Конференция «Сады на бумаге. Текст и образ». Царицыно / РГГУ // 22-24.04.25
 |
Сады на бумаге. Открытие конференции. 22.04.25 |
Видеозаписи конференции:
22.04.25
https://vk.com/video-26006288_456240051
23.04.25
https://vk.com/video-26006288_456240052
24.04.25
https://vk.com/video-26006288_456240053
22-24 апреля 2025 года состоялась научно-практическая конференция «Сады на бумаге. Текст и образ». Ее координатор - профессор кафедры теории и истории искусства факультета истории искусства, куратор выставки «Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка» (18.01-18.05.25) Борис Михайлович Соколов. Конференция, темой которой стало отражение сада в мировом искусстве, прошла в музее-заповеднике «Царицыно» и сопровождалась большой культурной программой.
В организации мероприятия приняли участие Научно-педагогическая школа комплексного изучения и сохранения памятников историко-культурного наследия при факультете истории искусства РГГУ, кафедра теории и истории искусства факультета истории искусства РГГУ. Среди 40 выступающих - специалисты из Москвы, Дмитрова, Пскова, Петербурга, Петергофа, а также участники молодежной секции - обучающиеся бакалавриата и магистратуры. Многие доклады были посвящены новым аспектам исторических и практических тем.
Александр Николаевич Беларев (ИМЛИ РАН) в докладе "Философия сада в эссе Рудольфа Борхардта «Страстный садовник» (1938)" рассказал об уникальном опыте немецкого мыслителя по вовлечению садовых образов в философскую концепцию. Мария Вадимовна Купцова (МГУ, магистратура), молодая исследовательница искусства Ирана, сделала содержательное выступление о философских мотивах садового искусства - "Образ сада в средневековом иранском искусстве: восприятие текстов и изображений". Еще одна философская страница садовой истории раскрыта в сообщении Екатерины Васильевны Балакший (РГГУ) "Концепция «моно но аваре» («печальное очарование вещей») в японских садах периода Хэйан". Рассказ был построен на материале 35 садов Японии, которые докладчица посетила лично в процессе подготовки дипломной работы.
Александра Борисовна Митюкова (ГМЗ «Царское Село») в сообщении "Живописные и графические источники английских гравированных видов Дербишира из коллекции ГМЗ «Царское Село»" атрибутировала пейзажи из личной коллекции Екатерины II. Эти гравюры долгое время висели на стенах Адмиралтейства в Царском Селе и совсем недавно введены в научный оборот.
Юлия Александровна Дунаева (Библиотека РАН) в докладе "Сорняки и вредители на барочных иллюстрациях из «Книги о гусеницах» Марии Сибиллы Мериан" рассказала о необычной стороне творчества выдающейся художницы XVII века - бабочках и жуках, которые считаются не украшением сада, а вредителями, а также о художественной подаче поврежденных ими растений. Тему "научного сада" продолжила Анна Владимировна Васильева (Государственный Дарвиновский музей) с выступлением "Программа парка Хрустального дворца: от учености эпохи Возрождения до позитивизма XIX века". Сайденхемский парк был преобразован в научно-просветительский пейзаж, в котором нашли место этапы истории Земли и даже размерные статуи динозавров.
Ряд докладов был посвящён актуальным проблемам виртуального и практического воссоздания культурных ландшафтов. Михаил Николаевич Аксенов (независимый исследователь) в сообщении "Развитие моделирования парков на бумаге и на носителях цифровых машин на примере Павловского парка" дал обзор реконструкций, создававшихся в течение ста лет, сделав акцент на современной цифровой карте, составленной Н. Сокорновым. Маргарита Витальевна Цыганова (СПГХПА им. А.Л. Штиглица, бакалавриат), начинающий ландшафтный дизайнер и активист охраны заповедных территорий, сделала сообщение "Парк “Александрова дача” как произведение ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства". В него были включены рисунки и схемы, выполненные автором, а также предложения по использованию отдельных зон парка.
