www.gardenhistory.ru :
Наши маршруты :Ландшафтные новости Тульской и Калужской областей // 26-28.07 и 03-04.08.2013 / Фотоочерки Бориса Соколова :
2. Полотняный завод и Калуга - июль 2013 Полотняный Завод
Я никогда не был в Полотняном заводе – усадьбе Гончаровых, связанной со сватовством и женитьбой Пушкина, и решил восполнить этот пробел. Тем более, что это единственный музей-усадьба Калужской области.
История полотняной и бумажной фабрики была начата двумя совладельцами, каждый из которых построил себе усадьбу над запруженной речкой. Большой и стройный дом Щепочкина сейчас на реконструкции, после которой, видимо, станет частью музея.
Громадный, длинный дом Гончаровых отражается в мутной воде фабричной запруды. Внутри –восстановленные интерьеры, в которых подлинные вещи соседствуют с ксерокопиями, и любезные, знающие экскурсоводы.
Здесь есть очень хорошие залы и уникальные предметы – например, рельефный портрет А.А. Гончарова, спасенный при разорении его надгробия.
Судя по тому, что мы видели, главным контингентом этого отдаленного музея являются даже не школьники, а свадьбы. Наша эпоха вообще – музейно-свадебная, и этот путь приобщения к культуре не хуже многих иных. Во всяком случае, женихи и невесты приходят сюда добровольно, как в место красивое и с аурой истории. На мостике начинает расти гирлянда крашеных амбарных замков, но пока она не очень большая.
Призадуматься заставил только первый зал экспозиции, с которого почему-то начинается экскурсия. Это зал крупных, агрессивно написанных салонных картин на тему преданного последнего царя, его прендшественников и верных их слуг. "Калка" – полуголый князь, раздеваемый злобными татарами, стоит на фоне придавленный досками груды пленных. Надпись сообщает: "Изображен кульминационный момент, когда могучий спутанный паутиной веревок словно страстями и грехами, христианский князь осознает свою ужасную ошибку и ее последствия. С надеждой на милость Божию вглядывается он вдаль, словно видит грядущее – славное будущее нашей родины".
"Царские погоны": белогвардейского вида военный целует их, прежде чем схоронить в ямке: "офицер, надеющийся сберечь свою честь и царские погоны".
"Царская Голгофа": Николай II в метели перед казаками с красными бантами. Мораль – "весь народ наш, к которому я и себя причисляю, до сих пор в огромной своей массе причастен к греху отцеубийства. ...Этот наш грех – как загнанная вглубь болезнь, его нельзя забыть, а нужно честно признать и постараться искупить с Христовой помощью". Благородный боярин, царев слуга с решительным лицом и приказом руке – Малюта Скуратов. "Отправляет его Царь Иван Грозный на верную смерть, на войну с ливонцами, где и суждено Малюте погибнуть как простому солдату во искупление грехов своих".
Но еще красноречивее картина на усадебную тему – дворник в саду, за оградой которой видна демонстрация. "Дворник метет осеннюю землю. Стол с самоваром: хозяева только что пили чай и незаметно ушли. А за решеткой осеннего сада притихло, притаилось "чудовище" – бесноватые с красными бантами и винтовками. Смерть уже стоит за спиной у старого солдата, но он метет. Он продолжает Служить". Мне сразу же вспомнился ответ Бернарда Шоу относительно старых добрых времен, когда в каждом доме было не меньше двух слуг – "думаю, мы с Вами были бы в числе слуг". Автор этих патетически преподнесенных и обрамленных картин – московский художник Павел Дмитриевич Рыженко, лучший, как отметили сотрудницы музея, ученик И.С. Глазунова. В Краеведческом музее Калуги теперь есть целая экспозиция его работ, которую я не успел посетить. Такая добавка к историко-художественному музею дополняет собою длинный ряд политических, школьных и церковных проповедей о покорности власти и любви к господам. Горько видеть музейных работников, которые с оживлением принимают эту культурную пропаганду.
Что касается парка Гончаровых, он остался на старинных изображениях и фотографиях. Местность погублена стихийной застройкой, которая начинается прямо во дворе усадьбы. Запоминаются только благородные ворота, чем-то схожие с воротами разоренного Яропольца.
По пути мы заглянули в поселок с вычурным названием Лев Толстой (находящийся в Лев-Толстовском районе) – тишайшее, культурное место, центром которого является недавно восстановленная Свято-Тихонова пустынь. Громадная ее колокольня эффектно отражается в заброшенном пруде, но мне больше всего понравилась клумба в виде птички и цветочка: незатейливо, мило, и куда лучше, чем неуместные, но обычные в наших монастырях парады экзотических растений.
Калуга Калуга, которую я еще помню немного сонным, но сохранившим свое очарование городом, стремительно превращается в маленькую уродливую "москву": по всем углам вырастают стеклянные грибы, пирамиды, кубики, возле памятника Циолковскому высится крикливый торговый центр.
Тихие места сохранились в старых кварталах на крутых берегах Оки. Мне очень понравился террасный садик на косогоре, который хозяева поддерживают с явным и завидным упорством.
Знаменитый мост над оврагом вычищен и побелен, сам же Березуевский овраг имеет заросший, старинный вид.
Городской парк, находящийся в сердце города, напротив Присутственных мест, выглядит не старым и не новым: по нему проложены безжизненные плиточные дорожки, по краям стоят примитивные пластиковые аттракционы, о богатом наполнении сада, его разнообразных уголках старожилам приходится только вспоминать, а путешественникам – догадываться. При благоустройстве была снята ограда вокруг трехсотлетнего дуба, и теперь по нему лазят все кому не лень.
От прошлого осталась смотровая площадка – правда, видно с нее не только Оку, но и мрачные дома новостроек – и прелестный фонтан, в центре которого стоит фигурка девушки с зонтом. Фонтан был устроен в 1886 году, а утраченная скульптура восполнена при последней реконструкции три года назад.
Борис Соколов, 08.08.2013
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |