14. Хестеркомб - садовый роман с камнем

 

Хестеркомб. Дом и Регулярный сад
Хестеркомб. Дом и Регулярный сад

Углубляясь в холмы Западной Англии, путешественники делились впечатлениями и сувенирами. И только я сидел как на иголках – успеем ли мы осмотреть самый дальний и самый современный из садов нашего маршрута?.. Заодно вспоминалась история Хестеркомба и восторженные похвалы тех, кто там был. Он интересен не только потому, что там работала знаменитая садовница Гертруда Джекилл. Это живая история садовых стилей и один из самых посещаемых парков Западной Англии.

Хестеркомб. Регулярный и пейзажный парки. Снимок со спутника. Схема Б. Соколова. Север справа
Хестеркомб. Регулярный и пейзажный парки. Снимок со спутника. Схема Б. Соколова. Север справа

Хестеркомб – старинное имение, расположенное на пологом склоне каменистого холма. Место это, что называется, насиженное. Семейство Уэрр обживало и устраивало эту усадьбу с XIV до конца XIX столетия, а здешние сады впервые упоминаются в хронике 1249 года. В середине XVIII века за главным домом, в долине извилистой речки, был устроен большой и очень красивый пейзажный парк. К 1980-м годам он превратился в настоящий лес, и его нынешние райские сцены – результат колоссальных реставрационных работ. В центре приема посетителей показывают короткий фильм на тему "было – стало", в котором "было" здорово похоже на русские палестины, вроде Богородицка или Яропольца, а нынешнее – тот самый, идеальный английский пейзаж. Главный урок этой реставрации – не ждите манны небесной! К 1973 году и знаменитый партер, и парк XVIII века были почти утрачены. Начать их расчистку решил совет местного самоуправления при помощи... здешней же пожарной бригады (особняк занимает Пожарное управление Сомерсета).

Хестеркомб. Главный дом, справа Регулярный сад
Хестеркомб. Главный дом, справа Регулярный сад

Расчистка повлекла за собой поиск старых планов, затем исследования и реставрационный проект. В 1997 году партерная и пейзажная части были вновь открыты и вызвали бурю восторга, в следующем году взялись за Викторианскую террасу, а в 2003 году Попечительский Совет садов Хестеркомба выиграл типично английскую субсидию – грант Лотереи наследия. Дело в том, что британское государство пускает доходы от лотереи на цели культуры. И сейчас Хестеркомб превратился в комплексный ландшафтный объект, пейзажная часть которого предназначена не только для осмотра, но для семейного отдыха, а регулярная – для восхищения и изучения любителями садов.

Хестеркомб. Центр приема посетителей сам по себе впечатляет. Фото Елены Лапенко
Хестеркомб. Центр приема посетителей сам по себе впечатляет. Фото Елены Лапенко

Пейзажный парк Хестеркомба мы оставили на другой раз, уж очень богатыми были впечатления от регулярной части ансамбля. Вот несколько слов о нем для будущих путешествий. Парк предлагает путешествие вдоль речной долины, где вода то образует каскады, то разливается прудами (тот, что ближе к дому, из-за своей формы назван "Грушей"). Большой каскад падает вниз длинной струей подобно крымским водопадам и блестит на фоне кварцевых скал. В парке можно видеть несколько редких и ценных павильонов. Один из них – травяной шалаш, встроенный в скалу, Привал угольщика (Charcoal"s Burner Camp). Скромные Charbonnieres, "Хижины угольщика" не так уж редки, особенно во французских парках, но здесь воссоздано сооружение более своеобразное, театральное и недолговечное. Неподалеку стоит Ведьмин дом – открытый павильон из сучьев, коры и соломы. Интересно, что идеи для своего парка его владелец, Джон Бэмфилд, черпал в путешествиях по уже известным нам местам. Павильон, названный Мавзолеем, но служивший отдыху среди пейзажных красот, украшен цитатой из стихотворения Александера Поупа: "...Блажен, кто сочетал науки с тишиной".

Хестеркомб. Главный дом и Викторианская терраса
Хестеркомб. Главный дом и Викторианская терраса



В 1872 году семейная линия владельцев прервалась, а новый хозяин Хестеркомба решил добавить к парку современные черты. Дом был перестроен, и перед ним появился Викторианская терраса, состоящая из пышных цветников и замысловатых фонтанов.

Хестеркомб. Викторианская терраса тоже хороша - штамбовые розы, выпуклые цветники. Фото Елены Лапенко
Хестеркомб. Викторианская терраса тоже хороша - штамбовые розы, выпуклые цветники. Фото Елены Лапенко

Хестеркомб. Мы на Викторианской террасе
Хестеркомб. Мы на Викторианской террасе

Ее скучноватая, буржуазная роскошь как нельзя лучше оттеняет великое создание следующей эпохи – Регулярный сад (Formal garden), ради которого мы и спешили в Хестеркомб.

Хестеркомб. Центральная часть усадьбы. Снимок со спутника. Схема Б. Соколова
Хестеркомб. Центральная часть усадьбы. Снимок со спутника. Схема Б. Соколова

Хестеркомб. Регулярный сад. Под нами - Серая дорожка
Хестеркомб. Регулярный сад. Под нами - Серая дорожка


В 1903 году очередной владелец усадьбы, священник Эдвард Портмен решил создать новый террасный сад под Викторианским партером. Заказ был поручен одному из крупнейших архитекторов Британии, Эдвину Латченсу (1869-1944; замечу, что фамилия его, несмотря на своеобразное написание – Lutyens – произносится именно так). Латченс построил множество домов и общественных сооружений – мы шли через Темзу к Хемптон Корту по красно-белому однопролетному мосту его работы. Самым знаменитым ансамблем стал город Нью-Дели, новой столицы Индии, завершенный к 1930 году. Но и в истории садового искусства Латченс сыграл выдающуюся роль. В начале своей карьеры он учился и работал в архитектурной мастерской Гарольда Пито, горячего сторонника итальянского садового искусства. Пито считал, что итальянский террасный сад с его спокойными партерами, каменными перголами и разросшейся по ним буйной зеленью более всего согласуется с идеей "старинного английского" стиля. Он создал образцовые сады "итальянского" типа и дал молодому архитектору навыки работы в этой давно забытой манере. Латченс всю жизнь питал большой интерес к садам архитектурного типа – на каменной основе, с мощными вертикалями, связанным с усадебным домом.

Хестеркомб. Регулярный сад. Каменная рама, цветущая картина, дальние виды
Хестеркомб. Регулярный сад. Каменная рама, цветущая картина, дальние виды

В 1888 году архитектор познакомился с Гертрудой Джекилл, которая к этому времени из обычного живописца превратилась в живописца садового. Легенда утверждает, что художница перешла в садовое дело, утратив возможность писать картины и акварели из-за прогрессирующей близорукости, и что по этой причине ее излюбленной формой стал "миксбордер" – цветочная лента с искусно подобранными красками и оттенками. Цветовые композиции художницы многим напоминали о картинах французских импрессионистов. Простые, но изящные схемы Джекилл, вместе с ее книгами, стали чрезвычайно популярны. В Сиссингхерсте мы уже видели прекрасную работу ее последовательницы, Виты Сэквил-Вест – помните "Лиловый бордюр"? Начав с собственного дома Джекилл в Манстед Вуд, Латченс работал вместе с ней многие годы. Ситуация напоминает историю сада в Сиссингхерсте – архитектор создавал основу, художница ткала на ней живые узоры. Часто посадки Джекилл были чем-то вроде "сада при сельском доме", о котором с ностальгией вспоминали англичане на рубеже веков. Но в Хестеркомбе весь ансамбль настолько мощен и прекрасен, работа двух авторов настолько тонка и гармонична, что не знаешь, кто здесь главный и к какому стилю этот сад отнести.

Хестеркомб. Лестница от входа к дому - сюита кругов
Хестеркомб. Лестница от входа к дому - сюита кругов


Впечатления начинаются уже на лестнице, ведущей в сад. Она вся сложена из каменных плит неправильной формы – и ступени, и бордюры, и высокие столбы при входе. Возникает ощущение архитектуры южной, близкой к природе и напоминающей античные руины.

Хестеркомб. Лестница к дому украшена мельничными жерновами......и белыми маргаритками
Хестеркомб. Лестница к дому украшена мельничными жерновами......и белыми маргаритками

Между ступеней изобильно цвели белые маргаритки – жизнь, пробивающаяся сквозь теплый серый камень. Вернее, эти цветы очень похожи на маргаритки. Анна Алексеева определила их как южное растение, мелколепестник Карвинского (Erigeron karvinskianus), который за знойное происхождение иногда называют "испанской маргариткой". Лестница кончается круглой площадкой со ступенями, круглящимися наподобие крошечного римского театра.

Хестеркомб. Продолжение лестницы - амфитеатр ступеней...
Хестеркомб. Продолжение лестницы - амфитеатр ступеней...

...раскрывающийся вправо на пейзажный парк, налево на Регулярный сад
...раскрывающийся вправо на пейзажный парк, налево на Регулярный сад

И по сторонам этого театра нас встречают два непохожих друг на друга мира – справа пейзажная сцена с полем и живописными купами деревьев, слева еще одна лестница, вводящая нас в сад. Сопоставление привольного английского пейзажа и строгого "итальянского" сада видно повсюду – особенно интересно смотреть на парк через круглые окна в стене, ограждающей партер.

              ЧАСТИ РЕГУЛЯРНОГО САДА В ХЕСТЕРКОМБЕ

Хестеркомб. Дом, Серая дорожка, Большой партер. Слева за кадром Розовый са, справа Ротонда
Хестеркомб. Дом, Серая дорожка, Большой партер. Слева за кадром Розовый са, справа Ротонда

Хестеркомб. Западный ручей. Слева Розовый садХестеркомб. Восточный ручей, над ним Ротонда
Хестеркомб. Западный ручей. Слева Розовый садХестеркомб. Восточный ручей, над ним Ротонда

Хестеркомб. Большой партер, за ним пергола - граница сада
Хестеркомб. Большой партер, за ним пергола - граница сада


Сотни неровных, волнистых плит уложены в саду так красиво, с таким огромным вкусом, что сами по себе представляют чудесное зрелище. Если присмотреться, обнаруживаешь, что в центра круглых площадок плиты с характерными желобками по кругу - это старые мельничные жернова.

Хестеркомб. Верхняя терраса - Розовый сад
Хестеркомб. Верхняя терраса - Розовый сад

Спустившись на первую террасу сада, мы оказались среди низеньких стенок и стройных столбов, маленьких каналов и небольших гребней кустарника. Эта пространство одновременно открытое и закрытое, сухое и увлажненное журчащими потоками, каменное и зеленое. Вскоре понимаешь, что Латченс применил здесь всего две основные формы – прямоугольник (дорожка, бордюр, газон), круг и вариации этих двух элементов.

Хестеркомб. Верхняя терраса - Западный ручей
Хестеркомб. Верхняя терраса - Западный ручей

Завораживают каналы, действительно похожие на итальянские, но вдобавок украшенные парами круглых бассейнов величиной с тарелку. И на дне этих водных тарелочек – чудесные ряды каменных плит, поставленных ребром!

Хестеркомб. Верхняя терраса - Серая дорожка, соединяющая края сада - Розарий и Ротонду
Хестеркомб. Верхняя терраса - Серая дорожка, соединяющая края сада - Розарий и Ротонду

Хестеркомб. Над Серой дорожкой нависают растения, растущие из стен террасы
Хестеркомб. Над Серой дорожкой нависают растения, растущие из стен террасы


Под стеной Викторианского партера идет Серая дорожка. Здесь царствуют серебристые растения – лаванда, сантолина, люпин, клематис, мыльнянка. Но не только вдоль дорожки – из щелей самой стены свисают побеги душистого горошка, очитка и других растений, любящих карабкаться по скалам. Это образ заросшей античной руины, данный тактично и без нажима.

 

Хестеркомб. Серая дорожка, Большой партер с угловой лестницей, пергола
Хестеркомб. Серая дорожка, Большой партер с угловой лестницей, пергола

Ниже – квадрат основной террасы. Его поверхность искусно поделена между двумя элементами, равно любимыми в Италии и Англии. Зеленые травяные полосы образуют диагональный крест, а угловые части заполнены декоративными растениями. И здесь замечаешь, что газоны имеют ту же форму, что каменные дорожки и лестницы – прямоугольник с округлыми завершениями.

Хестеркомб. Растениянад Большим партеромХестеркомб. Полукруглая лестница на партер
Хестеркомб. Растениянад Большим партеромХестеркомб. Полукруглая лестница на партер

Они кажутся коврами, раскатанными по каменным плитам. На их фоне особенно выделяются высокие, энергичные цветочные посадки. Среди них можно заметить кусты пионов, канн, дельфиниума, гладиолусов, белых и тигровых лилий, флоксов. Все это великолепие оттеняют упругие листья трав. Партер меняет свой колорит в течение сезона, но это всегда яркие, живые сочетания чистых красок.

Хестеркомб. Стена Регулярного сада с окнами в пейзаж
Хестеркомб. Стена Регулярного сада с окнами в пейзаж


Внизу сад завершает пергола на каменных столбах знакомой нам формы. Здесь впечатляет тонкое пространственное решение.

