www.gardenhistory.ru :
Наши маршруты :Ландшафтные новости Тульской и Калужской областей // 26-28.07 и 03-04.08.2013 / Фотоочерки Бориса Соколова :
1. Архстояние-2013
Фестиваль ландшафтных объектов и акций "Архстояние" широко известен среди тех, кто интересуется актуальным искусством. Его история началась в 1994 году, когда в заброшенном поселке Никола-Ленивец, стоящем над красивой излучиной Угры, обосновался авангардный художник Николай Полисский. Несколько лет он экспериментировал с природными материалами и формами лэнд-арта, вовлекая в проекты местных жителей.
Узнав легенду о том, что именно здесь произошло "Стояние на Угре" 1480 года, он сделал ее основной метафорой своей работы. Зимой 2000 года склон над рекой украсили 220 снеговиков – пародийное и эфемерное войско наших дней. В 2001 году на этом месте появилась "Сенная башня", в 2002 "Дровник" из поленьев, которые потом разобрали на обогрев, в следующем году Полисский построил там же деревянную "Эйфелеву башню", торжественно сожженную на Масленицу 2004 года. Все эти сведения я почерпнул из памятной таблички, лежащей в траве на склоне холма.
Маяк имеет суковатую спиральную лестницу, но чтобы взобраться по ней наверх, нужно много смелости и сноровки. Объект гармоничен и смотрится в панораме прекрасно, особенно с вечерней подсветкой.
"Архстояние" – название, продолжающее метафору Полисского. Эти фестивали проводятся с 2006 года и привлекают все больше посетителей. В каждом из них две составляющих: перформансы и акции, оставляющие след только на фотографиях и видео, и долговременные постройки, составившие первую коллекцию российского лэнд-арта.
Отходя от поселка и склона, авторы постепенно освоили три больших поля, которые тянутся до соседней деревни Звизжи. Вместе с популярностью пришли и броские названия: поля с основными объектами названы "Классической зоной", а луг с прореженной (кстати, при участии французского мэтра Жиля Клемана) лесной окраиной – "Территорией Версаль".
Господствуют здесь объекты самого Полисского, и прежде всего мощная двойная композиция - "Граница империи" (2007) и "Вселенский разум" (2012). Первый объект – вереница огромных сучковатых стволов, словно пришедших из языческих времен, на которых вырастают птицы, головы, шишковатые навершия, а в центре двойного их ряда – остов шатра или башни. Полисский рассуждал об этих столбах так: "Они напоминают какие-то руины Карфагена в Северной Африке – была цивилизация, которая все время кому-то грозила, поэтому ей приходилось строить границы. И как только она переставала угрожать другим, эти столбы сразу заваливали. Границы нужны только при угрозах".
"Вселенский разум" представляет собой полусферическое сплетение деревянных щупалец с поблескивающими металлическими накладками, которое торжественно, словно египетский храм, оформлено рядами конических башен.
Сзади и по сторонам "разума" расположены грубые бревенчатые модели, напоминающие телескопы, арифмометры и другие орудия познания. Все эти формы, особенно в тихий час заката, побуждают к размышлениям о подсознательном. Масштаб, архаичность и симметрическое единство этого ансамбля производят очень сильное впечатление. Думаю, он останется в истории отечественного искусства.
На поле "Версаль" обращает на себя внимание белая дощатая "Ротонда", построенная в 2007 году по проекту архитектора-концептуалиста Александра Бродского. Пропорции ее напоминают ампирные парковые павильоны, а стены внизу целиком составлены из старых дверей – вход в память.
Теперь о фестивале. Он проходил три дня и привлек, по приблизительной моей оценке, около тысячи человек. Место это весьма проблемное. В последние годы оно подверглось коммерциализации, получив временное кафе с московскими ценами и дикий дефицит жилья во время праздника. За "Версалем" размещено десятка три гостевых домиков интересной архитектуры, но за две недели до фестиваля предлагали только палатки по скромной цене сто долларов за ночь.
Будущим посетителям следует позаботиться о жилье за месяцы до "Архстояния", ибо доехать до другого места ночлега от Николо-Ленивца не получится – отсюда минимум два часа до Калуги. Всюду охрана родом из южных республик, на фестиваль продаются билеты, а проезд в сам Николо-Ленивец закрыт незаконным шлагбаумом. По всему видно, что местной властью здесь являются хозяева "Парка Николо-Ленивец".
В кустах за "Вселенским разумом" попадаются другие, гораздо более скромные объекты. Мне запомнилась инсталляция "Базилика/Изба" (Александр Константинов, 2008): домик из реек, поставленных вертикально, а рядом такой же из горизонтальных планок. Табличка рассказывает сложную программу: "Два графичных каркаса домов... олицетворяют все еще существующие отличия между западом и востоком. Внутри "избы" горит живой огонь, а базилика подсвечивается изнутри ровным "фильтрованным" светом свечей, что является неким противопоставлением не всегда логичной психологии россиян холодной рассудочности европейцев".
Сбоку от церковного участка, на котором расположилось старое кладбище, видна ограда попросторнее. Внутри нее – голубой топчан, на котором можно лежать, любуясь окрестностями. Эта "кроватка Бродского" (Александр Бродский, Надежда Корбут), наверное, казалась авторам сильным образом человеческой бренности. Но что сказали бы родные тех, кто покоится рядом?
Как ни странно, сам фестиваль показался мне наименее интересной частью ландшафта. В первый день можно было видеть белые колеса и качели с шумовыми эффектами, почитать книгу в телескоп, посидеть под абажурами среди деревьев ("Полевая читальня"). А на краю поля в кустах стояли колонки, из которых разносилось бормотание слов примерно такого содержания: "Ленивец... Лес... Воздух... Хорошо...". Во второй день предполагался перформанс "Выход из леса", арт-рок и киносеансы, но после сырой ночи в автомобиле ждать их не хотелось.
С какими впечатлениями мы уехали из Николо-Ленивца? Для меня это пространство четко разделилось на две половинки: художественные, запоминающиеся объекты, в основном это работы самого Полисского, и мелкие художественные жесты вроде "Базилики/избы" или "Сарая сараев" (на обычном сарае намалеваны "тени предметов", работа арт-группы Missisipi, 2011). Крупные, монументальные формы, понятные без длинных пояснений, очень хороши. Суета перформансов и концептуальных табличек мне не интересна, да и вовлеченную публику будет радовать недолго. Не случайно, я думаю, Николай Полисский уже не участвует в организации Архстояний.
Посетить Николо-Ленивец, безусловно, стоит. На сайте Парка предлагаются различные формы досуга, включая и детский. Но подумать о жизненных материях следует очень и очень заблаговременно – и вовсе не обязательно приезжать с общей толпой именно на трехдневный фестиваль. Борис Соколов, 08.08.2013 Фото автора |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |