8. Вечерний Виндзор: королевские олени на небесной аллее

Виндзорский замок и памятник королеве Виктории

Солнце, сиявшее сквозь бурные облака Хемптон Корта, окончательно воцарилось на предвечернем небе. Пора было ехать в Виндзор. Добираться пришлось на такси, потому что ветка железной дороги там совершенно другая. Десять энтузиастов разместились в двух машинах и отправились в путешествие по райским благоустроенным местам, оставляя справа прекрасный пейзажный парк, точнее, парковую местность – Буши ("Кустарниковый") Парк, в глубине которого живут королевские лани.

Виндзор. Ворота для посетителей

Минут через двадцать мы въехали в маленький старый городок и остановились у мощных стен Виндзорского замка. Ворота уже закрывались, последние посетители покидали королевскую резиденцию. Но мы приехали, чтобы посмотреть на него снаружи – сначала вблизи, а потом очень-очень издалека.

Стены Виндзорского замка нависают над городом

На фотографиях резиденция выглядит как романтическая крепость, высокая и узкая, с зубчатыми башнями на фоне дальних горизонтов. В действительности замок – целый город, колоссальные укрепления которого нависают над улицами и площадями крошечного тихого Виндзора.

Виндзорский замок. Снимок со спутника. Внизу - начало Длинной аллеи

Замок расположен на вершине холма между извивами Темзы с одной стороны и огромной равниной с другой. Его твердыня окружена дополнительными полукольцами светло-серых стен из крупных камней, и почти отвсюду на замок смотришь снизу вверх, задрав голову.

Виндзор. Паб Два пивовара стоит у самого входа в парк

Мы полюбовались всплесками предзакатного солнца, играющего на лицах людей, выходящих их ворот, на корректных охранников, на решетки и дальние ворота за ними, на чугунную королеву Викторию, зашли в улочку сувенирных киосков, где, как и Хемптон Корте, были книги на русском, перебрали календари, коробки чая и майки, чуть перевели дух ...и я объявил великий поход.

Виндзор. Волшебное начало Длинной аллеи

Ориентируясь по схеме из нашего информационного пакета, мы обогнули замок и по сонным переулкам вышли к началу главной видовой аллеи.

Виндзор: город, замок, Олений парк. Схема Бориса Соколова

Зрелище было увлекательное: с одной стороны парные башни Виндзорского замка, с другой – уходящая вниз и вдаль широкая дорога, окруженная двойными рядами ровных деревьев с округлыми кронами. Величественный характер сцене придавали масштабы посадок – около пятнадцати метров от дороги до деревьев и примерно столько же между самими деревьями. Плюс протяженность аллеи – о которой я знал, но до времени помалкивал.

Две башни Виндзорского замка - отправная точка нашего ландшафтного путешествия

Пейзажные аллеи бывают двух видов – с завершением, наградой путешественнику и бесконечные, уходящие в небо. Пример первой – Большой канал Версаля, в конце которого виден круг пирамидальных тополей. Пример небесной дороги – аллея в Херренкимзее, баварской копии Версаля, расположенной на острове и окруженной озером, и аллея, ведущая от Павловского дворца через Парадное поле.

Виндзор. Начало пути к Сахарному холму

Виндзорская дорога проложена по рельефу, который сначала опускается, а потом поднимается, завершаясь невысоким гребнем. Часть этого зеленого склона отделена лесными кулисами, повышена каменной насыпью и увенчана конной статуей Георга III. В отличие от конной статуи Короля-Солнца, который в Версале обращен лицом к приходящим, этот монумент пейзажный – он развернут в профиль и хорошо читается от самых стен Виндзорского замка.

Виндзор. Длинную аллею окружают двойные ряды деревьев - внутри каштаны, снаружи платаны

Идти было непривычно – твердый асфальт (здесь проходят торжественные процессии и официальные праздники), необычайная ширина пространства и головокружительная даль холма ("неужели дойдем?"). Облака ушли, и предзакатные тени с каждой минутой делали картину все рельефнее и все красивее. Мы обнаружили, что деревья внутренних и внешних рядов были разных видов, с разным оттенком листвы – внутри каштаны, снаружи более высокие и стройные платаны; что слева за пейзажными лугами есть сельские хозяйства, а справа коттеджи; посмеялись над смешным песиком и позавидовали бегунам, которые обгоняли нас, медленно превращаясь в цветные точки на вогнутом склоне Сахарного холма. Время от времени я предлагал обернуться – замок становился все меньше и романтичнее, он выдвигался над деревьями и явственно уходил в небо.

Виндзор. Замок открывает свои башни

Виндзор. Сначала аллея идет по ровной местности, и вид на замок не меняется

Солнце было настолько низким, что тени от стволов сливались, образуя почти сплошную зебру. И все же оно ослепительно играло на листве и траве с правой от нас стороны, освещало красноватыми тонами ленту парковой территории слева. Перейдя через разделяющую парк автомобильную дорогу, мы подошли к сторожке и основательной парковой ограде.

Виндзор. Вдали показался конный памятник Георгу III

Я уже имею опыт в таких английских делах, поэтому стал искать инструкции и калитку. И точно, вот они: "Предупреждение оленьего парка. Приближаться к оленям опасно в любое время, но особенно в период отела, в мае, июне и июле, а также в период гона в сентябре и октябре. Пожалуйста, не трогайте и не кормите оленей. Матери знают, где их оленята. Собак следует держать на поводке". И рядом специальный закуток, изогнутый вход, в который не могут пройти эти самые матери, отцы и их оленята.

Виндзор. Граница Оленьего парка - начало подъема на холм

Виндзор. Предупреждение Оленьего паркаВиндзор. Мы протискиваемся через анти-оленью калитку

Протиснувшись в узкую щель, мы двинулись дальше по вырастающему и темнеющему склону холма: мало ли что напишут, дикие животные прячутся в лесу. И вдруг мы заметили движение, а потом аллею пересекла словно пригоршня песчинок!..

Виндзор. Величие и слава Длинной аллеи

После первых наших восклицаний и разглядываний оказалось, что олени довольно близко. Затем стадо с отстающими оленятами пересекло дорогу и остановилось неподалеку от другого.

Виндзор. Олени!!!

Виндзор. Оленье стадо среди в вечернем парке

А потом в золотом сиянии нарисовались два рогатых вожака и с чувством достоинства и явным неприятием друг друга, как актеры на великолепной Виндзорской сцене, стали показывать себя парку и миру.

Виндзор. Бронзовый конь и живые олени

Виндзор. И наконец к нам вышел предводитель оленьей семьи

Тихий восторг от того, что мы и олени тихо ходим вместе в райском парке на золотом уходящем солнышке, трудно описать. Мы не пытались их погладить – очень близко они не подходили, предупреждение впечатляло, да и по сути – обязательно ли трогать руками картину?

Виндзор. Фотосессия одного оленя

Постепенно мы поняли, что идем по необычному парку. Великолепная, очень сильно раскрытая местность с небольшими купами и кулисами деревьев, пейзаж в духе Ланселота Брауна, сопровождала наш путь.

Виндзор. Купы, рощи и луга Оленьего парка. Фото со спутника

Виндзор. Олени видны и из космоса

Там не было ни одной прогулочной дорожки или тропинки. Бесконечный зеленый ковер, сверкающий травинками в косых лучах солнца. Ничто не мешало зайти вглубь этой красивейшей картины, но такого желания почему-то не возникало.

Виндзор. Золотой вечер Оленьего парка

Пусть там гуляют олени, а мы и так на пейзажной дороге – ведь прогулка по прямой как стрела аллее и является здесь главным источником живописных впечатлений.

