САДОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ: ИСКУССТВО ПЕЙЗАЖНОГО ПАРКА В ЕВРОПЕ И РОССИИ // АЛЬБОМ-КАТАЛОГ - ВЫХОДИТ В СЕНТЯБРЕ 2017 года

САДОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ: ИСКУССТВО ПЕЙЗАЖНОГО ПАРКА В ЕВРОПЕ И РОССИИ

ВЫСТАВКА ГМЗ "ЦАРИЦЫНО" 
18 АПРЕЛЯ - 16 ИЮЛЯ 2017 г. 

 

 

 

Альбом-каталог по материалам выставки (выход - сентябрь 2017 года):


Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. Сост. и науч. ред. Б.М. Соколов. М.: Кучково поле, 2017. 300 с.

Альбом-каталог, выходящий под научной редакцией Б.М. Соколова (РГГУ), подготовлен на основе материалов выставки "Садовый спектакль: Искусство пейзажного парка в Европе и России", которая состоялась в музее-заповеднике "Царицыно" (апрель-июль 2017 г.) и включала экспонаты из 20 российских музеев. Издание дает обзор истории пейзажного садового стиля от его возникновения в Англии эпохи Просвещения до романтических парков России. В книге четыре раздела - "Пейзажный парк европейского Просвещения", "Парки Российской империи", "Сады русского Просвещения, "От Просвещения к романтизму". 11 статей историков садового искусства и музейных кураторов посвящены важным темам и уникальным материалам каталога. Среди них - английские видовые гравюры из собрания Екатерины II и текст садового трактата, переписанный ее рукой, исследования по истории парков Царского Села, Павловска, Гатчины, а также Петергофа эпохи Николая I, альбом с видами парка в Богородицке, выполненный А.Т. и П.А. Болотовыми, проект парка Безбородко на Яузе, созданный Н.А. Львовым. В издание включено более 300 цветных иллюстраций с аннотациями, натурные фотографии, планы парков. Книга рассчитана на широкий круг историков искусства и культуры, преподавателей, профессионалов ландшафтного благоустройства и любителей садового искусства.


ИНФОРМАЦИЯ О ВЫСТАВКЕ


На волне эпохи Просвещения, когда возникла идея возврата человека к естественной природе, у французского регулярного парка с его прямыми линиями и графичностью появился антипод — сад, уподобленный природному ландшафту и сливающийся с ним. Вместо четкой планировки во французском стиле — рукотворная имитация нетронутой природы в стиле английском.

Пейзажная «революция» XVIII столетия начиналась в Англии, где стремление к подражанию живой природе и необходимость украсить огромные овечьи пастбища соединились с «анти-Версальскими» настроениями — враждебная Франция стала восприниматься не как законодатель моды, а как оплот тирании. На выставке представлены виды самых известных ансамблей Англии — виллы Чизик, где Уильям Кент создал первый пейзажный парк, садов Кью с их экзотическими павильонами, шумного парка Сент-Джеймс и грандиозного Стоу.

Английские приемы создания идеальной садовой сцены – с разными элементами пейзажного парка (зелеными холмами, композициями деревьев и пр.) – были с готовностью восприняты на континенте. Первой сдалась Франция. Пока ее теоретики обвиняли англичан в том, что те заимствовали свой стиль у китайцев, пейзажный парк появляется в Версале. Английская система соединилась с французской философией возврата к природе, которую исповедовал Жан-Жак Руссо, и в результате родились парки поэтические (такие как Эрменонвиль) и театральные (Монсо). Великолепные ансамбли появляются в Германии, Польше, Австрии — Вёрлиц, Вильхельмсхойе, Веймар, пригороды Вены, варшавский парк Лазенки.

С воцарением Екатерины II пейзажный стиль приходит в Россию. В 1772 году императрица писала Вольтеру: «В настоящее время я люблю до сумасшествия английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков и резко определенные береговые очертания, и питаю глубочайшее отвращение к линиям прямым, похожим друг на друга. Я ненавижу фонтаны за ту пытку, которой они подвергают воду, заставляя ее следовать направлению, противному ее естественному течению <…> — одним словом, англомания овладела моею плантоманиею». Об увлечении Екатерины садово-парковым искусством говорит выполненная ею рукописная копия трактата Томаса Вейтли и собрание английских гравюр с видами парков, которые будут представлены на выставке. В одном из залов помимо прочего можно будет увидеть виды и планы парка в Царицыне.

В начале XIX века — с наступлением романтической эпохи — искусство создания сада превращается в культуру оформления больших ландшафтов. На выставке представлены виды Петергофа времен Николая I, когда регулярный ансамбль с фонтанами был дополнен пейзажными парками и озерами. Среди экспонатов выставки — виды скальных парков Софиевка и Монрепо, подмосковных Кузьминок, пейзажи курортов Кавказа и Крыма, развитие которых также началось в эпоху романтизма.

Выставку открывают гравюры английского ландшафтного архитектора Хамфри Рептона и немецкого замлевладельца и садовода Германа фон Пюклер-Мускау. Благодаря открывающимся «клапанам» изображенные на них садовые виды можно увидеть в двух вариантах. В увеличенном виде подобные «двери в пейзаж» служат и входом на экспозицию.

Помимо гравюр на выставке будут представлены живопись, скульптура (фигура Руссо из Архангельского, мраморные кентавры из Останкина и мопс с Виноградных ворот в Царицыне), фарфор и эмали, монеты и медали, модели павильонов, бронзовые часы и экраны-миракли. Историю создания выдающихся парков иллюстрируют автографы Екатерины II, Александра I, прусского короля Фридриха Вильгельма IV, английского садовника Уильяма Гульда. Зритель увидит работы Жана Фрагонара и Юбера Робера, Андрея Штакеншнейдера и Андрея Воронихина, графические листы, созданные поэтами Соломоном Гесснером и Василием Жуковским.

Среди уникальных экспонатов – виды парка в Богородицке из альбома Андрея и Павла Болотовых; книга Хиршфельда «Теория садового искусства» с заметками и рисунками Николая Львова; виды Петергофа, Царского Села и Павловска на тарелках из Бабигонского сервиза; картины Жана Делабарта с пейзажами Царского Села, планы Павловска в листах из императорского альбома; виды усадьбы Надеждино в трех вариантах — живопись, гравюра и подготовительный рисунок.

Всего в экспозиции представлено около 350 предметов из двадцати российских музеев, библиотек и архивов, а также фильмы о знаменитых парках и электронные альбомы с садовой графикой. Специально к выставке подготовлен богато иллюстрированный альбом. В рамках выставки запланирована научно-практическая конференция, посвященная истории пейзажных парков и проблемам их реставрации.

Куратор выставки — Борис Соколов, доктор искусствоведения, профессор факультета истории искусства РГГУ. 


 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2017. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.