Хестеркомб. Стена с видовым окном и перголаХестеркомб. Вид от перголы на пейзаж, окружающий сад
Хестеркомб. Стена с видовым окном и перголаХестеркомб. Вид от перголы на пейзаж, окружающий сад

Хестеркомб. Пергола
Хестеркомб. Пергола

Край партера расположен ниже Серой дорожки, с которой мы спустились, а верхняя граница перголы – выше нее. Уровень рельефа двоится в нашем восприятии, а пергола к тому же включает в себя широкие пейзажные сцены. Завершается этот богатый вид синим силуэтом дальних холмов.

Хестеркомб. Восточный ручей, Ротонда, Оранжерея
Хестеркомб. Восточный ручей, Ротонда, Оранжерея


Латченс и Джекилл создали около усадебного дома не один, а два регулярных сада. Если подняться с левой стороны партера, попадаешь на круглую площадку с гротом, носящую название Ротонды.

Хестеркомб. Восточный ручей и выход к Оранжерее
Хестеркомб. Восточный ручей и выход к Оранжерее

От ее бассейна вид на канал и сад особенно прекрасен.

Хестеркомб. Ротонда и Главный дом
Хестеркомб. Ротонда и Главный дом

Хестеркомб. Ротонда и Восточный ручей
Хестеркомб. Ротонда и Восточный ручей

Отсюда можно попасть к небольшой оранжерее, словно пришедшей из старинного итальянского парка. Латченс сделал ее окна огромными, а пропорции – высокими и узкими, поэтому летом она превращается в прохладный павильон с эффектными видами на парк.

 

Хестеркомб. Оранжерея и начало пейзажного парка
Хестеркомб. Оранжерея и начало пейзажного парка

За ней разбит Голландский сад. Вопреки своему названию, этот участок засажен не тюльпанами или мускари, а скульптурным сочетанием двух растений: темные шапки юкки и гибкие волны лаванды. А дальше начинался пейзажный парк...

...И кончался наш визит! Мы чудом успели осмотреть самое главное перед закрытием сада, на бегу полюбовались оранжевыми лучами заката и, безумно счастливые, разместились в удобном автобусе.

 

                             КАМЕНЬ В ХЕСТЕРКОМБЕ

 

Хестеркомб. Плиты, маргаритки, папоротники
Хестеркомб. Плиты, маргаритки, папоротники

 

Хестеркомб. Веерное заполнение апсиды, плиты, маска
Хестеркомб. Веерное заполнение апсиды, плиты, маска

Хестеркомб. Бассейн в конце Западного ручья
Хестеркомб. Бассейн в конце Западного ручья

Хестеркомб. Столбы перголы, сложенные из плит
Хестеркомб. Столбы перголы, сложенные из плит

Хестеркомб. Маска над Восточным ручьемХестеркомб. Мощение и замшелая стена
Хестеркомб. Маска над Восточным ручьемХестеркомб. Мощение и замшелая стена

Хестеркомб. Мощение о обкладка Восточного ручья. Фото Елены ЛапенкоХестеркомб. Кладка лестницы. Фото Елены Лапенко
Хестеркомб. Мощение о обкладка Восточного ручья. Фото Елены ЛапенкоХестеркомб. Кладка лестницы. Фото Елены Лапенко

 

                       РАСТЕНИЯ В ХЕСТЕРКОМБЕ

 

Хестеркомб. Японский клен
Хестеркомб. Японский клен

Хестеркомб. Маргаритки среди плит. Фото Елены Лапенко
Хестеркомб. Маргаритки среди плит. Фото Елены Лапенко

Хестеркомб. Осенние хризантемы. Фото Елены Лапенко
Хестеркомб. Осенние хризантемы. Фото Елены Лапенко

Хестеркомб. Пышный стрелолист на Восточном ручье. Фото Елены Лапенко
Хестеркомб. Пышный стрелолист на Восточном ручье. Фото Елены Лапенко

Хестеркомб. Клеома. Фото Елены Лапенко
Хестеркомб. Клеома. Фото Елены Лапенко

 

                             МЫ В ХЕСТЕРКОМБЕ

 


 

 

Обратный путь прошел в разговорах, дреме, воспоминаниях и закончился ранней октябрьской ночью. Как хорошо, что мы видели два рифмующихся сада, созданных двумя творческими союзами – Хестеркомб помог нам глубже понять замысел Сиссингхерста.

 

 

Хестеркомб. Ротонда
Хестеркомб. Ротонда

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2022. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.