Античный мир
Древние греки издавна возделывали сады, в которых главное место занимало плодородие деревьев и виноградника. Гомер в “Одиссее” (поэма относятся к VIII веку до н. э.) описывает сад царя Алкиноя: он обведен высокой стеной, изобилен фруктами и виноградом. Адонису, богу умирающей и воскресающей природы, поклонялись в особых садах. Кроме того, весной женщины сеяли в глиняных черепках салат-латук и фенхель: зеленая поросль считалась жертвой богу и называлась “садиком Адониса”. Планировка единственного изученного археологами священного сада говорит о чувстве строгого порядка, соответствующего гармонии классической архитектуры. Афинский храм Гефеста был окружен рядами миртовых и гранатовых деревьев, причем промежутки между рядами равнялись расстоянию между его колоннами. Греция — родина философских садов. Учебные заведения — гимнасии — обычно располагались среди парка на окраине города. В одном из афинских гимнасиев преподавал Аристотель, — по близлежащему храму Аполлона Ликейского школа получила название Ликей (нам более привычно латинское слово “Лицей”). Гимнасий в Пергаме был окружен земляными стенами пятнадцатиметровой высоты, на которых террасами росли деревья. Платон собирал своих учеников в роще, посвященной герою Академу, — Академии. Философская школа Теофраста получила название “перипатетики” (буквально “прогуливающиеся”) от находившегося в саду Теофраста “перипатоса” — тенистой прогулочной аллеи. Ксенофон, греческий писатель эпохи Перикла, впервые познакомил с иранскими “парадизами” (во многих европейских языках это слово стало синонимом рая) своих соотечественников. После завоевательных походов Александра Македонского (сам царь умер в Вавилоне, где еще застал остатки “садов Семирамиды”) греки начинают устраивать богатые частные сады с фонтанами, клумбами, гротами. В них появляется множество статуй, культивируются экзотические растения с Востока. Особое развитие сады получили в Древнем Риме, но уже в новом качестве, — они стали оазисами тишины и покоя посреди шумной сутолоки городов. Жизнь в Риме императорской эпохи, тесно застроенном многоэтажными домами, пробудила в его обитателях прежде неизвестную им страсть к природе и уединению. Гораций осуждает роскошь римской жизни эпохи ранней Империи: Деревенская поэзия Вергилия и Горация открывает тему скромного и простого жилища посреди природных красот. Гораций в послании к друзьям, живущим в Риме, сравнивает жизнь в поместье со столичной цивилизацией, лишающей человека сна и покоя и загоняющей естественное течение воды в акведуки и трубы: Писатель Плиний Младший оставил описание своей виллы Тускулум, из которого мы узнаем о роскошном варианте планировки. Склон в виде амфитеатра давал обильные источники, питавшие множество раличных фонтанов. Внутри дома находился дворик с деревьями и клумбой. Римская вилла взяла многое от греческой архитектуры; Плиний разбивает сад в форме ипподрома, засаживая его деревьями и виноградом, устраивает там садовую мебель и павильон для отдыха. Вилла императора Адриана в Тиволи близ Рима соединила прогулку в дебрях сада с идеей путешествия по всей ойкумене (обитаемому миру). Здесь в миниатюре присутствует любимая Адрианом Греция: об Афинах напоминают Пестрая Стоя, Академия, Ликей, о Фессалии — модель Темпейской долины. Рядом расположены храм Сераписа и Каноп — часть нильской дельты около Александрии. Каноп в Тиволи — продолговатый бассейн, в котором устраивались игрушечные морские бои. В конце концов путник достигал границы ойкумены, о чем его предупреждала статуя Цербера, охраняющего вход в Аид. Вилла в Тиволи сохранилась, и этому образцу садовой географии впоследствии много раз подражали. Свою Тибуртинскую виллу он отстроил удивительным образом: отдельным ее частям он дал наиболее славные названия провинций и местностей, например, Ликей, Академия, Пританей, Канон, Расписная галерея, Темпейская долина. И чтобы ничего не пропустить, он сделал там даже подземное царство. Элий Спартиан. Жизнеописание Адриана Важным источником об устройстве римских вилл стали “Десять книг об архитектуре” зодчего и изобретателя I века до н. э. Витрувия, а также отрывки из сочиений Катона и Варрона о сельском хозяйстве.
Искусство: Большая детская энциклопедия. М.: Российское энциклопедическое товарищество, 2001. С. 479-517 (с изменениями и дополнениями) |
||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |