Борис Соколов. Доклады, выставки, публикации // Список

Борис Михайлович Соколов
www.gardenhistory.ru
gardenhistory @ gmail.com

доктор искусствоведения, профессор Кафедры Теории и истории искусства Нового и Новейшего времени Факультета истории искусства, координатор научного семинара "История культурного ландшафта" (открыт 12.02.3013), член Правления Общества изучения русской усадьбы, автор и координатор образовательного проекта "Сады и время: 5000 лет ландшафтного искусства" - www.gardenhistory.ru. 145 публикаций (12 зарубежных), 5 фотовыставок, 21 исследовательский грант (19 зарубежных), организатор 10 научных конференций.

Сфера интересов – междисциплинарная история искусств, проблемы искусства Европы и России XIX – ХХ веков, творчество В.В. Кандинского, трансформации массовой культуры в XVII – ХХI веках, история ландшафтного искусства Европы, России, США и стран Востока, ландшафтные путешествия и экскурсии, организация научной школы и практической научной деятельности, пейзажная и архитектурная фотография, переводы исторических текстов.

ПУБЛИКАЦИИ


1. “Игра с лубком”. Художественная система русской народной гравюры и городской праздничный фольклор” // “Вопросы искусствознания” 4/1994. С. 151-168
2. “Не для почитания образов святых, но для пригожства...”. Икона, “фряжские листы” и ранняя русская ксилография // Герменевтика древнерусской литературы, 7, М., 1994. С. 468-477
3. “Забывшее весь мир аллилуйя...”. Образ Москвы и тема города в творчестве Кандинского 1900-1910-х годов // Вопросы искусствознания, 1-2/1995. С. 431-447
4. “Баба Яга деревяна нога едет с каркарладилом дратитися”: Слово в лубке как символ “письменной” культуры // Живая старина, № 3, 1995. С. 52-55
5. Поэтический альбом В.В. Кандинского “Звуки” и роль книжной формы в создании абстрактного искусства // Книга в пространстве культуры. Тезисы научной конференции. М., 1995. С. 59-62
6. “Великая Эпоха Духовности” и черты христианского апокрифа в эстетической теории В. Кандинского” // “Сотворение мира и начало истории в апокрифической и фольклорной традиции (на материале славянских и еврейских текстов). Тезисы докладов”, М., 1995. С.63-66
7. Остранение и третья культура // Вестник гуманитарной науки, № 1/1996. С. 39-44
8. Картина В. Кандинского “Пестрая жизнь” и мессианизм в русском искусстве начала ХХ-го века // Библия в культуре и искусстве (Випперовские чтения - 1995), М., 1996. С. 217-250
9. Русский Апокалипсис Василия Кандинского // Наше наследие, № 37 (1996). С. 97-108
10. Кандинский В.В. “Куда идет “новое” искусство”: Тексты 1910-1920-х гг. Вступительная статья, подготовка текстов, переводы и комментарии // Наше наследие, № 37 (1996). С. 80-96
11. Кандинский и русская сказка // Живая старина, 1996, № 2. С. 7-11
12. Русская эсхатология в живописи и поэзии В.В. Кандинского 1900-1910-х годов // Терентьевский сборник, 1996. С. 133-150
13. “Кандинский. Звуки. Издание Салона Издебского. 1911”. История и замысел неосуществленного поэтического альбома // Литературное обозрение, № 4/1996. С. 3-41
14. В. Кандинский. “Медленно исчезающее в зеленой траве...”: Стихи. Публикация и перевод с немецкого // Новый мир, № 1/1997. С. 214-218
15. Русская смеховая культура в отражениях народного лубка // Традиционные формы досуга: История и современность, Выпуск 7, М., 1996. С. 159-167
16. Тема “духовного города” в творчестве В. В. Кандинского 1900-1910-х годов // Город и искусство: Субъекты социокультурного диалога, М., 1997. С. 230-241
