Цветы для Чехова

 

Наша благотворительная программа набирает обороты (см. «Вестник цветовода» № 12 (80), 2007г.). Мы благодарим всех, кто откликнулся и предложил нам свою помощь в подборе ассортимента для сада Антона Павловича в Ялте.

РОЗЫ
На рабочем столе Антона Павловича Чехова в доме-музее в Мелихово лежит каталог роз. По нашей просьбе сотрудники музея прислали нам его копию. Не исключено, что именно по нему Антон Павлович мог заказывать растения для своих садов – и в Мелихово, и в Ялте. Список самых популярных на рубеже 19 – 20 вв роз составила известный знаток и коллекционер Галина Панкратова. Полностью он будет опубликован на нашем сайте. Как считает Галина Михайловна, самыми популярными во времена Чехова среди Галльских роз были ‘Cardinal de Richelieu’ (1840), ‘Charles de Mills’ (1880), ‘Tuscany Superb’ (1848), ‘Versicolor‘ ( Rosa Mundi). Дамасские розы: ‘Madame Hardy’ (1832). Розы Альба: ‘Konigin von Danemark’ (1826), ‘Madame Plantier’ (1835), ‘Maxima Semiplena’. Розы центифолия (столепестные): ‘Chapeau de Napoleon’ (1826), ‘Fantin Latour’, ‘Blanche Moreau’ (1880). Моховые розы: ‘Nuits de Young’ (1845), ‘White Moss’ (1810), ‘William Lobb’ (1855). Бурбонские розы: ‘Louise Odier’ (1851), ‘Madame Isaak Pereire’ (1881), ‘Souvenir de la Malmaison’ (1843). Ремонтантные розы: ‘Baroness Rotschild’ (1868), ‘Reine de Violettes’ (1860).

ФЛОКСЫ
Ассортимент «чеховских» флоксов составила дизайнер из Санкт-Петербурга Светлана Воронина. Сохранившиеся старые сорта можно буквально пересчитать по пальцам. Придется, видимо, подбирать более поздние флоксы на замену. Главное условие, которое должно быть соблюдено: размер цветка не должен превышать 4 см. Полный список «чеховских» флоксов вы найдете на нашем сайте, здесь только некоторые из них.
Красные флоксы: В современных коллекциях можно найти ‘Coquelicot’ (Коклико), остальные красные сорта скорее всего утрачены. На рубеже ХIX-XX-го вв были популярны ‘Boule de feu’ (огненный шар), ‘Chant du depart’ (прощальная песня). Если подбирать замену, то по росту, цвету и форме соцветия годится гагановский ‘Святогор’. Пурпурные: ‘Eclaireur’ (может подойти более поздний ‘Видар’). Розовые: ’Эрнст Иммер’, ‘Жюль Сандо’, ‘Элизабет Кэмпбелл’ и ‘Тор’. Белые: ‘Фрау фон Ляссберг’, ‘Панама’, ‘Европа’ (последняя 1910 года). Сиреневые, лиловые: ‘Crepuscule’ (Сумерки), ‘Eulalia’, скорее всего, утрачены. В этой гамме надо искать замену. Подойдет, например, ‘Туман’ Грошиковой. Во времена Чехова был популярен полосатый ‘Арлекин’. Его вполне могут заменить ‘Мишенька’ Дронова, или ‘Машуня’ Захаровой.

ПИОНЫ
По нашей просьбе известный знаток пионов Владимир Меерович Дубров составил список сортов, которые могли расти в саду А.П.Чехова.
Красные пионы: Пион лекарственный Рубра Плена (известен в России с 17 века). Французские сорта: ‘Крусс’, ‘Авиатор Блерио’, ‘Адольф Руссо’, ‘Андрэ Лорье’, ‘Линней’, ‘Марешаль Мак Магон’, ‘Мсье Мартен Каюзак’.
Белые и розовые сорта: ‘Эдулис Суперба’, ‘Бель Дуэзьен’, ‘Дюшес де Немур’, ‘Жисмонда’, ‘Курон д’Ор’, ‘Месье Жюль Эли’, ‘Розеа Эллеганс’, ‘Сара Бернар’, ‘Соланж’, ‘Элеганс Супербиссима’.

Вестник цветовода, 13/2007. С. 5

 

 Редакция журнала рада сообщить читателям, что Попечительский совет нашей благотворительной программы согласился возглавить замечательный артист, безо всяких сомнений – Народный, лауреат Государственной премии и многих других почетных званий и наград, Алексей Васильевич ПЕТРЕНКО. Мы получили также согласие участвовать в работе Совета от известных журналистов, лауреата Государственной премии России Юрия РОСТА и телеведущего, лауреата премии Тэффи Михаила КОЖУХОВА. Попечительский совет программы должен будет помочь нам в проведении акций программы, в решении организационных задач. Пока Совет формируется – а в него должны войти представители ботанических садов России и Украины, сотрудники музеев Антона Павловича Чехова в Мелихово и в Ялте – мы продолжаем работу по уточнению ассортимента растений, которые должны будут занять свое место в саду Белой дачи.

Очень интересные сведения продолжают поступать от дизайнера из Санкт-Петербурга Светланы Ворониной. Ее данные о популярных сортах флоксов конца XIX – начала XX вв. мы опубликовали в прошлом номере. Но Светлана не остановилась на этом, продолжала изучать литературу и обнаружила очень интересные, на наш взгляд, сведения о том, как использовали флоксы в цветниках, какие компаньоны были у этих замечательных цветов. Вот несколько классических композиций, которые рекомендовали цветоводам в 90-е годы XIX в.

 
1. Флоксы и мальвы
Задний план: мальва разных колеров (Althaea rosea), наперстянка разных колеров (Digitalis purpurea), флоксы – несколько кустов одного сорта.
Средний план: левкои.
Бордюр из вербены душистой.
2. Флоксы и георгины
Задний план: георгина разных колеров (Dahlia variabilis); тогда были широко представлены махровые, кактусовые сорта, а новинками считались воротничковые и анемоновидные георгины.
Средний план: флоксы разных сортов, отличающиеся, кроме прочего, по срокам цветения.
Передний план: душистый табак.
Бордюр из амаранта (Amaranthus sanquineum nanum).
3. Флоксы и пионы
Задний план: георгины.
Средний план: пионы (уже были популярны сорта ‘Фестива Максима’, ‘Дюшес де Немур’, ‘Феликс Крусс’), флоксы разных колеров.
Передний план: дицентра красивая (Dieclitra formosa).


Еще очень любопытная информация. Как пишет Светлана, «в то время не боялись смешивать ароматы: любой цветник с душистыми растениями, например, с теми же флоксами, мог иметь бордюр из гвоздики китайской, гелиотропа, вербены душистой и т.п. Вообще же чаще всего соседями флоксов были пионы, георгины и дельфиниумы, а бордюры или просто передний план заполнялись, как правило, однолетниками. Что же касается многолетников, то из них в этом качестве чаще всего использовали ясколки, антемис, хосты (например, ovata).

 Вестник цветовода, 14/2007. С. 5

Мы продолжаем собирать информацию о тех растениях, которые должны будут вернуть ялтинскому саду Антона Павловича утраченные краски и ароматы (см. «ВЦ» №№ 11 – 14 (79 – 82), 2007 г.). Сегодня речь пойдет о хризантемах, которые могли расти в чеховском саду. Сведения об ассортименте того времени собирала Наталия ШЕВЫРЕВА.

Для выяснения возможных сортов, которые мог выращивать Антон Павлович, естественно было обратиться к садоводческим журналам того времени. Большие подробные статьи о разнообразных культурах, равно как и заметки о всяческих новинках, можно найти, например, в «Вестнике российского императорского общества садоводства». Радует информацией №5 за 1898 г. И хотя основное внимание уделяется крупноцветковым оранжерейным сортам, «… число которых, к сожалению, легион», не обойдены вниманием и садовые, названные «мелкоцветковыми, или декоративными». Они легче в уходе, обильно цветут и лидируют в торговле. Нет смысла называть сорта, упомянутые в этой и других статьях того времени, они не сохранились. Разве что живы до сих пор разноцветные варианты крупноцветкового сорта «Rayonnante», который, кстати, может зимовать в открытом грунте под Киевом. Но, заводя крупноцветковый сорт, придется позаботиться о его формировке, регулярно прищипывая для получения одиночного соцветия, иначе достоинства сорта не проявятся в полной мере. Трудно допустить, что у Чехова было достаточно свободного времени для обслуживания хризантем, хотя, конечно, он мог купить уже ощипанные ближе к осени. Но предположим, что он сажал все-таки те самые «мелкоцветковые». Их внешность тоже может определяться не только сортовыми признаками, но и формировкой. Какие модные фасоны были в продаже? Во-первых, штамбовые, 70 – 80 см высотой, плотный ровный куст на стволике, покрытый цветами. Во-вторых, кустовые, самые продаваемые и обильноцветущие. В-третьих, предназначенные для горшечной культуры, 9 – 13 см высотой, их получали обрезкой низких сортов. Наконец, совсем низкие для жардиньерок (это корзинки и ящики для комнатных цветов), для получения которых обрезали самые низкие и ранние сорта.
Оставив как вполне возможный вариант покупку Чеховым оригинально сформированных растений, выберем в качестве наиболее вероятного самый простой – кустовые хризантемы. В конце-концов, такие могут вырасти и сами, без всяких там глупостей. К сожалению, нет хороших портретов этих мелкоцветковых кустовых, а общие названия групп сортов мало что значат, поскольку бесчисленные классификации этой культуры всегда отличались исключительной невразумительностью и разноречивостью. Так что придется опираться в основном на описания. Из категорического заявления автора статьи становится ясно, что помпоны, анемоновидные, пауковидные и т.п. не представляли интереса для его современников. По его подсчетам 9/10 ассортимента составляли хризантемы, названные им японскими, и их особенность в том, что «лепестки» закручены в разные стороны, иначе говоря, прелестно растрепаны. Хотя в каталожных описаниях можно встретить сорта, у которых лепестки загнуты вверх, а еще чаще – вниз. (Не стоит обращать внимание на название «японские». Иные авторы так называю только растрепанные крупноцветковые хризантемы). В другом источнике наиболее ходовыми для сада также считаются «декоративные» хризантемы, но указаны размеры соцветий: 4 – 12 см в диаметре, а «лепестки» могут быть как взъерошены, так и аккуратно уложены.
Итак, из всего многообразия следует отобрать кустовые хризантемы с рыхлыми махровыми и полумахровыми соцветиями, 4 – 12 см в диаметре. Что до окраски, то авторы статей перебирали все цвета радуги, кроме синего и зеленого. Так что остается узнать, какие цвета предпочитал сам Антон Павлович. Что до времени цветения, то оно им указано: октябрь–ноябрь. По этим параметрам и надо подбирать ассортимент, не обращая внимания на конкретные названия.

Вестник цветовода, 15/2007. С. 15

РОЗА ИМЕНИ ЧЕХОВА

 

 

Роза сорта Антон Чехов
Роза сорта Антон Чехов


Места в колонке мало, а новостей хороших много, как бы не упустить чего-нибудь важного. Надо обязательно упомянуть про синий шланг, про доктора Девяткову, про Наполеона, про план ялтинского дизайнера Юты Арбатской. Еще очень важно не забыть про 20 кустов почвопокровных роз от фирмы «Бонум Фактум Вите», про 40 кустов старинных роз от французской фирмы Мейян, про 100 луковиц белых лилий от Анатолия Ивановича Фитисова (Ульяновский совхоз декоративного садоводства), про 500 луковиц нарциссов от фирмы «Фито Строй Сервис», про мешок тюльпанов от Антона Дубенюка...
Самые сообразительные читатели уже поняли, что речь идет о подарках, которые нами собраны к 110-летнему юбилею ялтинского сада Антона Павловича Чехова. Торжественная дата случится в 2009 году, то есть у нас в запасе четыре посадочных сезона. Первый состоится уже совсем скоро, во второй половине октября. С машиной, которая отправится в Ялту, кроме упомянутых роз и луковиц, будут отправлены деленки пионов ‘Дюшес де Немур’ и ‘Рубра Плена’ из сада доктора Елены Николаевны Девятковой, катушки, шланги и триммеры от редакции «Вестника». Среди наших шлангов, зеленых, один будет синим – его принесла читательница, пожелавшая сделать свой дар анонимно. От другого анонима получены деленки старинного сорта пиона ‘Наполеон’. Напутственное слово нам скажут ландшафтные архитекторы Мария Федоровна Максименко и Людмила Николаевна Алексейцева, которые почти 30 лет назад работали над проектом реставрации сада Чехова.
Недавно я получили письмо из Франции от Филиппа Манги, представителя фирмы Мейян. Он просил поинтересоваться у знакомых Чехова, какой, на их взгляд, должна быть роза, которая будет названа именем писателя. Признаюсь, я отважилась высказать свои соображения. Теперь сомневаюсь – не слишком ли я много на себя взяла? А как вы, уважаемые читатели, думаете – какой должна быть роза, посвященная Чехову? У вас еще есть время высказать свои соображения. И стать участником нашей программы вы тоже еще можете успеть.

Вестник цветовода, 19/2007. С. 2


В прошлом номере журнала уже сообщалось, что известная французская компания Мейян (Meilland) с энтузиазмом откликнулась на наше приглашение принять участие в благотворительной программе «110 лет саду Чехова в Ялте». Уже в октябре в чеховском саду будет посажено 40 кустов старинных сортов роз из коллекции Мейян. Но это не всё – компания выразила готовность назвать именем нашего писателя новый сорт. Не исключено, что дорогое для нас имя достанется вот этой розе. Создатели сорта считают, что он ещё на один шаг приближает нас к идеальной розе. Её достоинства: крепкий куст высотой от 80 до 150 см, плотная красивая листва, крупные, до 13 сантиметров в диаметре, цветки «романтической» формы, насыщенный аромат с нотками лимона и фруктов, а кроме того исключительная устойчивость к самым распространённым заболеваниям – мучнистой росе и чёрной пятнистости. За эти качества новый чайно-гибридный сорт уже удостоен 8 наград, а главное – получил возможность ставить рядом со своим названием заветную аббревиатуру ADR. Право на этот престижный сертификат получают немногие розы, прошедшие трудные испытания в Германии.

Вестник цветовода, 20/2007. С. 3

ОСТРОВ КРЫМ

Читатели журнала знают, что «Вестник цветовода» стал инициатором благотворительной программы «110 лет саду Чехова». Наша цель – собрать для сада подарки, чтобы к юбилею, который мы будем отмечать в 2009 году, он снова наполнился красками и ароматами цветов. И вот завершён первый этап нашей программы. Волнения и тревоги, страх перед таможней позади. Можно было бы с гордостью рапортовать – наш первый предъюбилейный посадочный сезон в саду Антона Павловича Чехова при поддержке сотрудников дома-музея и общественности Ялты успешно проведён. И об этом сегодняшний фоторепортаж. Но не будем впадать в эйфорию. Нам предстоит ещё преодолеть много проблем и сложностей, связанных, к сожалению, с тем, что чеховский сад отделён от нас границей. И дело не только в том, что трудно перевезти через неё посадочный материал – это требует либо находчивости и смекалки, либо плутания в кошмарных бюрократических лабиринтах. Боюсь, дело гораздо серьёзнее.
Да, с вашей помощью и с помощью некоторых питомников и фирм мы собрали для чеховского сада неплохие подарки. Но нужны будут и деньги – без них не купить земли и удобрений, не оплатить труд рабочих. И вот тут удивительная вещь: когда я обращалась за помощью к известным российским капиталистам с просьбой выделить для чеховского сада очень скромные, вообще-то говоря, суммы, то слышала в ответ: «Нет, это нам неинтересно – Украина». Обращаю ваше внимание, что на просьбы к украинским предпринимателям помочь саду Чехова ответ примерно такой же: «Нам это неинтересно – это же Крым!» Так он и повис, остров Крым, между двух государств. Кто тут Лопахин, где вишнёвый сад и в чём он виноват – вопрос, который в школе казался раз и навсегда решённым, с тех пор многократно усложнился.
Хочу сказать, что жители города проявили к нашей идее большой интерес, про сад стали писать газеты, нашу осеннюю страду снимали несколько телевизионных каналов Крыма и Ялты, в сад приходят поработать школьники и волонтёры. И это даёт надежду на то, что пока еще Крым – не остров...


