КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
|
Вилландри. Лебеди |
Инновационный междисциплинарный научно-образовательный проект
• обогащающий спектр гуманитарных профессий,
• синтезирующий современные методические, технические и научные разработки в области гуманитарного образования,
• формирующий новые учебные направления — история садово-паркового искусства, гуманитарная география, ландшафтное страноведение, организация ландшафтного туризма
• предлагающий международный уровень квалификации и профессиональной компетентности
• создающий экспериментальное поле для отработки и внедрения в базовые учебные циклы новых стратегий в области учебно-методической работы, практической науки и социализации будущих специалистов.
.
Цели проекта:
1) Формирование цикла учебных программ, связанных с историей садово-паркового искусства, изучением культурных и исторических ландшафтов, практикой работы с памятниками усадебной и ландшафтной культуры, и создание на этой базе специализации в рамках ряда специальностей — Искусствоведение, Культурология, Музеология, История, Историко-архивоведение.
2) Внедрение современных форм и инновационных подходов в области профессионального обучения и развития личностной компетенции, формирование позитивной мотивации и активной жизненной позиции, связь гуманитарного образования с жизненной практикой и будущей карьерой студента.
3) Обновление и развитие традиционных форм гуманитарного образования, технологии и методики обучения, опыт которого может быть использован в различных подразделениях и учебных циклах вузовского образования
4) Создание информационного и ресурсного центра, организация интенсивного культурного обмена в области садовой и ландшафтной истории, регулярное проведение конференций, семинаров, школ, создание коллективных монографий.
5) Разработка междисциплинарных, мультимедийных учебных программ и комплексов, подготовка книжных и электронных изданий по профилю Центра,
6) Консолидация и развитие исследований по истории садово-паркового и ландшафтного искусства, культурных и исторических ландшафтов России, Европы и Востока, создание научного сообщества и включение его в международный контекст.
Социальная и культурная база проекта
1) Формирование более гибкой системы традиционного (магистратура, дополнительная специальность) и последипломного образования, развитие просветительских образовательных программ в ВУЗах, учебных центрах и музеях.
2) Тенденция к созданию дополнительных и междисциплинарных специализаций и профессий (гуманитарная география, история культурных ландшафтов, культурный туризм).
3) Постоянно возрастающий общественный интерес к садам как особому виду искусства, обладающему своей историей и художественными средствами, рост ландшафтно-исторического туризма, интенсивный общественный поиск национально-культурной идентификации.
4) Увеличение спроса на культурный туризм, тематические путешествия, музейные туры, театрализованные и концертные мероприятия на территории музеев-усадеб и ландшафтных памятников.
5) Реставрация и музейное освоение множества памятников садово-паркового искусства (Кузьминки, Царицыно, Приютино, Хмелита), расширяющие возможности для реализации научных (выставки, конференции), просветительских (лекции, экскурсии) и досуговых разработок Центра.
6) Интернационализация информационного пространства и культурного туризма, повышение уровня требований к работе экскурсовода, к познавательным и историческим элементам туров, путеводителей, просветительных программ.
Уникальные особенности проекта
1) междисциплинарность: связь с широким кругом гуманитарных профессий (история искусства, история культуры, музеология, история литературы, театра, музыки)
2) научно-практический характер: соединение научных дисциплин (история садово-паркового искусства, история стилей, текстология, гуманитарная география) с практическими (реставрация, пейзажная фотография, ландшафтный дизайн, туризм)
3) международный характер: проект готов к интеграции в сеть зарубежных центров (университеты, научные институты, школы садового искусства), связанных с изучением, реставрацией и использованием исторических садов и культурных ландшафтов.
4) комплексный характер: тесные взаимосвязи учебной, просветительной и научной работы, формирование профессиональных традиций и культурного пространства, связанных с тематикой Центра
5) установка на минимизацию бюджетных затрат и самоокупаемость: разработка платных форм обучения, просветительских программ и образовательных туров, подготовка книжных и электронных изданий массового спроса, работа с организациями-партнерами и работодателями, заинтересованными в трудоустройстве выпускаемых специалистов
6) эксклюзивность: в России и странах ближнего зарубежья образование на основе углубленного изучения истории садово-паркового и ландшафтного искусства отсутствует, несмотря на ее явную востребованность.
Организационные формы проекта
Учебно-научный и информационный центр с постоянным штатом и специалистами, сотрудничающими по договорам.
а) Учебные программы Центра построены на интеграции различных гуманитарных специальностей и комплексном изучении многоаспектного явления культуры (сад и культурный ландшафт). Поэтому форма университетского центра представляется наиболее целесообразной.
б) В связи с острым дефицитом исследований, методических разработок и источников информации по тематике работы Центра все его сотрудники будут вести интенсивную преподавательскую работу. Их исследовательские программы (например, "Исторические сады Германии", "Историческая ботаника", "Усадебный мир Южной России") будут иметь непосредственную связь с образовательными потребностями Центра. Поэтому в штатном расписании Центра предусмотрены только преподавательские должности, а в обязанности сотрудников будут включаться научные и методические разработки по их темам (соотношение преподавательских и научных планов в пропорции примерно два к одному).
в) Комплексные, инновационные, научно-учебные программы Центра должны включить множество уникальных тем и предметных циклов. Задача Центра — собрать и систематизировать знания по теме, обеспечить преемственность профессии. Поэтому необходимо привлечение значительного круга специалистов на основе договоров. Предусмотрены три вида внештатного сотрудничества: 1) специалисты из других организаций и учреждений города Москвы, 2) специалисты из других городов и регионов России (прежде всего Санкт-Петербург и его пригороды), 3) иностранные специалисты (СНГ, дальнее зарубежье). Условия сотрудничества должны быть адекватны тому месту, которое соответствующий курс займет в системе обучения.
г) Центр нацелен на систематическое сотрудничество с рядом учреждений и организаций в России и за рубежом.
Предполагаемые виды организаций-партнеров и формы сотрудничества с ними:
1) ВУЗы (МГУ, Академия леса, Санкт-Петербургская школа ландшафтной архитектуры, и другие): методический и информационный обмен, студенческий обмен, формирование учебного контингента Центра,
2) Научно-исследовательские организации (такие, как Сектор Свода памятников Государственного института искусствознания, Комитет по охране и использованию памятников архитектуры Санкт-Петербурга, Дирекция садов Пруссии): методический и информационный обмен, стажировки,
3) Музеи и организации по охране памятников культуры и природы (музеи-усадьбы, ландшафтные музеи, региональные музеи, управления культуры): методический и информационный обмен, совместные музейные проекты, формирование учебного контингента Центра,
4) Коммерческие организации, заинтересованные в сотрудничестве в рамках тематики Центра (ассоциации ландшафтных архитекторов, садовые центры, Российский союз предприятий туриндустрии): обучение специалистов, совместные просветительские программы,
5) Организации-спонсоры: помощь в приобретении оборудования, организации выездных занятий, приглашении иногородних специалистов.
В штате Центра предполагаются следующие (штатные и договорные) должности и области специализации:
1) руководитель
2) секретарь-организатор
3) специалист по электронным программам и изданиям, системный администратор научно-образовательного сайта
4) историки садово-паркового искусства, ведущие базовые курсы (история садово-паркового искусства России, Европы, Востока)
5) специалист по культурной географии (основы географических знаний, изучение карты и рельефа, основы ландшафтного страноведения)
6) специалист по исторической ботанике (история культурных растений, биологические основы садоводства, растительная среда в историческом ландшафте)
7) специалист по ландшафтному дизайну (ландшафтный дизайн и практика садового дела)
8) специалисты по ландшафтной истории отдельных стран и регионов
9) специалист по работе с архивными источниками
10) специалист по организации культурного и ландшафтного туризма
11) специалист в области реставрации и сохранения памятников ландшафтной архитектуры.
Учебный контингент Центра
Тематика и программы Центра рассчитаны на несколько целевых аудиторий:
1) специализация: студенты гуманитарного профиля дневной формы обучения, получающие дополнительную специальность.
2) магистратура: двухлетнее образование для студентов гуманитарного профиля с имеющимся образованием бакалавра.
3) аспирантура: прохождение учебных программ Центра параллельно с написанием кандидатской диссертации по теме, координированной с тематикой Центра.
4) дополнительное образование: программа для второго высшего образования.
5) дистанционное образование: программа и учебно-методический комплекс для очно-заочного дополнительного образования вне Москвы.
6) повышение квалификации: цикл кратких тематических курсов, рассчитанный на специалистов (сотрудники музеев-усадеб, управленцы в сфере культуры, преподаватели средней и высшей школы); возможно проведение выездных занятий.
7) просветительские программы: циклы лекций, практических занятий и образовательных туров для любителей садового искусства, отечественной и зарубежной культурной истории.
8) лекционные и экскурсионные циклы для иностранных студентов и специалистов (английский язык): "Исторические сады России", "Культурные ландшафты России", "Усадьбы России" (по регионам: Москва и Подмосковье; Санкт-Петербург и Ленинградская область, Центральная Россия, Поволжье, Южная Россия), "Сады русского барокко", "Сады русского Просвещения", "Сады русского романтизма", "Сады Серебряного века", "Сады России ХХ века".
Выпускники Центра могут рассчитывать на профессиональную работу в следующих областях:
- преподавание истории садового искусства, истории культуры
- преподавание практического ландшафтного дизайна
- ландшафтно-исторический туризм (организация и экскурсионная работа)
- пейзажная и архитектурная фотография
- реставрация и экспертиза памятников садово-паркового искусства
- ключевые должности в музеях-усадьбах и ландшафтных музеях
- культурная журналистика (включая электронные издания)
Научные программы Центра
1) создание информационного и ресурсного центра (библиотека, медиатека, банк визуальной информации, сайт), консолидация специалистов, работающих в рамках тематики Центра.
2) разработка планов и реализация исследований по наиболее актуальным темам (русское садовое искусство в европейском контексте; историческая ботаника; история культурных ландшафтов; исторические критерии реставрации и использования памятников).
3) создание монографических исследований, закладывающих фундамент для дальнейшей работы Центра (история садово-паркового искусства Европы и России; исторический каталог архитектурных форм; история садовых растений; монографии о садовом искусстве отдельных стран Востока и Запада, о современном садовом искусстве и лэнд-арте).
4) подготовка и издание сборников текстовых источников по истории садов, выдающихся памятников садовой истории и теории ("Любовное борение во сне Полифила" Ф. Колонны, "Замечания о современном садоводстве" Т. Вейтли, "Опыт о садах" К. Ватле).
5) формирование книжных и мультимедийных издательских серий по тематике Центра, заполняющих ныне пустующую культурную и книгоиздательскую нишу.
Методическая работа Центра
1) Разработка и поэтапное развитие учебных циклов профессионального и просветительского характера, формирование учебно-методических комплексов в новой тематической области. Программы и учебные циклы рассчитаны на несколько уровней подготовки аудитории (студенты, аспиранты, бакалавры), поэтому учебный и методический опыт Центра будет полезен при переходе гуманитарных направлений университетского образования на "Болонскую" систему бакалавреата и магистратуры.
2) Создание мультимедийных обучающих программ, книжных и электронных учебных пособий инновационного характера
3) Создание Интернет-портала информационной, научной и учебной направленности по тематике Центра
4) Выработка методических стратегий, структурных моделей и мультимедийных технологий, передача опыта создания современных учебно-методических комплексов и учебных пособий широкому кругу вузовских специалистов
5) Формирование нового направления в рамках учебных программ среднего образования (Мировая художественная культура, История, экологические предметы: методическое обеспечение, мультимедийные учебники, информационный портал
6) В перспективе — создание отраслевого методического объединения в области садовой и ландшафтной истории на базе Центра
Учебные программы Центра
Центр создается в ситуации разобщения программ и узкой специализации существующих вузов (Академия леса, Лесотехническая академия, Институт имени Репина, МАРХИ, МГУ). Его учебная работа должна развиваться поэтапно:
1) поиск и подготовка специалистов, формирование базового перечня учебных курсов (история садово-паркового искусства, культурная география, история художественных стилей, историческая ботаника, пейзажная фотография, полевая практика)
2) воспитание собственных преподавательских кадров (студенты, аспиранты, слушатели Центра) и расширение круга преподаваемых курсов
3) создание полноценного учебного цикла, включающего наиболее сложные направления специализации (ландшафтное страноведение, реставрация памятников садово-паркового искусства)
Основные учебные модули
1) История садово-паркового искусства
- Садово-парковое искусство Европы
- Садово-парковое искусство России
- Садово-парковое искусство стран Востока
- Историческая ботаника
- Охрана и реставрация памятников садово-паркового и ландшафтного искусства
2) Культурная география
- Основы географии
- История культурного пейзажа и основы страноведения
- Региональное краеведение
- Ландшафтное страноведение: Россия
- Ландшафтное страноведение: Западная Европа
- Ландшафтное страноведение: Восточная Европа
- Ландшафтное страноведение: страны зарубежного Востока
3) Ландшафтный дизайн
- Ландшафтное проектирование
- Дизайн и стиль сада
- Садовые растения
- Архитектура малых форм
- Городской и загородный сад
- Дизайн общественного ландшафта
4) Визуальная и текстовая документация
- Пейзажная фотография и видеосъемка
- Визуальный архив и медиатека
- Мультимедийные и сетевые технологии
- Архивное дело
5) История культурного ландшафта
- Пейзаж в истории искусства
- Пейзаж в истории литературы
- Пейзаж в истории культуры
- Ландшафт и современное искусство
6) Ландшафтный туризм
- Менеджмент отечественного туризма
- Менеджмент иностранного туризма
- Менеджмент транспортных услуг
- Организация ландшафтного туризма
- Основы экскурсионной деятельности
- Основы гостеприимства
Просветительские программы Центра
Программы формируются из циклов аудиторных, выездных и полевых занятий с учетом пожеланий каждой группы.