17. Русский лубок как литературный жанр // Новое литературное обозрение, № 22 (1996). С. 177-201
18. Борьба за лубок в XIX-м веке // Живая старина, №1/1997. С. 13-17
19. “Контрапункт Великого Завтра” и поэтический альбом В.В. Кандинского “Звуки” // Вопросы искусствознания, X (1/1997). С. 397-411
20. “Страх в глубине и предчувствий пороги...”: В. В. Кандинский и теория пророческого искусства // Wiener Slawistischer Almanach, 38 (1996). С. 75-96
21. Синий всадник у подножия Монсальвата: Вагнеровская тема у Кандинского в 1900-1910-х годах // Вопросы искусствознания, XI (2/1997). С. 185-197
22. “Бессмысленно, пестро и даже смешно...”. Цвет как художественное средство русской народной гравюры // Лотмановский сборник 2, М., 1997. С. 39-45
23. Остранение как художественное средство русского народного искусства // Примитив в изобразительном искусстве. Материалы научной конференции ГТГ. 1995, М., 1997. С. 83-98
24. Лубок как художественная система // Вопросы искусствознания XII, (1/1998), c. 342-355
25. Темы Аполлона и Геракла в садовом искусстве // Искусствознание 2/1998. С. 344-358
26. Кандинский – коллекционер русского лубка // Многогранный мир Кандинского, М., 1998. С. 50-71
27. Кандинский как маргинальный художник // Традиции в контексте русской культуры, Череповец, 1997. С. 129-137
28. Контуры “Эпохи Великой Духовности” по литературным текстам В. Кандинского // Новый журнал (Нью-Йорк) 213 (1998). С. 184-204
29. Тезисы о лубке // Живая старина, № 1/1999. С. 27-29
30. В.В. Кандинский. О понимании искусства: Стихотворения и статьи 1910-1920-х годов. Вступительная статья, подготовка текста, перевод и примечания // Знамя, № 2/1999. С. 101-122
31. Zum Stand der russischen Bilderbogenforschung // Arbeitskreis Bild-Druck-Papier: Tagungsband Chemnitz 1997, Bd. 1, Мюнстер, 1999. S. 45-53
32. Лубок как художественная система // Мир народной картинки. Материалы научной конференции "Випперовские чтения – 1997". М., 1999. С. 9-35
33. Объединение "Синий всадник" и народная картинка // Мир народной картинки. Материалы научной конференции "Випперовские чтения – 1997". М., 1999. С. 345-363
34. Художественный язык русского лубка (монография, 14 авторских листов), М., Издательский центр РГГУ, 1999
35. Поэтический альбом В. В. Кандинского “Звуки”/”Klänge” и проблема культурного двуязычия // Россия и Германия (Випперовские чтения 1996-го года), М., 2000. с. 208-242
36. Язык садовых руин // Arbor mundi / Мировое древо, № 7/2000. С. 73-106
37. Поэзия Мурнау // Наше наследие, № 56, 2000. С. 129-136
38. Перевод и подготовка текстов В.В. Кандинского: "Композиция 4", "Композиция 6", "Картина с белым краем", "Маленькие радости", "Кельнская лекция", "Ступени" // Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М., Гилея, 2000, Том 1
39. Тема руин у Львова: между Просвещением и романтизмом // Гений вкуса. Тверь, Тверской государственный университет, 2001. С. 135-149
40. Альбом Графа Северного, или Сады Павла I // Наше наследие, № 57, 2001. С. 2-23 (фотосъемка автора)
41. Главы "Живопись итальянского Возрождения", "Города искусства", "Сады и парки", "Садовый алфавит" // Искусство: Большая детская энциклопедия. М., Российское энциклопедическое товарищество, 2001. С. 11-76, 445-542 (фото автора)
42. Садово-парковое искусство // Русское искусство: Иллюстрированная энциклопедия. М., Трилистник, 2001. С. 449-452 (фото автора)
43. Садово-парковое искусство // Иллюстрированный словарь русского искусства. М., Белый город, 2001. С. 407-410 (фото автора)
44. Британская теория пейзажного садоводства и ее место в культуре русского Просвещения // Философский век: Альманах. Выпуск 20. Россия и Британия в эпоху Просвещения. Ч. 2. СПб., 2002. С. 193-213
45. Г. Семирадский и судьба античной темы в русском искусстве конца XIX – начала ХХ-го веков // Творча постать Г. Семирадського у контексті вітчизняної та свiтовой культури. Харьков, 2002. С. 128-136
46. Vasilii Kandinsky and the Theater of Crisis // Experiment (Лос Анджелес), 8, 2002. С. 33-40
47. Мир садов, или Живая книга // Новый Мир искусства” № 6/2002. С. 8-10 (фото автора)
48. Жребий Баженова [рецензия на сборник “В.И. Баженов” серии "Мир художника"] // Наше наследие, № 63-64, 2002. С. 202-203
49. Зеркало России [старинные географические карты из собрания А.Л. Кусакина] // Наше наследие, № 63-64, 2002. С. 34-41
50. Кандинский в Париже: одиночество авангарда // Новый Мир искусства, № 3/2003. С. 24-26
51. Бумажное эхо Японской войны [о выставке лубков, посвященных русско-японской войне] // Новый Мир искусства, № 3/2003. С. 30-31
52. Сады: зеленое каприччо // GEO, № 8/2003. С. 113-121 (фото автора)
53. Успеть до Метрополиса! // Новый Мир искусства, № 4/2003. С. 14-15 (фото автора)
54. Виртуальность – утопия XXI-го века? // Новый Мир искусства, № 5/2003. С. 6-9
55. Мессианские мотивы в творчестве В.В. Кандинского 1900-1920-х годов (живопись, поэзия, театр) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения, М., 2003, 58 С.
56. 180 Jahre russische Bilderbogenforschung // Arbeitskreis Bild-Druck-Papier: Tagungsband Bassano 2001. Bd. 6. Muenster, 2003. S. 113-120
57. Английская теория пейзажного парка в XVIII-м столетии и ее русская интерпретация // Искусствознание, 1/2004. С. 157-190
58. Руина как граница культурных миров // Тема руин в культуре и искусстве. Царицынский научный вестник. Вып. 6. М., 2003. С. 7-38 (фото автора)
59. Сатурн и воробей: Судьба и время в европейской садовой скульптуре // Новый Мир искусства, № 4/2004. С. 3-7 (фото автора)
60. Новый Кучук-Кой: "Академия художеств" Якова Евгеньевича Жуковского // Собрание, № 2/2004. С. 96-113 (фото автора)
61. Мистический Кандинский: К истории фантастических интерпретаций // Собрание, № 1/2005. С. 40-51
62. Kandinsky and Messianic Theatre of the Russian Avant-garde // компакт-диск "Violett Seminar", Kunsthogskolen Bergen; интернет-ресурс http://webster.khib.no/studenter/Violett/index.htm
63. Серебряный призрак Большого балета: Фотографии Саши Мановцевой в галерее “М’Арс // Новый Мир искусства, № 2/2005. С. 56-57
64. Музыкальная светопись Борисова-Мусатова // Новый Мир искусства, № 4/2005. С. 5-7
65. Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля: Царицынский научный вестник. Вып.7-8. М., Пробел, 2005, 416 c.; составление и научная редакция
66. “Чистосердечный читатель, рассказ о снах Полифила выслушай...”: Архитектура, эрудиция и неоплатонизм в романе Франческо Колонны // Искусствознание, 2/2005. С. 414-418
67. Ф. Колонна. Любовное борение во сне Полифила [Главы XXI-XXIV. Путешествие на остров Киферу], пер. с итал. и комментарии // Искусствознание, 2/2005. С. 418-472
68. Прощай, великая руина! [о проекте реконструкции Большого дворца в Царицыне] // Новый Мир искусства, № 5/2005. С. 71-74 (фото автора)
69. Черные рисунки Павла Третьякова [Выставка ГТГ “Рисунок в собрании П.М. Третьякова”] // Новый Мир искусства, № 5/2005. С. 83
70. Каменный сад русского модерна // Наше наследие, 75-76/2005. С. 150-165 (фото автора)
71. Садовое пространство: Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география. Вып. 2. М., 2005. С. 360-363