ТРИ СОСНЫ
На самом деле это сестёр было три, а сосен уже шесть. Они сменяют друг друга на том месте, где когда-то первую из них посадил сам Антон Павлович, в центре небольшой круглой клумбы в партере около дома. Чеховская сосна скончалась, не в силах вынести затенения от разросшихся вокруг кипарисов и кедра. Мемориальную эстафету принимали от первой следующие сёстры-сосны, но как ни храбрились, конец у всех был один. Печальная участь ждёт и ту, которая сегодня из последних сил пытается соответствовать своему высокому предназначению.
Вопрос: неукоснительно ли следовать садовнику Чехову и обрекать на гибель следующие поколения сосенок, или искать для украшения памятного места подходящую изменившейся экологии замену? У меня нет окончательного ответа. А ведь это самый главный вопрос: где та мера произвола, с которым можно вмешиваться в жизнь постаревшего сада-памятника? Я думаю, что перед таким же вопросом ставят чеховские пьесы театральных режиссёров – и каждый отвечает на него в меру своего таланта и ответственности, меняя характеры, мотивацию поведения или среду обитания персонажей «Трёх сестёр» или «Вишнёвого сада».
Что касается сада, то Антон Павлович и сам понимал, что посадил деревьев слишком много и в одном из писем признавал, что «лет через 5 –10 будет тесно». А вот диагноз Г.Н. Шестаченко, которая заведовала садом до 2002 года: «К настоящему времени сад пережил свой период расцвета, когда было много света и море роз, сейчас он переживает период старения. Сказывается загущенность посадки: в своё время древесно-кустарниковых пород было высажено в 3 раза выше нормы». Света мы, конечно, в сад вернуть не сможем. А вот розы – попробуем.
Мы обсуждали важную тему диалектики традиций и новаторства в садовом деле, сидя на трёх лавочках вокруг «мемориальной» сосенки, – директор дома-музея Алла Георгиевна, ландшафтный дизайнер Юта Ярославна и я. Так ничего и не решили.
Впрочем, последней репликой директора, адресованной круглой клумбе с плачевной сосенкой посередине, было: «Ну пусть пока растёт»...

Фото Елены ИЛЛЕШ и Михаила РОЗЕНШТЕЙНА

Редакция и дом-музей Чехова в Ялте благодарят
Фирму «Бонум Фактум Витэ» за чудесные почвопокровные розы
Фирму «ФитоСтройСервис» за щедрый дар луковичных цветов
Антона Павловича Дубенюка (Аптекарский огород) за луковицы тюльпанов
Наталью Туркину за белые лилии
ТК «Сетьторг» ТМ «Listok» за садовые инструменты
Фирму «Боско ди Чильеджи» за инструменты для обрезки деревьев и кустов
Французскую фирму «Мейян» и Филиппа Манги за коллекцию роз старинной селекции
Всех читателей «Вестника», поддержавших нашу программу пожертвованиями

А Елену Николаевну Девяткову и Элеонору Александровну Павлову мы просим обязательно зайти в редакцию – их ждут небольшие сувениры от музея.

Вестник цветовода, 22/2007. С. 2-3

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.