Алла Вронская. Реджиналд Блумфилд и его роль в британском садовом искусстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2007. 1

 

Работа выполнена в Отделе классического искусства Запада Государственного института искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ

Научный руководитель: кандидат искусствоведения
Г. К. Смирнов
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения
Б. М. Соколов

кандидат искусствоведения
И. И. Тучков

Ведущая организация: Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

Защита состоится «.…»……..…..2007 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 009 001 01 при НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств по адресу: 119034 Москва, Пречистенка, 21
С диссертацией можно ознакомиться в филиале научной библиотеки Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 21

Автореферат разослан «….»………………………………....... 2007 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат искусствоведения Е.Н.Короткая

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Значение исследуемого вопроса объясняется как фундаментальностью влияния практической и особенно теоретической деятельности Р. Блумфилда на ход развития британского садово-паркового искусства, так и полным отсутствием каких бы то ни было исследований по данной тематике в отечественном искусствознании и их скудностью в искусствознании западном.
Реджиналд Блумфилд (1856–1942) – одна из ключевых фигур в британском архитектурном мире своего времени. Его многогранные способности проявились не только непосредственно в архитектурном проектировании, но и в садово-парковом и декоративно-прикладном искусстве, архитектурном рисунке. Занимавший на протяжении своей долгой профессиональной деятельности ряд ответственных должностей (в том числе и пост президента Королевского института британских архитекторов {1} в 1912–1914 годах), которые он совмещал с активной преподавательской деятельностью, Блумфилд оказал огромное влияние на формирование нескольких поколений английских архитекторов. Более того, Блумфилд является одним из первых профессиональных историков европейской архитектуры, открывшим для современников мир английской архитектуры XVIII века. Кроме того, он – автор двух монументальных томов по истории французской архитектуры (первый посвящен периоду с 1494 по 1661 год, а второй – с 1661 по 1774 год), в течение десятилетий остававшихся основным англоязычным исследованием в этой области. Пионерская деятельность Блумфилда по исследованию английского садово-паркового искусства XVI – начала XVIII веков оказала решающее влияние на последующую историографию этого вопроса. В книге «Известные современные британские архитекторы», изданной в 1931 году, Ч. Г. Реилли, сравнивая Блумфилда с Кристофером Реном, писал: «Я совершенно уверен, что сэра Реджиналда Блумфилда сегодня можно назвать старейшиной архитектурной профессии. Среди архитекторов нет ни одного, кто мог бы помериться с ним интеллектом, тогда как долгий ряд построенных им зданий, который венчает массивные Менин Гейт, обладают открытой силой и мощью, которые нам приятно считать типично английскими качествами». {2}
Кроме того, Блумфилд сыграл ключевую роль в определении направления развития садово-паркового искусства Великобритании (а вслед за ней и всего остального мира): его книга «Формальный сад в Англии» (1892) стала не только первым историческим исследованием, посвященным допейзажным английским садам, но и подлинным манифестом сторонников реабилитации регулярного стиля садостроения, который в сознании ее автора и был истинным синонимом выражения «английский сад». Последовавшая вслед за публикацией этой книги полемика Блумфилда с выдающимся садоводом и ботаником У. Робинсоном привлекла к стилистическим вопросам садово-парковой архитектуры внимание общественности, тем самым способствовав популяризации этого искусства и поиску новых путей его развития.
Практическая деятельность Блумфилда как ландшафтного архитектора (за исключением единичных выдающихся ансамблей) менее известна, чем его теоретические работы, посвященные садовому искусству. Причина этого кроется в кажущейся простоте и непритязательности (по контрасту, например, с изощренными планами Э. Латченса) малых и средних садовых проектов Блумфилда. Простота эта, однако, на наш взгляд, объясняется не отсутствием у архитектора творческой оригинальности, а его стремлением подчинить свою практическую деятельность собственной теории «английского формального сада», ключевыми характеристиками которого являлись именно простота и безыскусность. Изучение садово-парковых проектов Блумфилда, таким образом, не только иллюстрирует, но и проясняет основные положения и принципы его теоретической концепции, а практическая и теоретическая деятельность архитектора не должны рассматриваться в отрыве друг от друга.
Свойственные характеру Блумфилда резкость и нетерпимость, которые на раннем этапе карьеры поставили его в эпицентр спора «формалистов» и «пейзажистов», сделав его лидером «формального» движения и обеспечив популярность и заказы, в конце творческого пути архитектора сослужили ему плохую службу. В 1934 году Блумфилд, убежденный сторонник классического стиля, выступил с резкой критикой архитектуры модерна и модернизма в книге с презрительным названием «Модернизмус». {3} Это выступление, по способу аргументации (чуждость указанных стилей национальному духу) напоминавшее нацистские архитектурные теории, {4} прозвучало в эпоху, когда с новым стилем были связаны надежды молодых прогрессивных архитекторов и искусствоведов, и поэтому не было воспринято современниками и подорвало безупречную до того репутацию Блумфилда как арбитра вкуса. В течение нескольких десятилетий после смерти архитектора его имя продолжало оставаться синонимом консерватизма и ретроградства, а историки искусства предпочитали игнорировать его творческое наследие.
«Его [Блумфилда] архитектура будет переоткрыта послезавтра», {5} – предсказал автор одного из посвященных архитектору некрологов, опубликованного в январе 1943 года, и он был абсолютно прав. В последние годы, когда модернизм уже не воспринимается в качестве единственно возможного стиля современной архитектуры, критика его Блумфилдом перестала казаться безосновательной. Одновременно пробудился и интерес к его творческому наследию: многочисленным зданиям, садам и книгам по архитектуре и ее истории. Имя архитектора все чаще встречается в докладах на научных конференциях и в статьях в журналах и сборниках.
Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена следующим:
• оно призвано стать первой работой, в которой комплексно рассматривается деятельность Блумфилда как теоретика и историка садового искусства и ландшафтного архитектора в контексте британской культуры рубежа XIX и ХХ веков
• в нем выявлены особенности его теоретической концепции и их влияние на реальные планировочные решения мастера
• в нем определена роль Блумфилда в британском садостроении и его вклад в произошедший в 1890-х годах решительный поворот в направлении хода развития этого искусства.

Степень изученности темы. Садово-парковое искусство попало в поле пристального внимания западного искусствоведения лишь в середине 1960-х годов; с тех пор история садостроения (особенно европейского) стала достаточно хорошо разработанной темой, которой посвящено существенное количество публикаций и по которой выходят два периодических научных издания – журналы ‘Garden History’ в Великобритании (с 1969 года, первоначально как ‘Occasional Paper (Garden History Society)’) и ‘Studies in the History of Gardens and Designed Landscapes’ (бывший ‘Journal of Garden History’) в США (с 1982 года).
Однако внимание большинства исследователей, как правило, сосредоточено на самых ярких страницах истории садового искусства, таких как итальянское Возрождение, французские дворцово-парковые ансамбли эпохи Ленотра и английские пейзажные сады XVIII века. Период второй половины XIX – начала XX века лишь недавно занял достойное место в хронологии садового искусства и стал предметом нескольких самостоятельных исследований.
Наиболее значительными обобщающими работами, посвященными английскому садовому искусству этого времени, следует считать «Викторианские сады» Б. Эллиотта (1986) {6} и «Эдвардианский сад» Д. Оттевилла (1989). {7} В вышедшей совсем недавно монографии А. Хеймлрайх «Английский сад и национальная идентичность. Конкурирующие стили садового дизайна, 1870–1914», {8} показывается, как идея «английскости» находила свое выражение в различных направлениях английского садово-паркового искусства указанного периода. В этой монографии приводится достаточно подробный анализ книги Блумфилда «Формальный сад в Англии»; так же она становится предметом рассмотрения в указанных выше работах Оттевилла и Эллиотта. Созданные архитектором ландшафтные проекты, тем не менее, в основном данными исследователями игнорируются.
Непосредственно творчеству Р. Блумфилда посвящена книга Р. А. Феллоуза «Сэр Реджиналд Блумфилд: эдвардианский архитектор» (1985), {9} однако и в этом исследовании садово-парковые работы Блумфилда рассматриваются крайне эскизно, а основное внимание уделено восстановлению хронологической линии профессиональной карьеры архитектора во всей ее полноте и многогранности. Несмотря на недостаточно проблемный подход автора к исследуемому материалу (что объясняется исключительным объемом этого материала – активная творческая деятельность Блумфилда длилась более полувека), информативную ценность этой единственной посвященной Блумфилду монографии трудно переоценить.
В 2005 году в университете Лондона Дж. Эдгаром была защищена магистерская диссертация по садово-парковому наследию Блумфилда. {10} Эта неопубликованная работа (к сожалению, ограниченная в объеме и охватывающая не все из известных садов архитектора) на сегодняшний день является наиболее полным исследованием садовых проектов Блумфилда, вводящим в научный оборот неизвестные ранее материалы и проекты.
Наиболее важными исследованиями, позволяющими датировать садовые проекты Блумфилда, являются два списка его проектов, первый из которых (весьма неточный) был опубликован после смерти архитектора его сыном Остином в ‘Journal of the Royal Institute of British Architects’ в феврале 1943 года, {11} а второй приведен в монографии Р. Феллоуза. Эти списки нередко противоречат друг другу и нуждаются в дополнении и уточнении.

Источниками для исследования теоретической позиции и исторической концепции Блумфилда послужили его собственные сочинения: книги «Формальный сад в Англии» (1892), «История архитектуры английского Ренессанса» (1896) и другие, а также статьи в периодических изданиях и предисловие к каталогу акварелей художника Дж. Элгуда (1893).
Ход полемики между Блумфилдом и Робинсоном и реакцию на нее английского общества удалось восстановить по публикациям – рецензиям на книги, новостным заметкам – в различных периодических изданиях того времени: как нейтральных (таких, как ‘Edinburgh Review’ и ‘The Magazine of Art’), так и принадлежащих к одному из «воюющих лагерей»: «садоводческо-ботаническому» (‘The Garden’, ‘Gardeners’ Chronicle’, ‘The Gardeners’ Magazine’) или архитектурному (‘The Builder’, ‘The Builders’ Journal and Architectural Record’, ‘The Building News and Engineering Journal’, ‘The Architect’ и другим).
Источниками для воссоздания обликов садов Блумфилда послужили, в первую очередь, проведенные нами натурные обследования тех из них, что сохранились до наших дней (Годинтон, Кайторп Корт, Леди Маргарет Холл, Маундсмер Мэнор, Меллерстеин, Нолтон Корт, Олд Меншн, Поинт Хилл, Салгрейв Мэнор, Старри Корт, Уиттингтон, Уолдешэр Парк, Хилл Холл, Эйпторп). Кроме того, при написании диссертационного исследования были использованы архивные материалы: сохранившиеся проекты и видовые рисунки Блумфилда (хранящиеся в архиве RIBA и в других коллекциях), записные книжки архитектора и старые фотографии – эти материалы предоставляют ценную и достаточно полную информацию по большинству важнейших проектов Блумфилда, несмотря на то, что основная часть его архива была уничтожена им самим в 1940 году. {12}
Важным источником для диссертации стали публикации в изданиях конца девятнадцатого – начала двадцатого века, в особенности в журнале ‘Country Life’. Опубликованные в этом издаваемом с 1900 года журнале статьи богато иллюстрированы фотографиями: как правило, они носили заказной характер и были посвящены выставляемым на продажу, недавно приобретенным или недавно перестроенным имениям, что позволяет восстановить облик усадеб в переломные моменты их истории. Кроме того, работу над некоторыми (наиболее важными) проектами Блумфилд описывает в своих мемуарах. {13}
Исключительную роль в процессе реконструкции поэтапного процесса происходивших в планировке усадеб изменений сыграли крупномасшабные карты Англии, составляемые с 1870х годов национальной картографической службой Ordnance Survey (в дословном переводе – Артиллерийская съемка). Сравнение карт разных периодов позволяет датировать изменения усадебных ландшафтов.

Объектом настоящего исследования являются теоретические и практические работы Р. Блумфилда: его книги, статьи и проекты садов.

Предмет исследования – творчество Блумфилда в контексте современных ему тенденций британской и европейской культуры и садово-паркового искусства: интереса к национальной истории, реабилитации регулярного метода садостроения.

Целью исследования является комплексный анализ творчества Р. Блумфилда как ландшафтного архитектора, историка и теоретика садово-паркового искусства и установление взаимосвязи между его теоретической и практической деятельностью.

Для достижения указанной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотрев художественный и интеллектуальный контекст творчества Блумфилда, определить его место и роль в ряду теоретиков и практиков британского садового искусства.
2. Проанализировать историческую концепцию развития английского садово-паркового искусства Р. Блумфилда, а также его теорию «формального сада».
3. Реконструировать ход полемики «пейзажистов» и «формалистов» 1892 года (спор Блумфилда и Робинсона), выявить причины разногласий, цели и устремления сторон, причины интереса к спору широкой общественности и условия, при которых произошло примирение противников.
4. Составить полный перечень садовых проектов Блумфлида и описать важнейшие из них.
5. Предложить периодизацию деятельности Блумфилда по созданию садовых ансамблей.