Несколько докладов коллег из Санкт-Петербурга были посвящены садовым ансамблям XVIII - XIX столетий. Андрей Леопольдович Рейман (Санкт-Петербургский Союз архитекторов) сделал обзор графических материалов по Москве и Петербургу Петровской эпохи в выступлении "Проекты ранних русских садов середины XVII – начала XVIII веков". Андрей Кириллович Сытин (Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН) на материале гербариев и описаний этой же эпохи идентифицировал несколько растений из садов и усадеб Московского региона в докладе "Ботанические наблюдения в Московском регионе в Петровское время (первая четверть XVIII в.)". Ольга Михайловна Гаркуша (ГМЗ «Петергоф») в сообщении "Исторический ассортимент оранжерейных растений в убранстве петергофской Александрии" показала источники и способы практического воссоздания одного из ценнейших парков эпохи романтизма.
Петр Витальевич Жуковский (ООО Гринкоф) поделился материалами из семейного фотоархива в докладе "Новый Кучук-Кой. Образ усадьбы в старых фотографиях". Крымская усадьба, основанная его прадедом в 1900-е годы, создана усилиями художников и скульпторов Серебряного века. Недавно там начался период реставрации и реконструкции, для которого атрибуция и датировка фотоматериалов имеют большое значение.
Елена Анатольевна Винничек (Русское общество любителей ботанической иллюстрации) посвятила свое выступление "Художница Главного Ботанического сада АН СССР Софья Васильевна Матвеева (1904-86)" интереснейшей творческой личности и художнику-графику середины XX века.
Большой интерес вызвал доклад Марины Александровны Баклыгиной (Музей-заповедник «Дмитровский кремль») "«Там для науки восходит рассветное солнце». Ботанический сад графа А.К. Разумовского в поэме Антонио де Филистри «Гостеприимство» (1811)". Автор участвовала в подготовке поэтического перевода этого текста и показала участникам конференции недавно изданную книгу. Тема садов в искусстве была продолжена в выступлении Марины Георгиевны Пивень (РГГУ) "Флоральные мотивы в оформлении журнала "The Century Guild Hobby Horse" (1884 - 1894)".
На конференции были представлены каталог выставки «Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка» и сборник «Духовный город. Фантазия и фантастика в архитектурном творчестве». О готовящемся издании «Гипнэротомахии Полифила», эзотерического и антикварного романа XV века, и об опыте визуального воссоздания описанной там садовой архитектуры рассказали Борис Михайлович Соколов (РГГУ), автор перевода и исследования, и Анна Дмитриевна Акилова (РГГУ / РГХПУ имени С.Г. Строганова), автор графических реконструкций.
Анна Вадимовна Толстикова (творческое объединение AGORApro) в сообщении "Образы садов и парков в авторских платках" представила свои работы. В их числе платки с историей Монплезира в Петергофе и Большим дворцом в Царицыне. Состоялись кураторские экскурсии по выставкам «Зеленые дворцы» и «Триумф Екатерины», а также по историческим Оранжереям Царицына. По итогам конференции будет издан сборник материалов.
Информация на сайте музея-заповедника «Царицыно»:
https://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/press-center/news/sady-na-
bumage-22-24-04-25/
 |
Татьяна Валерьевна Коновалова (издательство Тончу) |
 |
Виктория Владимировна Петухова (Царицыно) |
 |
Александр Николаевич Беларев (ИМЛИ) |
 |
Марина Александровна Баклыгина (Дмитровский Кремль) |
 |
Анна Владимировна Толстикова (AGORApro) |
 |
Анна Дмитриевна Акилова (РГГУ) |
 |
Реконструкция статуи из романа "Гипнеротомахия Полифила" (1499). Художник А. Д. Акилова. 2025 |
 |
Петр Витальевич Жуковский (ООО Гринкоф) |
 |
Борис Михайлович Соколов (РГГУ) и Михаил Михайлович Тренихин (Царицыно) |