Основные тематические направления:
а) "Сады-музеи" (Россия СНГ, Европа),
б) "История садового дизайна" (элементы дизайна, архитектурные формы, история растений),
в) "Сады России", "Ландшафты России" (история садового искусства, современные сады и ландшафтные работы)
г) "Садовое искусство наших соседей" (Украина, Белоруссия, Прибалтика)
д) "Великие сады Европы", "Великие ландшафты Европы" (Польша, Чехия, Германия, Франция, Италия, Испания, Скандинавия)
е) "Великие сады Америки", "Великие ландшафты Америки" (США, Канада, Центральная Америка, Южная Америка)
ж) "Великие сады Востока" "Великие ландшафты Востока" (Средняя Азия, Иран, Индия, Китай, Япония, Корея)
Инновационные методики и технологии Центра
1) комплексное изучение поливалентного объекта культуры (сад, культурный ландшафт, их отражение в искусстве и литературе)
2) информационно-познавательная среда (учебно-научный сайт Центра, электронные обучающие программы для домашних, аудиторных и полевых занятий, издание электронных учебников и визуальных монографий)
3) мобильный класс (лекционно-экскурсионные учебные циклы; индивидуальные электронные комплексы):
- лекционно-экскурсионные обучающие циклы: программа экскурсионных, аудиторных и полевых занятий, проводимых на местности (сады пригородов Петербурга; историческая ботаника Петергофа; сады Франции XVII — XVIII веков),
- индивидуальные электронные комплексы: коллективная работа (в том числе во время экскурсий и практик) с обучающими программами, установленными на персональные электронные устройства (КПК с функцией глобальной спутниковой навигации GPS); выполнение индивидуальных заданий с помощью этих программ. Методика предназначена для лекционно-экскурсионных циклов (автобус, полевой маршрут), для занятий по ландшафтной географии (чтение карты, анализ рельефа, фиксация пространственной композиции сада, построение объемных моделей).
Организация и финансирование выездных программ
Образование в области садового искусства и исторических ландшафтов предполагает большую программу внеаудиторных занятий, выездов и практик. Осуществлению этих учебных курсов будут способствовать:
1) доходы от платных форм обучения (платные места в основной группе, магистратура, просветительские циклы и туры),
2) обмен студенческими группами с учебными заведениями России и зарубежья,
3) спонсорские программы.
Существующие ресурсы и тематические разработки
1) учебный курс "История садово-паркового искусства Западной Европы и России", его мультимедийное и методическое обеспечение,
2) учебно-методический комплекс ""История садово-паркового искусства"
3) рукопись и фотоматериалы для учебного пособия и хрестоматии Б.М. Соколова "История садово-паркового искусства" (20 л., 200 ил., 2 тома + компакт-диск)
4) методики и практический опыт экскурсий по ландшафтным памятникам России, Восточной и Западной Европы,
5) публикации по истории садов в престижных научных и научно-популярных изданиях ("Искусствознание", "Наше наследие", "Новый Мир искусства", "GEO", "Собрание"), научный актив четырех конференций, организованных автором проекта,
6) сообщество исследователей, объединенное работой над темами из истории садово-паркового искусства: РГГУ, МГУ, МАРХИ, ГМИИ, ИМЛИ, ИРЛИ (Санкт-Петербург), ГМЗ "Царицыно", ГМЗ "Царское Село", ГМЗ "Гатчина", Университет Гиссена (Германия), Национальные архивы (Франция), Национальный трест (Англия),
7) фотоархив и библиотека по тематике работы Центра.
Первые этапы работы по созданию Центра
1) Разработка стратегии научных исследований и методики преподавания цикла
2) Разработка учебных планов и программ учебных курсов
3) Формирование научно-преподавательского коллектива, установление взаимосвязей с организациями-партнерами
4) Создание материальной и информационной базы Центра: помещения, оборудование, закладка фотобанка, медиатеки, библиотеки
5) Разработка и реализация программы финансирования Центра: бюджетные статьи, спонсорская и партнерская поддержка, платные формы обучения
6) Издание а) иллюстрированной монографии автора проекта "Сады Серебряного века: литература, живопись, архитектура" (20 а.л. 600 ил.), б) учебного пособия и хрестоматии автора проекта "История садово-паркового искусства" (20 л., 800 ил., 2 тома + компакт-диск), в) рекламно-просветительского календаря "Сады истории"
7) Разработка концепции, создание авторского коллектива и подготовка текстов для коллективной хрестоматии по истории садово-паркового искусства Европы, Востока и России
8) Организация цикла научных конференций "Сады и культурные ландшафты России" (Поволжье; Центр; Север; Юг; Запад; Сибирь, Урал и Дальний Восток) с изданием иллюстрированых сборников материалов.
Борис Соколов