История садово-паркового искусства

 

Версаль. Фонтан Аполлона
Версаль. Фонтан Аполлона

Уникальный, не имеющий аналогов курс посвящен истории ландшафтного искусства Европы и России от истоков до наших дней. Он адресован

• специалистам в областях, соприкасающихся с историей ландшафтного искусства — истории архитектуры, изобразительного искусства, литературы, театра, кинематографа
• студентам-гуманитариям, ищущим интересные и перспективные научные темы
• ландшафтным архитекторам, находящим в истории творческие идеи
• специалистам в области охраны и реставрации памятников истории и культуры
• организаторам культурного туризма, расширяющим свой профессиональный кругозор
• любителям пейзажных и садовых путешествий
• энтузиастам, желающим обогатить свой сад классическими ландшафтными формами и создать неповторимый стиль.

Петровское. Вид на озеро
Петровское. Вид на озеро

Курс создан на основе материалов, фотоархива и экспедиционного опыта автора, доктора искусствоведения, профессора Российского государственного гуманитарного университета Бориса Михайловича Соколова. Он состоит из трех частей:

Садовый алфавит — визуальный словарь элементов (Вода, Зеленая архитектура) и форм (Грот, Эрмитаж, Павильоны) садового искусства. В него включены термины и главы, расширяющие представление о ландшафтном искусстве (География, Животные, Реконструкция).  
Сады Европы — раздел, посвященный истории и классическим памятникам садового искусства Древнего Востока, Греции и Рима, Средних Веков, Возрождения и маньеризма, барокко, Просвещения, романтизма, "викторианской" эпохи, эпох модерна и ар-деко, концептуализма и ленд-арта. Особое внимание обращено на эпохи и памятники, давшие творческий импульс развитию садового искусства — Древний Рим (описания вилл Плиния Младшего, вилла императора Адриана в Тиволи, городские виллы Помпей и Геркуланума), итальянский маньеризм (сады Боболи, Пратолино, "парк чудовищ" в Бомарцо), английское Просвещение (Раушем, Стоу). В курсе рассматриваются не только классические, общеизвестные садовые традиции (Италия, Испания, Франция, Британия), но и достижения садового искусства других стран Европы (Германия, Голландия, Швеция, Польша, Чехия), а также Северной Америки.
Сады России — раздел, посвященный развитию и памятникам отечественного садового искусства. В него включены материалы по регионам, входившим в состав Российской империи на момент создания выдающихся памятников садового искусства (русская Финляндия, Украина, Литва, Латвия, Эстония). Особое внимание уделяется ныне существующим садам разных эпох и разных регионов (Валаам, Хмелита, Красный Рог, Овстуг, Тригорское, Софиевка и многие другие). В каждой эпохе рассматриваются а) садовые ансамбли государственного значения (Измайлово, Царское Село, Анненгоф), б) сады дворянской элиты (Хмелита. Кусково, Сергиевка), в) сады средне- и мелкопоместных усадеб (Михайловское, Остафьево, Мураново), г) городские садовые ансамбли (городской сад в Саратове, Ботанический сад в Петербурге).

В курс включены мультимедийные лекции, иллюстрированные фотографиями, планами, схемами и историческими текстами, кинофильмы об исторических садах и ландшафтах.

 

Дополнительно проводятся однодневные и многодневные экскурсии (Москва и Подмосковье, петербургский регион, Север, Юг, Запад), туры по памятникам садового искусства Европы.

Объем занятий от 100 до 200 часов (1 или 2 семестра по 1 занятию в неделю) 

          Вопросы и заявки по адресу gardenhistory <@> mail.ru

 

Гейдельберг. Палатинский сад
Гейдельберг. Палатинский сад

 

