Москва и Подмосковье. Программа учебно-ознакомительной практики ФИИ РГГУ. Б.М. Соколов. 2018

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

«Российский государственный гуманитарный университет»
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра теории и истории искусства




ПРОГРАММА
Учебно-ознакомительной практики

код и направление подготовки
50.03.03. «История искусств»


Профиль
Общий


Квалификация (степень) выпускника
бакалавр






2 КУРС




Москва 2018




УТВЕРЖДЕНО
на заседании совета факультета

Протокол №__ от__05.04.2018______






Составители:
Б. М. Соколов, доктор искусствоведения, профессор







1. Цели и задачи практики.

Целью освоения дисциплины (модуля) «Учебно-ознакомительная практика» является приобретение практических умений и навыков профессиональной деятельности по избранной специальности «История искусств», формирование интереса к будущей профессии, углубление теоретических знаний, полученных в течение первого и второго семестров; расширение опыта понимания и истолкования произведений искусства; развитие у студентов потребности в самообразовании и совершенствовании профессиональных навыков. Практика призвана способствовать закреплению у студентов целостного представления о базовых положениях дисциплины «Введение в историю искусства» и «Описание и анализ памятников», курсов по истори искусства Древнего мира и Средних веков.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина «Учебно-ознакомительная практика» входит в практическую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «история искусств» (бакалавр). Она помогает студентам закрепить и расширить знания, полученные в первом и втором семестрах из курсов по истории изобразительного искусства («Искусство Древнего Востока», «Искусство Древней Греции», «Искусство Древнего Рима»,), а также подготовиться к более углубленному и осмысленному изучению дисциплин в следующих семестрах, в частности,« Русское искусство XVIII в.», «Русское искусство XIX в.», "История ландшафтного искусства".
Логически и содержательно-методически данная учебно-ознакомительная практика связана с изучаемыми на I курсе дисциплинами «Описание и анализ памятников» и «Введение в историю искусства».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

Студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
- владением культурой мышления и ведения дискуссий, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способностью грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать мысли на русском языке, владением навыками публичной и научной речи (ОК-2);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способностью осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-6);
- способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые и художественные проблемы и процессы (ОК-9);
- способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства (ПК-1)
- способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2)
- знанием современных методологических принципов и методических приемов исследований по всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства (ПК-3)
- способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства (ПК-6)
- способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8)
- способностью к решению проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия (ПК-13)
По итогам прохождения практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
- специфику видов искусства и характер их эволюции;
- периодизацию эпох, стилей и направлений;
- особенности устройства садово-парковых ансамблей XVIII - XX веков;
- особенности типологии зданий, архитектурных стилей и направлений г. Москвы
- творчество ведущих архитекторов XVIII-XX вв., работавших в Москве
- структуру и содержание экспозиции посещаемых музеев.
Уметь:
- синтезировать теоретические знания и практический опыт;
- воспринимать информацию, сообщаемую во время практических занятий;
-грамотно и квалифицированно излагать (устно и письменно) на русском языке свои знания;
- быстро узнавать памятники искусства; развивать зрительную память и ассоциативное мышление на основе визуального восприятия;
- ориентироваться в эпохах, направлениях и стилях;
- грамотно производить фотосъемку произведений архитектуры, скульптуры и живописи;
- применять знания, полученные в процессе изучения теоретических дисциплин;
-анализировать художественные и мировоззренческие проблемы, касающиеся произведений искусства;
-уважительно и бережно относиться к историческому наследию;
-толерантно воспринимать культурные и религиозные различия людей.
Владеть:
- понятийным аппаратом истории искусства, терминологией по отдельным видам искусства;
- основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства;
- навыками сбора материала для искусствоведческих исследований в рамках будущей семинарской или курсовой работ;
- основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствознания;
- владеть навыками описания и анализа памятников садово-паркового искусства;
- владеть основами фотофиксация памятников архитектуры и садово-паркового искусства.

4. Формы проведения практики.

Местная и выездная учебно-ознакомительная практика.

5. Место и время проведения практики.

Учебно-ознакомительная практика проходит в городе Москве, на историко-культурных объектах Москвы и Московской области. Время проведения практики – вторая половина июня.

6. Структура и содержание практики.

6.1. Структура практики.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу.



1. Вводное занятие

2. Ансамбль музея-усадьбы Кусково. Проблемы комплексного музея на внемузейной территории 2


3. Ансамбль музея-заповедника Царицыно. Изучение и обсуждение выставки "Ускользающая красота"

4. Ансамбль усадьбы Братцево. Практика по архитектурной фотографии

5. Ансамбль парка Зарядье. Проблемы центрального общественного парка и адаптации дизайнерского проекта к реалиям Москвы

6.2 Содержание разделов дисциплины

1. Вводное занятие Программа учебно-ознакомительной практики № 1. Организационные вопросы.
Стили и направления в архитектуре и садово-парковом искусстве Москвы
2. Ансамбль музея-усадьбы Кусково. Обсуждение выставки "Искусство пейзажного парка" Знакомство с ансамблем усадьбы Кусково и его историей. Обсуждение проблем музея с его сотрудниками
3. Ансамбль музея-заповедника Царицыно. Изучение и обсуждение выставки "Ускользающая красота" Знакомство с ансамблем усадьбы Царицыно и его историей. Кураторская экскурсия по выставке "Ускользающая красота"
4. Ансамбль усадьбы Братцево. Практика по архитектурной фотографии Знакомство с ансамблем усадьбы Братцево и его историей. Фотосъёмка архитектурных памятников, павильонов, пейзажных видов и её обсуждение
5. Ансамбль парка Зарядье. Проблемы центрального общественного парка и адаптации дизайнерского проекта к реалиям Москвы Знакомство с ансамблем парка Сокольники и его историей. Обсуждение проблем парка, адаптации проекта к реальной ситуации