Виндзор. Замок поднялся над деревьями

Виндзор. На полпути к вершине

Холм, к которому мы стремились, оказался довольно крутым, но острое желание добраться до цели заставила бесстрашных женщин и героического ребенка бодро взбежать на вершину.

Виндзор. Великолепная сцена со всадником и закатом

Виндзор. С середины подъема на Сахарный холм начала раскрываться широкая панорама

Виндзор. На склоне Сахарного холма мы вновь встретились с оленями

Покорители дружно взобрались на камни у подножия постамента – самую высокую точку нашего маршрута.

Виндзор. Мы у цели!

Виндзор. Мы на вершине холма

В этот момент я взял слово и предложил, во первых, всем вместе сфотографироваться, а во-вторых – оглянуться назад. Ничего более величественного и волнующего я в своей жизни не видел.

Виндзор. Высшая точка нашего путешествия

От темного склона спускалась светло-серая дорога, лежащая в изумрудной траве, испещренной тенями деревьев, освещенные кроны – платаны в дальнем ряду больше и зеленее, каштаны в ближнем меньше и с оттенком коричневого пергамента – уходили вдаль, а там, точно на уровне горизонта, на фоне дальних лесов, высился весь замок. А вокруг – вся ширина местности, пустеющее золотое небо и ни одного штриха, нарушающего гармонию сцены. То было идеальное, незабываемое мгновение, одна из высших точек нашего путешествия.

Виндзор. С Сахарного холма замок виден на фоне темных лесов, и можно любоваться двумя оттенками листвы вдоль Длинной аллеи

Очнувшись от переживаний, мы подкрепили силы удивительно вкусной шоколадкой и двинулись в обратный путь. Три мили, четыре с половиной километра. Под холмом, видимо, для присмотра за нами, дежурил джип паркового надзора. Я спросил дорогу – она оказалась все той же, до центра городка – и выразил восхищение красотой парка.

Виндзор. Последние лучи на памятнике и панораме

Обратно шли быстрее, но все же чувствовалась усталость. Чтобы поднять боевой дух, я затянул любимые походные песни, завершая программу песней "на крайний случай" – "Солдатушки, бравы ребятушки", исполняя ее самым громким и грозным голосом. И произошло маленькое чудо – путешественники приободрились подхватили пение, даже танцевали. Так, с песнями и прибаутками, мы вошли в город. Немного посоветовавшись, решили сделать привал в кафе "у Виктории", где высадились часа четыре назад. Это нас здорово подкрепило, но наши приключения еще не закончились.

В Виндзоре два вокзала – один в сторону запада, другой в Лондон. В ночи главная улица показалась нам провинциальной и туристской, зато темный кирпичный вокзальчик поразил своей романтической пустотой. Я почувствовал себя Гарри Поттером, испуганным мальчуганом из первой серии. На платформе стоит поезд, судя по расписанию, чуть ли не последний, касса закрыта, пассажиров нет, а у нас билеты лондонского метро с доплатой до Хэмптон Корта. Хорошо, что мы подзаправились у Виктории! Я припустил в начало состава, чтобы расспросить о билетах хоть у кого-нибудь. Машинистом оказался толстый, немощный, едва говорящий старик, не знавший о билетах ничего. Но будто бы в поезде есть кондуктор. Но до отхода пять минут! Я рванулся обратно с фотосбруей, издалека махнул компании рукой – загружаться. Все дружно ринулись в гостеприимно освещенный вагон, тут подоспел веселый негр в форме, посмотрел билеты и сказал, что вроде доплачивать и не надо.

Виндзор. Вот мы и в поезде!

Немного успокоившись, перебрали впечатления этого насыщенного событиями дня и запечатлелись на общем снимке в мягких креслах английской электрички. На вокзале заботливый кондуктор провел нас через турникет, мы горячо его поблагодарили и отправились восвояси - метро Рассел Сквер, магазин Теско и гостиничный номер с окнами у кого на улицу, у кого в шумноватый двор. А старинный Хемптон Корт, сияющий Виндзор остались с нами.

© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.