ПЛАН КУРСА

ТЕМА 1
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САДОВ

Сад как вид искусства. Составные части сада: планировка и пространственное решение, постройки и сооружения, зеленая архитектура, скульптура, надписи. Программа сада и ее значение для восприятия памятника.
Путешествие по саду. Типы садов: французский, итальянский, голландский, английский. Мифология и поэзия сада. Теория "гения места" (Ф. Петрарка) и ее значение в истории садового искусства.
Основные термины и понятия садового искусства. Садовый алфавит: Аллегория, Ах-ах, Боскет, Виды, Газон, Графика, Галереи и подземные ходы, География и путешествия, Грот, Деревня, Животные, Каскад, Лабиринт, Мосты, Озера и острова, Оранжерея, Освещение, Павильоны, Памятник, Партер, Руины, Садовая мебель, Скульптура, Сюрпризы, Служебные постройки, Театры, Фонтаны, Цветы, Эрмитаж.
Литература и периодика по истории садов. Ресурсы Интернет. Историография вопроса. Проблемы методологии: позитивизм, семиотика и структурализм, социальная история, постмодернистские методы. Сад в поэзии, музыке, кинематографе. Образ сада, его реконструкция и восприятие. Судьба садов. Реставрация и охрана садов в разных странах.

ТЕМА 2
САДЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Первые сведения о садах. Эдем и тема райского сада.
Садовое искусство Двуречья. Шумерские и вавилонские плодовые сады. "Сады Семирамиды". Сады Египта. Сады Древнего Ирана. "Парадиз": огороженный сад-зверинец. Священные рощи.
Место сада в культуре Древней Греции. Сад у Гомера и Гесиода. Типы греческих садов: роща, плодовый сад, сад искусств и наук (Ликей, Академия). Типы садовых сооружений: героон, грот, фонтан.
Рим: городская цивилизация и возникновение виллы. Римские источники о садах: Катон, Варрон, Плиний Младший. Описание вилл Плиния и их значение для истории европейского сада. Структура и планировка римской виллы. "Золотой дом" Нерона. Вилла Мецената. Вилла Адриана в Тибуре. Сады Помпей и Геркуланума.

ТЕМА 3
САДЫ ВОСТОКА

Сады средневекового Ирана. Сад в Коране и мусульманская мифология рая. Марко Поло о "рае" Старца Горы. Изображения сада в мусульманском прикладном искусстве. Типы садов: дворцовый, горный, плодовый, водный. Сооружения и планировка сада. Крестообразный сад с водными протоками — чахарбаг.
Могольские сады. Тадж Махал. Сады Турции и Леванта. Мавританские сады. Испания: Альказар, Генералифе, Альгамбра.
Сады Китая. Дао и философия пейзажа. Литература о садах и пейзажах. Природные и искусственные элементы сада. Горы и камни. Вода и земля. Цветы и деревья. Планировка загородных садов. Сад и живопись. Сад и поэзия. Китайский вклад в теорию сада.
Сады Японии. Философия и поэзия сада. Элементы пейзажного сада. Медитация в саду. Храмовые, загородные и городские сады. Сады Дайтокудзи и Рёандзи. Сад и чайная церемония. Сады Кореи и идеология пейзажа.

ТЕМА 4
САДЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Литература и источники о средневековых садах: Сидоний Аполлинарий, Валафрид Страбон, Пьетро Крешенци. Сады и садовые трактаты в Византии. Наследие античности.
Сады Западной Европы. Типы садов: монастырские, замковые, ботанические, лекарственные. Планировка садов Сент-Галленского аббатства. "Замкнутый сад" и тема Богоматери. Мифология и поэзия сада. "Роман о Розе" Гийома де Лорриса. "Эрек и Энида" Кретьена де Труа, "Кентерберийские рассказы" Джеффри Чосера, "Декамерон" и повести Джованни Бокаччо. Элементы сада: деревья, клумбы, газоны, постройки, стены. Изображения средневековых садов. Аббатство Фонтеврё: реконструкция садов эпохи Карла Великого.

ТЕМА 5
САДЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И МАНЬЕРИЗМА

Возрождение античного чувства природы в Италии XV века. Леон Баттиста Альберти и Франческо Петрарка о саде и вилле. Роман Франческо Колонна "Любовное борение во сне Полифила" (1499): мифология и структура ренессансного сада. Слияние естественной и искусственной природы. Виллы Медичи и их место в культуре Возрождения: Кастелло, Карреджи, Фьезоле. Скульптура, террасы и гроты. Изображения вилл Медичи на картинах Джусто Утенса.
Бельведер в Ватикане и экспансия дворцового сада. Вилла Мадама: имитация описаний Плиния и новое чувство пейзажа. Сады Рима. Роль античной скульптуры в программе сада. Сад Содерини на Мавзолее Адриана.
Художественные принципы маньеризма: трансформация классического наследия, смешение стихий и искусств, индивидуальная выразительность произведения искусства. Роль маньеризма в развитии садового стиля. "Третья природа": между искусственной и естественной. Новые средства: необработанный камень, раковины, сталактиты, атектоническая архитектура. Сады Боболи во Флоренции, трансформация вилл Медичи в Карреджи и Пратолино. Грот: философская пещера и искусственная руина. Фонтаны: триумф механики и иллюзионизма. Вилла д'Эсте в Тиволи: политические аллюзии, типы фонтанов, скульптура, связь с историей места. Вилла Ланте в Баньяйе: космогоническая программа, тема текущей и стоячей воды. Вилла Фарнезе в Капрароле: дворец и "секретный сад". Сад Бомарцо: "священный лес" каменных чудовищ. Программа и топография Бомарцо. Виллы Андреа Палладио: симметрия, чистота стиля, разнообразие планировок. Виллы Барбаро и Ротонда.
Типология европейского сада XVI — первой половины XVII вв.: открытые и закрытые границы, хозяйственные и художественно оформленные части, фонтаны, гроты, террасы. "Узловой" сад. Лабиринты и их программы. Архитектурно-садовая графика Ханса Фредемана де Фриза.
Сад Возрождения во Франции. "Красивейшие постройки Франции" Андруэ дю Серсо как источник по истории садового искусства. Бернар Палисси и маньеристическая теория сада. Сады замков Шенонсо, Блуа, Фонтенбло.
Сад Возрождения в Германии, Нидерландах и странах Северной Европы. "Хортус Палатинус" в Гейдельберге: образ разумного миропорядка. Ураниборг: астрономический сад Тихо Браге. Сад Возрождения в Британии. Литературные и графические источники. Тема сада и природы у Шекспира.
Ранние ботанические сады: Пиза, Лейден. Современная реконструкция "Сада Клузия" в Лейдене. Распространение новых садовых растений. Ботанические исследования Традескантов.

ТЕМА 6
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ САДЫ XVII ВЕКА

Виллы Альдобрандини и Мондрагоне во Фраскати: от маньеризма к барокко. Сад барокко: стихия и эффект. Фонтаны Италии в XVII веке.
Проблема стиля в садах XVII века: барокко и классицизм. Луиджи Ванвителли и неаполитанская резиденция Казерта. Сады Германии: Резиденция в Мюнхене, Шветцинген, Вюрцбург, Нимфенбург, Цвингер в Дрездене.
Сады Франции. Классицизм и регулярный парк. Идеальный город Ришелье. Принципы регулярной планировки: симметрия, поднимающиеся и опускающиеся террасы, широкий горизонт, эспланады и боскеты, осевой канал. Волнообразные видовые оси: Сен-Жермен-ан-Ле, Лувр-Дефанс в Париже. Ранние работы Ленотра: Во-ле-Виконт, Шантийи, Со. Топография Версальского парка. Боскеты, фонтаны, статуи и сады Версаля. Политическая программа дворца и парка. Версальская схема: осевая симметрия, трезубец дорог, партер и боскеты, скрытые павильоны, водные оси. "Огород короля". Экзотическая тема: Фарфоровый Трианон. Масштаб и пропорции Версальского парка. Сады Парижа и его окрестностей: Тюильри, Люксембургский сад, Сен-Клу, Марли.
Сады Голландии. Особенности голландского сада: ограждающая стена с насыпью, малый масштаб, клумбы-цветники, смешение барокко и классицизма. Сады эпохи Уильяма III и взаимосвязи с английской садовой культурой. Королевская резиденция Хет Лоо. Частные виллы и городские сады.
Сады Англии: Хэмптон Корт, Чатсуорт.
Элементы регулярного парка. Движущаяся и падающая вода. Аллегорическая жизнь скульптуры. Топиарий — искусство фигурной стрижки. Тема путешествия и ухода. Политическая окраска садовых программ.

ТЕМА 7
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК В БРИТАНИИ

Английское Просвещение и пейзажный стиль. Томас Аддисон, Шефтсбери, Джон Милтон, Джеймс Томсон о "естественной" природе. "Шараваджи", китайская тема и идея "отражения великого в малом". "Украшенная ферма" и ее социальная программа. Частная усадьба и любительская архитектура. Язык пейзажного парка. Томас Вейтли о двух видах создания настроения: эмблематическом и выразительном. Элементы пейзажного парка: асимметрия, волнообразные линии, газон-луг, стена растительности, отдельные деревья. Готический стиль: национальное наследие и антиклассические тенденции. Руина в пейзажном парке.
Рождение философского сада. Туикенем Александра Поупа и чувство "естественности". Хтоническая программа Грота. Лорд Бёрлингтон и английское палладианство. Чизик: интеллектуальная архитектура садовых построек. Раушем: ранний пейзажный парк Уильяма Кента. Организация дальних видов. Долина Венеры и поэзия парка.
Частная резиденция первой половины XVIII века. Бленем: политическая программа и планировочные эксперименты. Джон Ванбру: архитектура и сад. Спор с Версалем. Перепланировка Ланселота Брауна (1760-е) и судьба ранних резиденций. Замок Хауард: от репрезентативности к пейзажности. Смена архитекторов и проблема стиля. Тема предков. Мавзолей и растворение в природе.
Стоу: усадьба-образец. Этапы создания: укрепленный замок (Чарльз Бриждмен), начало свободной планировки (Джон Ванбру), пейзажная трансформация (Уильям Кент), "чистый" пейзаж (Ланселот Браун). Павильоны-эмблемы. Четыре зоны парка. Зона Храма Венеры: тема любви. Элизиум: тема добродетелей и памяти. Хоквел Филдз: тема древних доблестей. Греческая долина: тема военной славы. Политическая и сатирическая садовая архитектура. Вест Виком и традиция сада-книги.
Частная резиденция второй половины XVIII века. Стоурхед Генри Хоара: тема обретения родового гнезда. Обособление парка и его сращивание с пейзажем. Овидий и Пуссен. Эзотерические мотивы: нисхождение в Грот и подъем к Храму Солнца. Башня короля Альфреда: национальная тема и символизация пейзажа. Пейзажный ансамбль Джона Вуда в городе Бат. Пейнсхилл: малая пейзажная усадьба. Клермонт: соединение разновременных стилей. Парки Шотландии и Ирландии.
Литература и усадьба Британии. Уильям Шенстон и имение Лизоус. Стробери Хилл Ораса Уолпола: готическая усадьба "готического" романиста. "Аббатство Фонтхилл" Уильяма Бекфорда и предромантические тенденции в садовом искусстве.

ТЕМА 8
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ВО ФРАНЦИИ

Жан-Жак Руссо и новое переживание природы. Руссо в замке Шенонсо. "Юлия" и "Эмиль" Руссо. Усвоение английской схемы: имитация памятников Стоу в имении Меревиль. Сельская тема в усадьбе. Книга Рене-Луи де Жирардена "О составлении пейзажей": от естественной пророды к дикому пейзажу. Эрменонвиль: философский парк и его программа.
Пейзажная трансформация Шантийи: парк, "деревня", сад Сильвии, Остров Любви. Юбер Робер и реконструкция Версальского парка. Большой и Малый Трианоны: новый тип королевской резиденции. Ферма и Деревня в Версале. Рамбуйе: от рококо к неоклассицизму.
Экзотизм и мистические мотивы во французской усадьбе: многообразие видов в Монсо, китайская тема в Багателе, грот-руина в Фоли Сен-Жемс, пагода в Шантелу. Утопические проекты и постройки: Клод Никола Леду, Этьен Луи Булле, Жак Лекё, Александр Теодор Броньяр. Проект королевских солеварен в Шо: символические формы, пафос промышленности, взаимопроникновение города и природы. Дезер де Ретц: образцовая усадьба французского Просвещения. Издание Жоржа-Луи Ле Ружа "Описание новых садов в модном стиле" (1776-87) и стандартизация "английского сада". Поэма Жака Делиля "Сады" (1782).

