Ирина Пащинская. Царицын остров в Петергофе – остров мечты

 

Царицын остров. Открытка. Начало XX в.
Царицын остров. Открытка. Начало XX в.

Каждый сад – произведение искусства, выделяющее и подчеркивающее дух места, и, одновременно, творение, наполненное метафорами, ассоциациями, воспоминаниями и мечтами об иных местах. Именно это имел в виду Вальтер Скотт, когда писал в своем эссе «Декоративные насаждения и пейзажное садоводство»: «Ничто не является в большей степени порождением искусства, чем сад».
Изучение истории Царицына острова позволяет увидеть аллюзии, использовавшиеся создателями этого уголка Петергофа. Они выявляют суть идей, которыми руководствовался император, приступая к созданию Колонистского парка в Петергофе. Новый парк с прудом, островами, павильонами, с многообразными парковыми, архитектурными ассоциациями и цитированиями должен был стать миром, ей понятным, близким, ею «читаемым», воплощавшем ее представления об идеальном.

Потсдам. Шарлоттенхоф. Открытка. Первая половина ХХ века
Потсдам. Шарлоттенхоф. Открытка. Первая половина ХХ века

Парк – воплощение рая на земле. Созданием мира мечты в своих загородных резиденциях в 1820-1850-х годах активно занимались братья Александры Федоровны. Старший брат, кронпринц Фридрих Вильгельм, получив в подарок от отца имение, в 1826 году начал создавать свой рай, свой «Сиам», как он называл Шарлоттенхоф. Страстно влюбленный в Италию, сотрудничая с архитектором К.Ф.Шинклем, он участвовал в создании построек имения, и формировал парк вместе с директором придворных парков Пруссии П.Й.Ленне.
Огромное внимание уделял своему имению Глинике другой брат Александры Федоровны – принц Карл, принимая активное участие в его устройстве также вместе с П.Й.Ленне. Имение Бабельсберг принца Вильгельма Прусского – готический мир средневековья. Работы в этом парке первоначально вел П.Й.Ленне. Затем в Бабельсберг был приглашен князь Г.Л.Г. фон Пюклер-Мускау, создатель одного из самых знаменитых парков Европы того времени. Деятельность князя оказала огромное влияние на развитие искусства создания садов. Его парк Мускау и издание им в 1834 году книги «Andeutungen uber Landschaftersgartnerei” с текстами к роскошным иллюстрациям и практическими указаниями сделали его важнейшей фигурой немецкого ландшафтного садоводства. Именно парк Мускау приобрел для своей семьи в 1846 году принц Фридрих Нидерландский - муж любимой сестры Александры Федоровны Луизы. Принц унаследовал все парковые планы и проекты князя Пюклера, и часть из них претворил в жизнь в ходе многолетних работ.

Царицын остров. Туман
Царицын остров. Туман

Как писал осведомленный современник А.Т. Гримм, преподаватель великих князей и биограф Александры Федоровны, императрица упросила своего супруга внести гармонию в мир Петергофа, который она полюбила при первом же знакомстве с ним. {1} Все тридцать лет царствования императора Николая I велись работы по устройству города Петергофа и огромных парков вокруг него. Эти работы начались в 1826 году устройством Собственной дачи Александрии и строительством Коттеджа. Рядом с Александрией в 1830-х гг. был сформирован Александринский парк с прудами и островами, на одном из которых возвели Швейцарское шале, на другом беседку. В это же время начались работы по устройству парка вокруг Красного пруда, Большого (позже получившего название Колонистского) парка с островами и павильонами на них, овражного парка между Английским и Нижним парками, а также парка Озерки с многочисленными сооружениями и постройками. В годы царствования Николая I было создано кольцо прекрасных парков вокруг царской резиденции XVIII века.

В прудах Александринского, Лугового и Колонистского парков были насыпаны искусственные острова. Они - обязательная часть пейзажных парков, образы идеального мира. Страстное увлечение островами возникло в Европе во второй половине XVIII века. Открытия островов южных морей, их райская природа и социальное устройство были описаны Л.А. Бугенвиллем и Г. Форстером. Ж.-Ж. Руссо в романе «Новая Элоиза», в уста Сен-Пре, главного героя, вкладывает восторженное восклицание: «О Тиниан, о Хуан-Фернандес!», сравнивая участок имения Вольмаров Элизиум с островами южных морей, описанных в книге Р.Вальтера о кругосветном путешествии адмирала Ансона. Образ идеального мира на острове воплотился на родине Александры Федоровны в устройстве Павлиньего острова. Фридрих Вильгельм II, племянник и преемник Фридриха Великого в 1793 году начал благоустраивать остров близ Потсдама . Исследователи отмечают, что существует тесная связь между мотивами в постройках на Павлиньем острове и мечтами короля и его возлюбленной графини Лихтенау об Италии. Эти мотивы – не воспоминания об уже состоявшемся путешествии, а выражение страстного стремления в Италию. Знаменитый «Замок» на Павлиньем острове поначалу назывался «Римской виллой». М. Зайлер предполагает, что идея создания башен с мостом на острове родилась под влиянием вида острова Капри из третьего тома издания Ж.-К. Ричарда, аббата де Сент-Нона «Voyage pittoresque ou description des Poyaumes de Naples et Sicile» (Paris, 1783. Tafel 98). Эта книга находилась в библиотеке Мраморного дворца и была хорошо знакома прусскому королю. Фридрих-Вильгельм II и его возлюбленная, готовясь к путешествию по Италии, изучали этот труд. Об Италии напоминали не только архитектура постройки, но и росписи потолков в Римской вилле. Это были копии знаменитых росписей в казино Роспильози во дворце Фарнезе. Еще одним итальянским мотивом на острове был источник, окруженный архитектурными руинами. Они в уменьшенном размере воспроизводили руины храма Сераписа в Риме. В интерьерах Римской виллы переплелись античные и восточные, таитянские, мотивы. {2}

После смерти Фридриха Вильгельма II в 1797 году его сменил на престоле его сын Фридрих Вильгельм III, которому от отца передалась любовь к миру Павлиньего острова. Он с молодой женой Луизой часто наслаждался уединенной сельской жизнью на нем. Мечты о сказочных островах южных морей продолжали свое существование и в последующие годы. Фридрих Вильгельм, брат Александры Федоровны, неоднократно рисует остров Борнео, представляя свою сестру королевой этого мира. В кругу императрицы острова воспринимались как мир идеального космоса, как Утопия, о чем свидетельствуют стихи В.А.Жуковского. {3} Стихи поэта – один из важнейших источников для понимания внутреннего мира Александры Федоровны. В.А. Жуковский тонко чувствовал сложный, богатый мир идей, образов, многообразных связей, в котором жила императрица. В 1831 году он написал два стихотворения о подаренном наследнику престола Александру Николаевичу острове в Царском селе:

Там гении крылаты
Играют при луне
Пьют листьев ароматы
И плещутся в волне.

Там нас встречает радость
Там все забава нам:
Подруга наша младость
Играет с нами там.

Детский райский остров создал Николай I в Царском селе, а остров – воплощение мечты об Италии - для императрицы в Петергофе.