72. Трудный Баженов и пленительный Львов: О типологии творческой личности // Собрание, № 1/2006. С. 16-25 (фото автора)
73. Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка // Искусствознание, 1/2006. С. 136-143 (фото автора)
74. Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями. Пер. с англ. и коммент. // Искусствознание, 1/2006. С. 136-185
75. Образ сада в русском искусстве конца XIX – начала ХХ-го века (глава из книги "Сады Серебряного века: Литература. Живопись. Архитектура") // Искусствознание, 2/2006. С. 177-245
76. Садовая литература Европы и России: типология, поэтика, культурный диалог // Литература в диалоге культур – 4. Материалы международной научной конференции. 21-23 сентября 2006 г., Ростов-на-Дону. Ростов-на-Дону, 2006. С. 320-326
77. Томас Вейтли и Екатерина II: у истоков Царскосельской плантомании // Плантомания. Российский вариант. Материалы XII-й Царскосельской научной конференции. СПб., 2006. С. 384-406 (фото автора)
78. Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве. Фрагменты. Пер. с англ. и вступ. статья // Гуманитарная география. Вып. 3. М., 2006. С. 251-269
79. История садово-паркового искусства. Программа курса // Гуманитарная география. Вып. 3. М., 2006. С. 486-508
80. Проект научно-образовательного центра "Культурное пространство сада". Концепция и основные направления работы // Гуманитарная география. Вып. 3. М., 2006. С. 509-523
81. Монрепо на романтической карте мира // Наше наследие, 79-80/2005. С. 22-35 (фото автора)
82. Фотосудьба Александра Родченко // Новый Мир искусства, № 6/2006. С. 16-22
83. Нацпроект “Верю! // Новый Мир искусства, № 1/2007. С. 16-17 (фото автора)
84. Терновый венец Иванова // Новый Мир искусства, № 1/2007. С. 34-35
85. Краткая история мечты о Париже [рец. на кн.: М. Герман. В поисках Парижа или вечное возвращение] // Новый Мир искусства, № 1/2007. С. 69
86. Прогулка по Эрменонвилю: от садовой идиллии Просвещения к пейзажной философии романтизма // Искусствознание, 1-2/2007. С. 343-351 (фото автора)
87. Рене-Луи де Жирарден. О сочинении пейзажей или о средствах украсить природу вокруг своего жилища, сочетая приятное с полезным. [Глава XV]. Пер. с франц. // Искусствознание, 1-2/2007. С. 352-354
88. Прогулка, или Путеводитель по садам Эрменонвиля. Пер. с франц. и коммент. // Искусствознание, 1-2/2007. С. 355-390
89. Сады в искусстве: прекрасный сон или реальное чудо // Новый Мир искусства, № 2/2007. С. 35-36
90. Бархатная провокация Пьера и Жиля // Новый Мир искусства, № 2/2007. С. 42-44
91. Восточное крыло Александра Волкова // Новый Мир искусства, № 2/2007. С. 56-57
92. "Все Олимпы липовы, окромя Чукокколы!" [рецензия на новое издание альманаха "Чукоккала"] // Новый Мир искусства, №2/2007. С. 65-66
93. Херматене, или Краткая история садовых эрмитажей // Эрмитаж. № 7, лето 2007. С. 54-59 (фото автора)
94. Асимметричный ответ [о выставке "Три столетия американского искусства" в ГМИИ имени А.С. Пушкина] // Новый Мир искусства, № 4/2007. С. 2-5 (фото автора)
95. ХХ-й век на Крымском валу: конец истории? // Новый Мир искусства, № 4/2007. С. 6-9 (фото автора)
96. “В сей келье меланхолии приют...”: Из истории садовых эрмитажей // Искусствознание, 1-2/2007. С. 17-45 (фото автора)
97. Russische und Preußische Gärten zwischen Aufklärung und Romantik - Beziehungen und Parallelen // Preußische Gärten in Europa: 300 Jahre Gartengeschichte. Leipzig: Edition Leipzig, 2007. S. 84-89 (фото автора)