ТЕМА 9
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

От барокко к сентиментализму. Горный парк Вильхельмсхойэ в Касселе, Шарлоттенхоф в Берлине. Баварские резиденции Нимфенбург и Шляйсхайм: трансформация версальской схемы. Павильоны Нимфенбурга: Амалиенбург, Пагоденбург, Скит Магдалины.
“Внутреннее” Просвещение в немецкой культуре. Роман Гёте "Избирательное сродство". Парк в Веймаре: литературная программа, античная тема, фантазийная архитектура. Масонство и сад. Вёрлиц: развитие тем английского парка. Эрмитаж, имение байройтской маркграфини Вильгельмины: барокко, мистика и сентиментализм. Сад камней Санпарей: превращение леса и скал в место действия "романа воспитания". Парки Потсдама и идеология Фридриха II. Китайская тема: Сан-Суси, Пильниц. Морицбург: замок эпохи Просвещения. Тема идеального города: Карлсруэ, Английский парк в Мюнхене. Бельведер и частные усадьбы Вены. Павлиний остров на Шпре: поздняя резиденция эпохи сентиментализма. Мускау: пейзажный парк XIX в. и его теория.

ТЕМА 10
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК НА ОКРАИНАХ ЕВРОПЫ

Проблема маргинальности окраинных культур Европы. Заимствование элементов и схем сада, их творческая переработка. Местный пейзаж и климат. Сентименталистский парк и классицистическая архитектура. Рококо в Италии. Ансамбль виллы Вальмарана в Виченце. Пейзажная реконструкция итальянского парка: Английский сад в Казерте, Пратолино. Версальская тема в Австро-Венгрии: Эстерхаза.
Швеция: усадьба Просвещения в эпоху Густава III. Роль Луи Жака Депре и Фредерика Магнусса Пипера в создании шведского пейзажного парка. Дроттнингхольм и Хага: рококо, театральность, китайская тема.
Польша: галломания, руссоизм, гигантизм. Патриотическая и масонская темы. Делиль и польское пейзажное движение. Пулавы и Аркадия: соперничество Чарторыских и Радзивиллов. Лазенки, Повонзки, Ланьцут. Парк в польской литературе.

Париж. Ботанический сад
Париж. Ботанический сад


ТЕМА 11
САДЫ РОССИИ: ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДО ЭПОХИ БАРОККО

Местность, климат и история. Священная роща: Перынь. Княжеские сады Киева и Владимира. "Вертоград заключенный" и его символика. Райский сад в древнерусском искусстве. Монастырские сады. Городской сад XVI — XVII вв.: огород, плодовый, цветочный. Сады Кремля и Белого города. Загородные усадьбы: Коломенское и Измайлово.
Петр I и выбор садового стиля. Французские и голландские элементы в русских садах первой половины XVIII в. Сад Николаса Бидло на Яузе. Летний сад: школа аллегорического мышления. Парки барокко. Петергоф: Большой Грот и поэзия воды. Стрельна. Парки Прибалтики: Кадриорг, Рундале, Елгава. Царское Село эпохи Растрелли: планировка, пространственные зоны, различные типы построек.

ТЕМА 12
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК В РОССИИ

Екатерина II и возникновение русского пейзажного парка. Особенности пейзажного стиля в России: традиционализм, маргинальность, работа любителей и дилетантов. Ораниенбаум: рококо, классицизм и китайская тема. Царское Село: создание пейзажного парка. Образец и интерпретация: Стоу. Работы Чарльза Камерона, Джакомо Кваренги, П.В. Неелова, Ю.М. Фельтена. Греческая и китайская темы в Царском Селе. София: идеальный город и имперская утопия. Александрова дача: сад-притча. Роль архитектуры в программе парка.
Европейское путешествие Павла Петровича. Гатчина: памятник полемической идеологии. Образец и интерпретация: Шантийи. Военная и просветительская программа резиденции. Приорат. Павловск: от сентиментализма к романтизму. Работа Чарльза Камерона и Винченцо Бренны в Павловске. Мария Федоровна и завершение ансамбля. Гонзага и рождение абсолютной естественности. Тема Элизиума.
Государственная и частная усадьба в России. Петербург и Москва. Царицыно: национальное средневековье, экзотизм и идеи Просвещения. Архитектурные экперименты В.И. Баженова. Интерпретации Царицына.
Кусково Шереметевых: "московский Версаль". Имения в окрестностях Петербурга. И.В. Новиков и программа Авдотьина. Проблема русской эзотерической усадьбы: Ярополец Чернышевых, Поливаново, Надеждино. Псевдоготика и проблема стиля.

ТЕМА 13
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ САДЫ КОНЦА XVIII — XX ВЕКОВ

Романтизм и проблема "естественного" пейзажа. Романы Рене де Шатобриана и Бернардена де Сен-Пьера. Драматизация выразительных средств парка: камень, вода, лесные и луговые участки. Англия: Ланселот Браун и Хамфри Рептон. "Красные книги" Рептона и создание видов из набора стандартных элементов. Викторианский садовый стиль. Пейзажная архитектура немецкого романтизма. Карл Фридрих Шинкель и Шарлоттенхоф в Потсдаме. Мелкопоместная усадьба: отражение личности создателя. Томас Джефферсон в Монтичелло и Маунт Вернон. Баварские замки Людвига II: ретроспективный романтизм. Линдерхоф и Нойшванштайн.
Парк и социалистическая утопия. Уильям Моррис и Эбенезер Хауард о городе-саде. Сад и коммуна. Попытки осуществления садовой утопии.
Новые типы садов. Кладбище-парк: Пер-Лашез. Ботанический и зоологический сад. Детский сад. Общественный сад: Гайд-парк, Сентрал Парк, Люксембургский сад, Бутт-Шомон. Сады-реконструкции: "сад Шекспира" в Париже, сады замка Вилландри. Вилландри и проблема символизма.
Сад стиля модерн. Антонио Гауди и парк Гюэль в Барселоне. Виллы ХХ века: Савой, Фэллингуотер. Градостроительство: тенденции урбанизма и дезурбанизма. Зеленый город второй половины ХХ века: Ле Аль в Париже. Сад постмодернизма и его образ в искусстве.

ТЕМА 14
САДЫ РОССИИ XIX — XX ВЕКОВ

Романтическая трансформация имперских резиденций. Адам Менелас в Царском Селе. Карло Росси и ансамбль Елагина острова. Дворцы и парки Петергофа: Александрия и Бельведер. Новая роль парка. Останкинский дворец-театр. Музыка в Павловске. Общественный парк: Александровский сад, Лефортово, Павловск.
Русский парк эпохи романтизма: Кузьминки, Марфино, Софиевка. Архангельское: между двух эпох. Алупка и Монрепо: хтоническая тема и "местный колорит". Поздний романтизм в крымских резиденциях: Ливадия.
Мелкопоместная усадьба — отражение личности владельца: Остафьево, Абрамцево, усадьбы Верхневолжья. Усадьба — приют искусств. Приютино, Михайловское, Мураново. Усадьба и художественные эксперименты: Талашкино и Абрамцево. Усадьба эпохи символизма и стиля модерн. Работы И.В. Кекушева в Грачевке, Ф.И. Шехтеля в Горках, И.А. Фомина в особняке Половцовых.
Идея города-сада: И.А. Фомин, И.Н. Семенов, Н.А. Ладовский. Планы развития Москвы, поселок Костино. Идея соцгорода и ее судьба. Новые типы садов: мемориал, общественный парк, дом отдыха. Теория дезурбанизма и сельская утопия. А.В. Чаянов и И.В. Мичурин. Космизм и идея сада. Краеведение и Общество изучения русской усадьбы. Исчезновение усадебной культуры. Послевоенная реконструкция советских городов. Постмодернизм и современные садовые проекты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реконструкция садов и парков. Аутентичный сад и его проблемы. Культурный контекст и выразительные средства сада. Сад и личность. Усадьба и порождающие механизмы культуры.

 

Стрельна. Балюстрада дворца. Фото 2001 года
Стрельна. Балюстрада дворца. Фото 2001 года

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.