7. Образовательные технологии
При реализации программы «Учебно-ознакомительная практика» применяются различные образовательные технологии. В ходе аудиторных занятий используется компьютерный класс, на выезде - фото и видео на планшетном компьютере с целью демонстрации учебных материалов и видеофильмов. Самостоятельная работа студентов предполагает использование учебных материалов, как в традиционной (печатной) форме, так и электронных версий в сети Интернет, создание серий фотографий .
В учебном процессе (лекции, экскурсии, индивидуальные консультации; анализ и обсуждение самостоятельных работ) используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями музеев и научных организаций, занятия в экспозициях музеев и на выставках, мастер-классы специалистов и экспертов во время аудиторных и внеаудиторных занятий

8. Самостоятельная работа студентов.

№ Наименование
п/п раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоемкость в академических часах
1. Вводное занятие Чтение основной литературы, выписки, конспектирование 6
2. Ансамбль музея-усадьбы Кусково. Обсуждение выставки "Искусство пейзажного парка" Чтение основной и дополнительной литературы. Работа с иллюстрациями. Составление презентаций 6
3. Ансамбль музея-заповедника Царицыно. Изучение и обсуждение выставки "Ускользающая красота" Чтение основной и дополнительной литературы. Работа с иллюстрациями. Подготовка презентаций 12
4. Ансамбль усадьбы Братцево. Практика по архитектурной фотографии Чтение основной и дополнительной литературы. Фотосессия. Подготовка презентаций 12
5. Ансамбль парка Зарядье. Проблемы центрального общественного парка и адаптации дизайнерского проекта к реалиям Москвы Чтение основной и дополнительной литературы. Работа с иллюстрациями. Подготовка презентаций 6


9. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

По итогам учебно-ознакомительной практики проводится дифференцированный зачет, состоящий из контрольных вопросов (список прилагается) и определения изученных памятников из предложенного видеоряда.

Система текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов в ходе прохождения практики имеет следующие формы отчетности: собеседование, заполнение синхронистической таблицы по русской архитектуре XVIII - ХХ веков, типологической таблицы по музеям региона, атрибуционные тесты по русской и западноевропейской живописи, дифференцированный зачет с оценкой.

9.1 Текущий контроль


п/п Наименование раздела
дисциплины Средства текущего контроля .
1. Вводное занятие Закрепление основных положений темы средствами опроса
2. Ансамбль музея-усадьбы Кузьминки. Обсуждение выставки "Искусство пейзажного парка Опрос студентов по теме раздела. Контроль знания памятников. Консультация, просмотр фотоснимков и презентаций.
3. Ансамбль музея-заповедника Царицыно. Изучение и обсуждение выставки "Ускользающая красота" Опрос студентов по теме раздела. Контроль знания памятников. Консультация, просмотр фотоснимков и презентаций.
4. Ансамбль усадьбы Братцево. Практика по архитектурной фотографии Опрос студентов по теме раздела. Контроль знания памятников. Консультация, просмотр фотоснимков и презентаций.
5. Ансамбль парка Зарядье. Проблемы центрального общественного парка и адаптации дизайнерского проекта к реалиям Москвы Опрос студентов по теме раздела. Контроль знания памятников Консультация, просмотр фотоснимков и презентаций.
Проверка готовности к зачету.


9.2. Задания для текущего контроля
- Установить стилевую принадлежность памятника архитектуры или садово-паркового искусства
- На примере конкретного здания дать краткую характеристику архитектурного стиля или направления
- Уметь ориентироваться в различных типах ландшафтных музеев и их особеноостях
- Подготовить небольшое сообщение об одном из памятников (группе памятников) архитектуры или садово-паркового искусства

9.3 Контрольные вопросы для зачета

Пейзажный парк в России XVIII-XIX вв.
Регулярный парк в России XVIII в. Планировка и структура
Архитектурно-парковый ансамбль Кузьминки
Архитектурно-парковый ансамбль Царицыно
Архитектурно-парковый ансамбль Братцево
Парковый ансамбль Зарядье
Особенности фотосъёмки архитектурных и садово-парковых ансамблей


Вопросы для зачета могут использоваться как темы для рефератов.

10. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике.

1. Лекция.
Типы лекций: вводная, подготовительная, интегрирующая, установочная, проблемная, лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций.

2. Учебная и производственная практика.
Подготовка научно-учебных отчетов – синхронистических таблиц на базе изучения памятников архитектуры, скульптуры, живописи.


11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике включает в себя: рекомендации по сбору, обработке материалов, по составлению синхронистических таблиц, контрольные вопросы и задания для подготовки к аттестации по итогам практики.

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

а). Основная литература

1. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., 1988.
2. Турчин В.С. В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVIII-XIX вв., М., 1979
3. Фролов А.А. Музеи Москвы. М., 2006
4. Куценко Е.В. Музеи Подмосковья. М., 2004

б). Дополнительная литература

Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX – начала XX в. М., 1971.
Борисова Е.А. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.
Нащокина М. В. Русские сады. XVIII первая половина XIX в. М., 2008
Бердникова Т.Е., Докучаева О.В. и др. Царицыно. М., 1996
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. СПб., 1994.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Научно-образовательный портал "Сады и время: 5000 лет ландшафтного искусства" (www.gardenhistory.ru)


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

 

ССЫЛКА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ ФАЙЛА pdf:

https://yadi.sk/i/6XmELb4F3XSTsL

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.