В 1837 году император повелел начать работы по осушению болота, созданию пруда, двух островов и парка в части Петергофа, с юга прилегающей к Верхнему саду. На одном из островов в 1842-1844 годах по проекту А.И. Штакеншнейдера был построен павильон в виде «помпеянской» виллы. В 1844 году, шестого августа, Николай I показал императрице остров и павильон на нем и в тот же день повелел называть их Царицыными. Великий князь Константин Николаевич записал в своем дневнике: «В воскресенье, шестого числа, после обедни Папа подарил Мама новый Царицын остров, и на нем греческий дом, с бездною фонтанов, пергола и разные разности что в самом деле чудесно (но оно стоит миллион двести тысяч <...>). Мы там завтракали... ». {4} Многие авторы отмечали сходство построенных по идее и под руководством кронпринца Фридриха Вильгельма Римских бань в Шарлоттенхофе и петергофского Царицына павильона. Общность архитектурного решения несомненна. Но две эти постройки роднит не просто внешнее сходство. Оба павильона – материальное воплощение мечты об Италии, столь характерной для просвещенных европейцев XVIII –XIX веков, архитектурное воплощение образа идеального мира. Императрице остров в Петергофе напоминал и о любимом в ее семье Павлиньем острове около Потсдама, и об острове мечты Борнео. Не случайно специально для Царицына павильона были изготовлены на Императорском фарфоровом заводе сервизы: один в «этрусском вкусе» и второй, украшенный изображениями морских раковин и скульптурными веточками кораллов. {5}
Сторонние наблюдатели видели верхний пласт ассоциаций, связанных с созданием острова. Так, Г. Блюмфильд, жена английского посланника, посетившая Петергоф в 1846 году, записала в своих воспоминаниях: « …Мы видели два острова Isola Madre и Isola Belle, два острова на искусственном озере, где два итальянских павильона построены для императрицы: это прекрасные домики; оба острова полны садами, цветами и статуями…». {6}
«Прекраснейшие цветы растут здесь, кажется, сами по себе; вспоминаются Борромейские острова» {7} - писал А.Т. Гримм об островах в Колонистском парке. Борромейские острова - Isola Madre и Isola Bella на озере Лаго-Маджоре, самом западном озере Северной Италии носят имя их владельцев, известной миланской семьи. Остров Белла, был вплоть до XVI века одиноким утесом с несколькими домами, пока граф Борромео III, не решил для своей жены Изабеллы сделать остров пригодным для жизни. При содействии архитекотора Анджело Кривелли граф создал прекрасный дворец и сады. В названии острова скрыто имя супруги графа, Изабеллы д'Адда. На Изола Мадре был устроен прекрасный ботанический сад.
Озера Италии всегда манили просвещенных путешественников, не устояли перед чарами их вод Плиний Младший, П. Шелли, Ф. Стендаль и Д.Г. Лоуренс. «Что можно сказать об озере Маджоре, или о Борромейских островах, или об озере Комо, можно только пожалеть тех, кто не сходит по ним с ума», - писал Ф.Стендаль.

Царицын остров. Пристань Царицына павильона
Царицын остров. Пристань Царицына павильона

Как неоднократно отмечал в своей книге, посвященной русской императрице А.Т. Гримм, любимым писателем Александры Федоровны был Жан Поль (наст. имя – Иоганн Пауль Фридрих Рихтер). А.Т. Гримм писал, что роман Жан Поля «Титан» оставляет после себя тоску по Борромейским островам. Эта тоска была знакома русской императрице. Увидеть эти острова она мечтала с юных лет. {8} Как когда-то императрица путешествовала по Крыму с «Ифигенией» И.В.Гете, {9} так его «Итальянское путешествие» и роман Жан Поля был с ней во время ее пребывания в Италии в 1845 –1846 гг. {10} Как граф Борромео III, решил в честь своей жены Изабеллы сделать остров на озере Лаго-Маджоре пригодным для жизни и построил на нем прекрасный дворец и сад, так же Николай I создал остров с павильоном и великолепным садом для Александры Федоровны и в честь нее назвал Царицыным.

Второй остров на Большом пруду в Петергофе был насыпан одновременно с Царицыным и тогда же передан майору Трувеллеру. В 1845 году его выкупили в казну и на нем ко дню свадьбы великой княжны Ольги Николаевны и принца Карла Вюртемберского был построен павильон и разбит парк. Созвучие имени великой княжны, которую в семье называли Олли, и названия местности около Палермо - Олливуца, где на вилле Бутера провели несколько счастливейших месяцев своей жизни императрица с дочерью, казалось удивительным и не случайным. Новый павильон поначалу называли Итальянский домик или Олливуца, название Ольгин он приобрел позже.

Острова в Петергофе роднило с их прототипами на озере Лаго-Маджоре то, что с их видовых площадок открывались прекрасные виды. Для их обзора на бельведере Ольгиного павильона была установлена большая подзорная труба. С башен павильонов были видны острова на пруду, Колонистский парк и весь Петергоф. На южном берегу пруда была насыпана горка, монотонность ровного ландшафта окружающей местности исчезла, это придало местности дополнительное очарование. На горке были установлены гальванопластическая копия скульптуры П. Ставассера «Нимфа и сатир» и полукруглая скамья. С южной же стороны пруд расширили и в этой его части был создан маленький Кроличий остров. Использование островов для разведения кроликов - античная традиция, продолжавшаяся в эпоху Ренессанса и барокко. Эти островки - символы разрушения границ времени непрерывной сменой поколений. Самый известный кроличий остров находится в парке Вальзанцибио. {11} В конце XVII века остров близ Потсдама, который позже получит название Павлиньего, использовался для содержания и разведения кроликов и почти столетие, весь XVIII век, носил название Кроличьего. М.Зайлер полагает, что именно кроличий остров в парке венецианских аристократов послужил образцом для острова близ Потсдама. {12}

Одновременно с кроликами для острова Большого пруда в 1845 году были привезены по повелению императора из Царского села четыре пары лебедей для содержания на Большом озере. {13} В мифопоэтической традиции лебедь связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем. Лебедь - символ возрождения, чистоты, целомудрия, мудрости, пророческих способностей, поэзии, мужества и совершенства.
Документы Петергофского дворцового правления свидетельствуют, что в эти годы в Петергофе содержали павлинов. {14} Эти райские птицы гуляли по Павлиньему острову и по островам Лаго Маджоре. Мир Царицына острова вряд ли был возможен без них. Павлин – птица Геры, он ассоциируется в разных традициях с изобилием, плодородием, бессмертием. С образом павлина часто связываются мотивы созерцания, любования, взгляда. В Византии павлин считался царской птицей. Павлины были важным элементом римских садов, в раннем христианстве они символизировали рай и воскресение из мертвых.
Сад на Царицыном острове стал еще одним элементом воплощения тех ассоциаций, воспоминаний и представлений, которые связывали любимый Александрой Федоровной Петергоф с ее родиной. Цветы и скульптура на острове производили яркое впечатление на современников. Об этом писали Г. Блумфильд и А.Т.Гримм. М.Корсини дополняет эти впечатления в своем описании Петерогофа: «В их партерах [Царицына и Ольгина павильонов] группы редких южных цветов, у их берегов легкого очертания лодки, венецианские гондолы, наши русские катера». {15}

Царицын остров. Собственный садик Александры Федоровны
Царицын остров. Собственный садик Александры Федоровны


В предшествующий период царствования Николая I, цветники появлявшиеся в Петергофе, устраивались на новый модный в 1820-1830 гг. манер в виде свободно расположенных клумб. Начало им было положено работами знаменитого английского садового мастера и теоретика Х. Рептона. Такими были цветники у Коттеджа и Фермы. На Царицыном же острове был создан совершенно новый для Петергофа Николая I «исторический» сад. План его цветников напоминает сады императорского Рима, с их подчеркнутыми краями и строгим рисунком. Вполне закономерно предположить, что создание именно таких цветников на острове в Петергофе связано с работами, который проводил Фридрих Вильгельм в Потсдаме. М. Зайлер отмечает, что в диалоге с кронпринцем садовый мастер П.Й.Ленне нашел путь к «внедрению» специальных геометрических садов в контекст пейзажных парков. Первым местом, где это произошло, стал Шарлоттенхоф. Ученик Ленне Герман Селло под его руководством воплотил пожелания кронпринца, логически вытекавшие из занятий К.Ф.Шинкеля садами Плиния Тускулум и Лаурентум. {16}

Создание таких цветников – отражение общеевропейской тенденции «музейного» отношение к садоводству и, одновременно, значительного расширение коллекций растений. Обе эти тенденции, характерные для садового искусства европейских стран той эпохи, впервые в Петергофе ярко проявились при создании сада на Царицыном острове. Огромное количество новых цветов, привозимых из Северной и Южной Америки, из Южной Африки, которые с 1830-х годов начали широко культивироваться в Европе - пеларгонии, вербены, кальцеолярии, лобелии и петунии придали невиданную прежде яркость садовым партерам. Таким – модным цветочным садом со строгим регулярным рисунков его цветников в античном {17} стиле был сад на Царицыном острове. Сохранившиеся счета П.Эрлера на покупку цветов свидетельствуют о приобретении им, наряду со многими другими цветами, восьмиста кустов роз для Царицына острова в 1844 году. {18} Это не оставляет сомнений в том, что один из цветочных партеров или их часть были сформированы как сад роз.

В связи с этим интересно отметить, что первый розовый сад в Пруссии был создан в 1821 году на Павлиньем острове. В пейзажном парке острова он был сформирован в виде лабиринта. В 1930 году П.Й.Ленне проектирует круглый розовый сад для сада принца Альбрехта в Берлине. Он же в 1835 году создает Розовый сад в форме круга около Шарлоттенхофа. Форма круга повторяется и в цветниках Царицыного острова. Цветники на Царицыном острове разделены на прямоугольники, но посадки цветов создают точно читаемые круги в каждом квадрате. Круг как символ необычайно многозначен, главное - он символизирует рай.

Документы садового мастера П.Эрлера свидетельствуют, что с 1844 года на острове находилось много померанцовых деревьев. Над внутренним садиком и перголой сада на острове на зимнее время собиралась оранжерея из застекленных щитов. Она отапливалась печами, находившимися ниже уровня «пола», которые каждую осень раскрывались во внутреннем садике, а на лето закрывались землей. Именно в этой оранжерее сохранялись померанцовые деревья, и, кроме того, как свидетельствуют документы, - виноград и плющ. Все эти растения в европейской культурной традиции обладают символическим смыслом и, без сомнения, этот смысл был ясен и понятен владельцам острова.
Апельсины считались образом золотых яблок Гесперид из сада богов, которые Гея подарила Гере к ее свадьбе. Плющ в греческой мифологии посвящен Дионису, а у христиан он символизирует верность. Плющ часто использовался как символ женственности, обозначающей потребность в своей защите.
В последнее время опубликованы интересные работы, показывающие роль тонких знаков, которые выполняли цветы в жизни Александры Федоровны и близких ей людей. {19} Об альбоме акварелей, подаренном императрице на ее шестидесятилетие, хранящемся в Русском музее, написала Е.Гаврилова. Каждый лист альбома посвящен году жизни императрицы с 1817 по 1842 гг. Наряду с изображением мест, где происходили в этом году важные для нее события и изречениями, на листах изображены с необыкновенной точностью различные растения – белые розы, розовые лилии, маки, цветы шафрана и темно-синие пролески и т.д. На листе, посвященном 1842 году – году двадцатипятилетнего юбилея свадьбы императорской четы, нарисован плющ. В связи с этим интересно свидетельство великого князя Константина Николаевича. 30 июня 1842 года, в канун дня рождения Александры Федоровны, он записал в дневнике: «После обеда Mama мы все дали серебряный бокал, на крышке которого были 24 (по ошибке, должно быть 25) плющевые листа. На первом написано Александр, на втором Мария, через три листа, то есть через три года, Ольга, через три опять Александра, через два Константин, через четыре Николай, за ним Михаил, через восемь Максимилиан, за ним Мария» {20}. На серебряных листьях плюща были написаны имена детей, зятя и внучки императорской четы. Именно плющ, изображенный на листе 1842 года, высаживается на Царицыном острове. Смысл, вложенный в подарок императрице, в посадку теплолюбивого растения на Царицыном острове, понятный посвященным, раскрывается нам стихотворением В.А.Жуковского «Царскосельский лебедь». В первой редакции поэт написал:

...семья младая
Вкруг Царевой силы вьется, как зеленый
плющ вкруг силы дуба.
{21}

Плющ на острове Александры Федоровны был высажен как символ верности, молодости, потребности в защите.
Как отмечает Т. Пашкова в своей статье, в эту эпоху культ цветов был особенно развит в Германии. Это определялось и сохранившимися традициями средневековой мифологии и эстетикой романтизма, с одной стороны, и бидермейера – с другой. Их бытование имело чрезвычайно широкий диапазон и необычайно важным было знаковое значение сложной и тонкой цветочной символики. Александра Федоровна принесла этот культ в Россию. {22}

Так, василек пользовался огромной любовью и популярностью у немцев. Он был любимым цветком матери Александры Федоровны, его обожал ее брат Вильгельм. Очень любила этот цветок сама императрица. {23} Среди многих цветов, ярких, модных, необычных, этот скромный полевой цветок высаживался на клумбах в Петергофе. {24}
На Царицыном острове после смерти Николая I Александра Федоровна приказала устроить позолоченную цветочную корзину вокруг одного из дубов. Это было дерево, выросшее из желудя с дуба на могиле Дж.Вашингтона. По желанию императрицы корзина была засажена незабудками. {25} Выбор цветов, конечно, не случаен. О незабудке Н.Ф. Золотницкий пишет:
«… в этом небольшом темно-голубом цветочке, по-видимому, заключается та притягательная сила, от которой не в состоянии отделаться ни один склонный к сентиментализму человек. Это цветок тоски, образец верной любви между мужем и женою. Автор добавляет, что незабудка «… получила имя от своего чудного синего цвета, напоминающего цвет бесконечного небесного свода, среди которого мистически настроенный ум верующего старался всегда отыскать место будущего обитания своей бессмертной души: не нужно забывать, что в человеке вечно жива мысль о бессмертии — как исполнении величайшего обещания, которое вложено в его сердце Творцом. Исполнения этого обещания он ждет и никогда о нем не забывает. Этим-то, мне кажется, лучше всего объясняется даже и то интересное обстоятельство, что цветок носит у всех христианских народов одно общее название — «незабудка». {26}

Царицын остров. Спящая Венера. Скульптор Ц. Баруцци
Царицын остров. Спящая Венера. Скульптор Ц. Баруцци

Скульптура, украшавшая сад, должна была подчеркнуть его «итальянский» характер. И, несомненно, она играла важную роль в смысловой насыщенности сада. Программным может считаться подбор скульптуры для большой мраморной скамьи напротив главного входа в павильон у фонтана «Нарцисс». На скамье были установлены копии колоссальных бюстов Юпитера Сераписа, Бриаксида и Геры Фарнезе, и статуи Флоры и Цереры. Царственная чета Олимпа и богини цветения колосьев, цветов и садов и произрастания злаков, производительных сил земли говорили о характере этого уголка Петергофа. В образе Юпитера Сераписа в эпоху поздней античности слились представления о верховном божестве и о боге плодородия Сераписе, который изображался с калафом на голове. Юпитер - бог неба и света, дух деревьев, его символом почитался дуб. Наверное, не случайно рядом с этой скамьей при создании сада же высаживается большой кронистый дуб. Вся скульптура для большой мраморной скамьи была заказана в мастерской Трискорни {27}, что свидетельствует о ее не случайном подборе. Не случайной была и установка в нише южного фасада уже в 1844 году гальванопластической копии со знаменитой статуи «Молящегося мальчика» из коллекции Фридриха Великого. {28}

Образец этой статуи – самая знаменитая античная статуя на берлинской земле (сегодня – в Пергамон-музее). В XIV веке она была найдена при раскопках на Родосе, около городской стены близ гавани. Возможно, «Молящийся мальчик» стоял в обрамлении тридцатиметрового Колоса Родосского, одного из семи чудес света. До того, как ее приобрел Фридрих II в 1747 году, она находилась во многих знаменитых коллекциях. Прусский король распорядился установить ее на террасе перед дворцом Сан-Суси. Сидя за своим письменным столом в библиотеке он мог видеть любимую статую. В 1806 году была она отправлена Наполеоном в Париж и выставлена в Лувре. В 1830 году, вместе с другими антиками, статуя заняла свое место в нововыстроенном Старом Музее на Музейном острове. «Молящийся мальчик» был настолько знаменит и любим королем, что на памятнике Фридриху Великому Х.Д.Рауха, исполненному в 1851 году, появилось его изображение на переднем рельефе. {29}
Копия этой статуи была помещена принцем Карлом в своем имении Глинике. В 1838 году еще одна копия фирмы М.Гайсса, была привезена царской четой в Россию и при постройке Царицына павильона заняла свое место в нише южного фасада. Ее появление на Царицыном острове - напоминание Александре Федоровне о родных Потсдаме и Берлине, о великом предке, о сложном и трудном для ее семьи времени наполеоновского нашествия. И еще один ассоциативный ряд, несомненно, возникал с появлением этой статуи на острове в Петергофе. Родос по-гречески – остров роз. «Молящийся мальчик» соединил два острова роз.

Летом 1854 года в Петергоф была доставлена в качестве подарка от Фридриха – Вильгельма IV колонна, составленная из белых и голубых матовых стеклянных трубок. В том же году по желанию Александры Федоровны она была установлена на Царицыном острове, на месте, определенном для этого императором, в центре регулярного Собственного садика императрицы. Первая из трех изготовленных тогда «хрустальных» колонн была подарком, который преподнес своей супруге Фридрих Вильгельм IV. Как отмечает М. Зайлер – может быть, к ее пятидесятилетию, может быть, к тридцатилетнему юбилею их супружеской жизни. {30} М.Зайлер указывает, что колонна была одним из баварских мотивов в частном саду Марли, созданном Фридрихом Вильгельмом IV. {31} Белые и голубые цвета ее непрозрачных стеклянных трубок символизируют цвета Баварии, родины королевы Елизаветы.
Еще одна такая же колонна была подарена Фридрихом Вильгельмом баварской королевской чете. {32} Павлиний остров вдохновил баварского короля на создание Розового острова на озере Штарнбергер близ Мюнхена. В 1850 году П.Й. Ленне создал проект сада на острове в Баварии. Колонна, так же, как и в Петергофе, была установлена в центре регулярного цветочного партера. «Хрустальные» колонны подчеркнули единство трех садов, трех образов рая для их владельцев.

Царицын остров. Южный садик. Фонтан Нарцисс
Царицын остров. Южный садик. Фонтан Нарцисс


Острова – миры мечты и образы рая, места для проведения праздников. Если для отца Александры Федоровны Фридриха Вильгельма III Павлиний остров был летней резиденцией, то после его смерти в 1840 году, он превратился в основное место проведения семейных праздников Гогенцоллеров. Таким же местом стали и острова в Петергофе.
В 1846 году, по возвращении императрицы с Ольгой Николаевной из Италии, вскоре после бракосочетания Ольги и принца Карла Вюртембергского состоялся первый праздник на островах Ольгиного пруда, напомнивший путешественникам о стране, которую они покинули. Берега пруда были иллюминированы цветными фонарями «на манер варшавских». По озеру плавали иллюминированные лодки. В них располагались певцы и музыканты итальянской оперы. На этом празднике пел европейская знаменитость – Антонио Тамбурини. Прекрасное бель-канто, арии из опер итальянских композиторов звучали над гладью Ольгиного пруда. Гондолы, приобретенные Александрой Федоровной в Венеции, дополняли итальянскую атмосферу этого вечера. Подобный праздник был устроен и в следующем, 1847 году. В тот год он заменил собой традиционные в Петергофе иллюминацию Нижнего парка и маскарад в Большом дворце 1 июля в честь дня рождения Александры Федоровны. В 1849 году на Ольгином острове праздновался день рождение Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской, которая тем летом посетила родину. {33}

Царицын остров был создан императором для супруги как остров утопии, образ идеального мира. Мифологические, художественные, исторические, литературные ассоциации, личные воспоминания и мечтания создали мир острова мечты в Петергофе.


Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля. Царицынский научный вестник. Вып.7-8. М.2005. С.162-173
© И.О. Пащинская, 2005 г.
 
 
----------------------------------------------------------------
1 См.: A.Th. von Grimm. Alexandra Feodorovna, Kaiserin von Rußland. Bd.1-2. Leipzig. 1866.
2 См.: M.Seiler. Pfaueninsel, Berlin. Tubingen/Berlin. 1993. S. 11,12.
3 Н.Ветшева. Примечания к стихотворению В.А.Жуковского «Остров» - В.А.Жуковский. Полное собрание сочинений и писем. Т.2. М., 2000. С.663.
4 ГАРФ. Ф.722, оп.1, д.81, л.152.
5 Н.В. Вернова. Царицын павильон в Петергофе. Историческая справка. Рукопись. 1972. Архив ГМЗ «Петергоф». С.73.
6 Воспоминания леди Г.Блюмфильд. // Русский архив, 1899 г, Г.37, кн.2, ч.6, с.241.
7 A. Th. Grimm. Bd 1. S.123.
8 A.Th. Grimm. Bd.2. S.395.
9 Об этом написала в своих воспоминаниях Ольга Николаевна «…я получила от Мама письмо, дышавшее восторгом, что она в стране, которая представляет собой землю классиков. Она зачитывалась «Ифигенией» Гете…“ (Сон юности. Записки дочери Николая I великой княгини Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской. Париж, 1963. С.69).
10 Но Борромейские острова она увидела только во время второго путешествия по Италии, незадолго до своего шестидесятилетия.
11 Парк основан в 1669 г. венецианским аристократом К.Ф. Барбариго/
12 M.Seiler. Pfaueninsel, S. 9. Кроличий остров на Ольгином пруду в Петергофе был создан небольшим овальным, как Кроличий остров в парке Вальзанцибио.
13 РГИА. Ф.490, оп.2, д.1750, л.2.
14 РГИА. Ф.472, оп.2, д.1426, л.1.
15 Корсини М. Прогулки по Петергофу // Северная пчела, 15 сентября 1851 г., № 205. С.820.
16 M. Seiler. Friedrich Wilhelm IV und Lenne. - Friedrich Wilhelm IV. Kunstler und Konig. Ausstellungskatalog SPSG, Frankfurt/Main 1995.S.63.
17 Четких разграничения понятий итальянский, античный, греческий, помпеянский стиль в ту эпоху не существовало.
18 РГИА. Ф.490, оп.2, д.1574, лл. 44,48о,80.
19 Е.Гаврилова. Бювар императрицы. // Пинакотека, № 4, 1999. С.26 – 29; Л.Т.Пашкова. Два кабинета жены Николая I в Зимнем дворце: о семантике памятных вещей в эпоху историзма. // В тени «больших стилей». Материалы VIII Царскосельской научной конференции. Спб, 2002. С.134 – 144.
20 ГАРФ. Ф.722, оп.1, д.80, л.31.
21 В окончательном варианте «…как вся Русь святая Вкруг царевой силы, - вековой, зеленой Плющ вкруг силы дуба,- вьется под короной Царской, от окрестных бурь ища защиты».
22 Т.Л. Пашкова. C.139.
23 Н.Ф.Золотницкий. Цветы в легендах и преданиях. М., 1913. C.200.
24 РГИА. Ф.490, оп.2, д.2740, л.6.
25 М.Измайлов. Дополнения к описанию Петергофа г-на Гейрота. Архив ГМЗ «Петергоф» Р- 32. C.39-39о.
26 Н.Ф.Золотницкий. C.61.
27 Н.В.Вернова. C.38.
28 РГИА. Ф.490, оп.2, д.1747, лл.1,2.
29 P.Bloch. Bildwerke 1780-1910. Aus den Bestanden der Sculpturengalerie und der Nationalgalerie. Berlin, 1990. S.46,47.
30 М.Seiler. Von der Havel zum Starnbergen See. Die Roseninsel – ein Gartendialog zwischen Bayern und Brandenburg. // Konigliche Traume. Casino und Park auf der Roseninsel im Starnberger See. Munchen, 2001, S.16.
31 М.Seiler. Friedrich Wilhelm IV und Lenne, S.67.
32 Супруга короля Максимилиана II Елизавета Людовика была кузиной прусского короля.
33 См. подробнее: И.О.Пащинская. Праздники в Луговом и Колонистском парках Петергофа в царствование Николая I// История Петербурга. 2003, №3. C.56-64.

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.