Хронологические рамки исследования определены концом XIX – началом XX века. Блумфилд в основном выполнял заказы на строительство загородных усадеб и разбивку садов с 1892 года до начала Первой мировой войны. В историографии британского искусства время творческой активности Блумфилда принято относить к поздневикторианскому (1875–1901) и эдвардианскому (1901–1910) периодам по именам правивших страной монархов – королевы Виктории и короля Эдуарда VII.

Методология. При написании диссертации равное значение придавалось как фактологическому и классифицирующему, так и проблемному и обобщающему подходам. Так, первые проявились в использовании большого количества фактического материала, в том числе ранее не вводимого в научный оборот, и в его классификации; вторые – в осмыслении этого материала и решении на его основе общих проблем. Кроме того, диссертация была написана с опорой на традиционные для отечественного искусствоведения метод историзма и сравнительно-исторический метод. Первый из них применялся при написании третьей главы, в которой творчество Блумфилда-садостроителя разделяется на хронологические периоды, и выделяются их особенности; второй – при написании первой главы, в которой проводится сопоставление между различными направлениями поздневикторианского садово-паркового искусства. Художественно-образный анализ также играл важную роль при написании диссертации: при помощи этого метода в третьей главе воссоздается художественный образ садов Блумфилда и передается их атмосфера.

Научная новизна
Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном искусствознании рассматривается британское садово-парковое искусство рубежа XIX – XX веков. Кроме того, данная диссертация является первым комплексным исследованием, в котором рассматриваются обе грани «садового» наследия Блумфилда – как его исторические и теоретические работы, так и выполненные им проекты – и выявляется их взаимосвязь.

Положения, выносимые на защиту:
1. Р. Блумфилд был первым исследователем английского садово-паркового искусства эпохи Возрождения
2. Р. Блумфилд заложил основы реставрации памятников садового искусства в Англии
3. Националистические идеи, в конечном счете, не являются определяющими в теории Блумфилда
4. Реабилитация формального садоводства и интерес к национальному садовому искусству были инициированы не Блумфилдом; их зарождение следует относить к началу XIX века

Теоретическое и практическое значение диссертации
Настоящее исследование впервые вводит в оборот отечественной науки материал садово-паркового искусства Великобритании конца девятнадцатого – начала двадцатого веков, который может быть использован при написании комплексных исследований европейского искусства этого периода. Кроме того, сад как символ, как значимое место действия драм и романов, как распространенный живописный сюжет часто упоминается в современных исследованиях различных сфер культуры, и изучение бытовавших в тот период стилей и теорий может иметь значение для литературоведения, театроведения и других гуманитарных наук. Русское предреволюционное садовое искусство и архитектура были тесно связаны с английскими (особенно через Абрамцевский кружок), и поэтому изучение художественной жизни Великобритании этого периода может способствовать их лучшему пониманию.

Апробация диссертации
Диссертация обсуждена и принята на заседании Отдела классического искусства Запада Государственного института искусствознания РАН при Федеральном агентстве при культуре и кинематографии РФ 17 апреля 2007 года. В ходе подготовки диссертации были сделаны доклады, посвященные обсуждаемым в ней проблемам, в мае 2003 года на Международной конференции молодых ученых «Ломоносов»-9, проходившей в МГУ им. М. В. Ломоносова, в мае 2004 года – на Международной конференции молодых ученых «Ломоносов»-10 (там же), сентябре 2004 года – на конференции «Синтез искусств и рождение стиля» в Царицынском музее-заповеднике (г. Москва), в ноябре 2005 года – на конференции «Западная Европа, XVI век: цивилизация, культура, искусство» в Государственном институте искусствознания (г. Москва). Кроме того, на английском языке были сделаны доклады на XVI конференции аспирантов-искусствоведов, проходившей в апреле 2006 года в университете штата Индиана в г. Блумингтон (США), в июле 2006 года на ежегодной международной конференции Междисциплинарного общества изучения наследия девятнадцатого века в университете города Дарэма (Великобритания) и в июле 2006 года на конференции «Эдвардианцы» в университете графства Хартфордшир (Великобритания).

Структура работы
Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списков источников и использованной литературы, а также трех приложений: 1. Полного списка ландшафтных проектов Р. Блумфилда, 2. Списка литературы по его «садовым» проектам, 3. Перевода отрывка из книги Блумфилда «Формальный сад в Англии». Кроме того, к диссертации прилагается альбом иллюстраций.

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2022. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.