче. Потом из городов пришли новые Лопахины, осваивающие территории и жилые постройки. Фабрикант Брынцалов берет в аренду усадьбу Николькое-Урюпино, чтобы устроить там дачную вотчину. Но игрушка надоела, и усадьба возвращается в госказну, утоптанная шинами бульдозеров, с раскрытым всем ветрам Белым домиком и чувством тяжкого похмелья. Организация с длиннным названием, в которое входят слова "Морское собрание" и "Администрация Президента", выгоняет арендатора из дачи Половцова, огораживает треть Каменного острова и устраивает очередной режимный квартал. А на соседнем Крестовском ломают старый ресторан у пруда и заменяют его стеклобетонной жилой конструкцией величиной с Мариинский театр.

 

Первомай в Екатерингофе, Петербург. 2008
Первомай в Екатерингофе, Петербург. 2008

Жилищная лавина, наползающая на исторические сады и парки, - лишь первый рубеж нового социального натиска. Парки проснулись от людского гула. У Голицыных в Кузьминках обосновалась усадьба Деда Мороза, у Алексея Михайловича в Коломенском – конный цирк, петровский дворец в Стрельне почему-то стал носителем имени и памяти великого князя Константина. Для Царицына московские архитекторы разработали новый вид реставрации – гранитные дороги через парк, стальные мосты на цветомузыкальный остров, стеклянный правильон для входа в "наш маленький Лувр". Недавно на конкурсе цветников в Михайловском саду был выставлен позолоченный булыжник с надписью: "Исполинский самородок золота, поросший сорняками и лианами винограда, являет собой нераскрытый бесконечный потенциал Русского сада, но все же блистает и напоминает о своей могучей творческой силе".

 

Конкурс цветников в Михайловском саду, Петербург. 2008
Конкурс цветников в Михайловском саду, Петербург. 2008

Могучи и процессы, формирующие сегодняшние пейзажи. Новые Лопахины огораживают участок поля, усадьбы, заповедника, называют его иностранным именем ("Западный мир", "Вита Верде", "Гринфилд"), а новые помещики окукливаются в нем и с тоской ждут, когда соседи сделают то же самое. "Здесь Вам всегда гарантировано приятное и достойное соседство: неподалеку расположены известные элитные поселки «Шервуд» и «Риверсайд»...". Русский пейзаж режется на куски и поедается, как выставленный на улицу пирог. Коттеджные концлагеря закрывают вид из усадебного дома в Горках, наползают на музей Пришвина в Дунине, грозят уничтожить великий пейзаж Архангельского.

 

Дом-музей Михаила Пришвина в Дунине, Звенигородский район Московской областиМатушка Варвара, хранительница ландшафтов Дунина. 2008Забор на границе охранной зоны Дунина. 2008
Дом-музей Михаила Пришвина в Дунине, Звенигородский район Московской областиМатушка Варвара, хранительница ландшафтов Дунина. 2008Забор на границе охранной зоны Дунина. 2008

В сам исторический сад вторгаются знаки нового хозяйствования. Слово посетителю сайта "Сады и время", вернувшемуся из Пушкинских гор: "Про дикую застройку территории, не оставляющую почти ни единого не изгаженного очередной "гостиницей" вида - уж писали не раз. А вот новенькое: объясните мне: почему администрация заповедника считает себя вправе лишать посетителя полноценных впечатлений от усадеб и парков? Отчего это на каждом шагу - возле дуба уединенного, скамьи Онегина - везде, где хотелось погрузиться в историю, вспомнить стихи и пр. - натыкались мы на рекламные щиты Сбербанка? ...Что за шариковщина??? Это частная лавочка или национальный памятник?"

 

Жилой дом в Приморском парке Победы. 2008Аттракцион Shake Dance на ВВЦ, Москва. 2008
Жилой дом в Приморском парке Победы. 2008Аттракцион Shake Dance на ВВЦ, Москва. 2008

Городские запросы на комфорт и частную территорию пришли в охраняемые сады. Бороться с ними под риском увольнения или включиться в процесс – каждый директор решает по-своему. Приемлемый компромисс удалось выстроить в Царском Селе – обитаемая, но обозримая Китайская деревня и нетронутый инвесторами парк-музей. Идеальный вариант – тотальное развитие без вкраплений частной недвижимости – получился, пожалуй, только в Петергофе. А что может сделать монахиня-искусствовед матушка Варвара в Дунине, на берегу красивейшей и тишайшей Москвы-реки, над которой уже нависают заборы и блок-посты? Она развешивает таблички об охране территории, открывает храмы и часовни, ездит в министерства: малая, но честная битва.

 

Табличка матушки Варвары. 2008
Табличка матушки Варвары. 2008

Логика городской застройки, советское стремление нивелировать земную поверхность и положить на нее твердое покрытие господствуют во многих садовых реконструкциях последних лет. Новое Царицыно, наложенное на прежнее, как ламинат на черновой дощатый пол, во многом символично. Парк стал чрезвычайно, неестественно популярным. Праздничные толпы, гуляющие по дворцу и парку, получили то, чего не могло им дать историческое, настоящее Царицыно. Это комфорт, чистота и ...красота. Плакатная, не требующая понимания красота орущих цветочных клумб, отутюженных склонов, засеянных "калифорнийской зеленью", стальных перил на былой башне-руине, жеманных фигур работы Александра Бурганова. В наспех прореженном парке не воссоздано ни одного живописного просвета, ни одной садовой картины, которые задумывал при создании Царицына англичанин Френсис Рид. Многие говорили мне, что не хотят ехать в новое Царицыно. Возможно, мы присутствуем при рождении плебейского, мещанского типа исторического парка. Видимо, не случайна схожесть ландшафтных новшеств в "народном" Царицыне и стерилизованной государственной Стрельне.

 

Реконструированная Стрельна. Вид из космоса Цветочный бульвар в Царицыне. Автор проекта М.Р. Морина. 2008Старое и новое Царицыно. Вид из космоса
Реконструированная Стрельна. Вид из космоса Цветочный бульвар в Царицыне. Автор проекта М.Р. Морина. 2008Старое и новое Царицыно. Вид из космоса

"Психологический рисунок сегодняшнего массового человека: беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и, второе, врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Обе черты рисуют весьма знакомый душевный склад - избалованного ребенка". Давнее размышление Хосе Ортеги-и-Гассета о "восставших массах" попадает в самую точку. В сердце Павловска, в Круге Белых берез я остановил мужчину лет тридцати, который выделывал перед своим ребенком трюки на квадроцикле. Солидно глядя в лицо, он сообщил, что заплатил за входной билет и ему не сказали, что кататься здесь нельзя. И власть, и толпа ведут себя в саду как дети, оставшиеся без присмотра, – покрасоваться, подергать, переделать, потребить. И эти две силы идут навстречу друг другу.

 

В Приморском парке Победы. 2008
В Приморском парке Победы. 2008

В Юсуповском саду. 2008
В Юсуповском саду. 2008

В Воздушном театре Павловска. 2008
В Воздушном театре Павловска. 2008

Для отдыха восставших масс лучше всего подходят музеи-усадьбы – они недалеко от городского центра, фотогеничны, имеют буферную зеленую зону. К тому же большинство не обладает заветным статусом исторического ландшафта. Кузьминки, Царицыно, Кусково считаются не садами-музеями, а чем-то вроде парков культуры и отдыха, в которых стоят дворцы и павильоны. Почти все пейзажные парки, попавшие в орбиту городской жизни, уже стали местами садового потребления. Дым шашлыков поднимается над Монрепо и Царским Селом, Павловском и Приморским парком Победы. В Екатерингофе фундаменты дворца и павильонов, память о начатой реконструкции, похоронены под бутылочными холмами и пластиковыми пригорками.

 

Петровский канал в Екатерингофе. 2008
Петровский канал в Екатерингофе. 2008

Стратегия городских менеджеров противоречива: бескультурный досуг не заменяется культурным, он только упорядочивается и приобретает коммерческую окраску. Ландшафтники стараются внести в парк побольше того, что они умеют делать, – современные клумбы, скамьи, фонтаны, статуи. Они вскрывают границы исторического памятника, превращая их в бахрому собственных творений, и изменяют пейзаж ползучей его переработкой. А публика искренне думает, что стеклянные павильоны и попугайные цветники созданы Баженовым и Ридом. Этот вариант – низведение исторической среды до уровня своего понимания пейзажной красоты – не менее разрушителен, чем дикий массовый отдых.

 

На ландшафтном конкурсе Москомархитектуры. 2008
На ландшафтном конкурсе Москомархитектуры. 2008

Но не в каждом парке люди превращаются в потребляющую толпу. Атмосфера Петергофа, Кускова, Ясной Поляны настраивает на особые переживания - вандализм и грубость здесь как-то не вытанцовываются. В каждом музее-заповеднике, муниципалитете, министерстве, во многих строительных фирмах работают люди, благодаря которым у нас еще есть исторические сады. Знаменское-Раек, попавшее в культурные частные руки, медленно, но верно возвращает свой исторический облик. Восстановленный "дикий" мост в Василеве стал культовым объектом - это место битвы добра и зла из фильма "Ночной дозор". Решен вопрос с принадлежностью и реставрацией парка в Гатчине, петергофская Александрия становится музеем русского романтического пейзажа, есть планы расширения территории Кускова.

Знаменское-Раек. 2007Ландшафт Славянки и Храм Дружбы в Павловске после реставрации. 2008
Знаменское-Раек. 2007Ландшафт Славянки и Храм Дружбы в Павловске после реставрации. 2008

 

Дикий мост в Василеве, Тверская область. 2008
Дикий мост в Василеве, Тверская область. 2008

Культурная аудитория, которая сегодня ездит за садовыми впечатлениями в Версаль, Аранхуэс и Хемптон Корт, готова искать их и в российских парках. Но парки эти должны выжить - и в физическом, и в художественном смысле. Дорог каждый честный архитектурный комитет, каждый порядочный директор, каждый совестливый ландшафтник. Сад – это человек, ждущий встречи с человеком. А не с толпой.

Новый Мир искусства, 5/08. С. 22-25


 

Фейерверк в Больших Вяземах. 2008
Фейерверк в Больших Вяземах. 2008

 

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Праздник в Кускове. 2008

 

 

 

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2017. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.