98. Russian and Prussian Gardens between Enlightenment and Romanticism – Relations and Parallels // Prussian Gardens in Europe: 300 Years of Garden History. Leipzig: Edition Leipzig P. 84-89 (фото автора)
99. Новый Ангеларий и все-все-все // Новый Мир искусства, № 5/2007. С. 11-13
100. Дина Ходжаева: метресса в хан-атласе // Новый Мир искусства, № 5/2007. С. 68-69
101. Садовая Библия Серебряного века [рец. на переиздание кн.: Курбатов В.Я. Сады и парки] // Новый Мир искусства, № 5/2007. С. 73-74
102. “Правило из котораго великия можно вывести красоты!”: Вновь найденный экземпляр “Теории садового искусства” К.К.Л. Хиршфельда с заметками и рисунками Н.А. Львова // Из века Екатерины Великой: путешествия и путешественники. Материалы XIII-й Царскосельской конференции. СПб., 2007. С. 454-478
103. Юбилей без трех медведей [выставка И. Шишкина в ГТГ] // Новый Мир искусства, № 6/2007. С. 18-21
104. Шелковый путь: от неолита до дефиле [выставка “Шелковый путь” в ГИМ] // Новый Мир искусства, № 6/2007. С. 112-113 (фото автора)
105. Новый ГМИИ: история или симфония? [о новой экспозиции западноевропейского искусства] // Новый Мир искусства, № 1/2008. С. 54-57
106. Музей рисунков Анатолия Бакушинского [выставка ГТГ “Вдохновленный рисунком”] // Новый Мир искусства, № 1/2008. С. 64-66
107. “Лотрек – крутецкий художник” // Новый Мир искусства, № 2/2008. С. 21-22
108. Золотое Руно: от Врубеля к Малевичу // Новый Мир искусства, № 2/2008. С. 52-54
109. Садовая история в России: рождение новой науки // Новый Мир искусства, № 2/2008. С. 69-71
110. Вынесенный мозг, или Неведение Пригова // Новый Мир искусства, № 3/2008. С. 6-9
111. Художник в дороге, или Критерий и пустота // Новый Мир искусства, № 4/2008. С. 12-13
112. В тени русской акварели // Новый Мир искусства, № 4/2008. С. 38-42
113. Астрахань: Эпоха Великой Духовности // Новый Мир искусства, № 4/2008. С. 53-54
114. Детский сад Александра Бенуа // “Вестник цветовода”, 12/2008. С. 20-21
115. “Цветы без запаха” Василия Кандинского: недописанная страница русского литературного авангарда” // “Искусствознание”, 3/2008. С. 260-288
116. Новая жизнь старого сада, или Отдых восставших масс // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 22-25
117. Кусково: Шереметевское настроение // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 31-32
118. Коврик в небеса [о выставке “Рядом: цветная полоса в искусстве”] // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 60-61
119. Итальянский дебют русского пейзажа // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 74
120. Журавли и березы: Два сада садовника Чехова // Вестник цветовода, 21/2008. С. 42-44
121. Еще одна Россия 1839 года, или Маленький Антикюстин [рец на кн.: Хесс Э. Русский дневник] // Новый Мир искусства, № 6/2008. С. 45-46
122. Солнечное окно Уильяма Тернера // Новый Мир искусства, № 6/2008. С. 50-51
123. Le theatre de Kandinsky et le symbolisme russe // Le dialogue des arts dans le symbolisme russe. Dossier dirige par Jean-Claude Marcade. Lausanne, 2008. P. 234-252
124. Русская Пруссия, или Рождение романтического сада // Наше наследие, 87-88/2008. С. 56-71 (фото автора)
125. “Куриозник” Баженов и “артист” Львов: два типа творческой личности в культуре русского Просвещения // Курьез в искусстве и искусство курьеза. Материалы XIV Царскосельской научной конференции. СПб., 2008. С. 377-392
126. Магистратура пера [выставка ГТГ “Маэстрия пера”] // Новый Мир искусства, № 1/2009. С. 30-32
127. Монрепо на карте романтической эпохи // Монрепо: альманах. Выборг, 2010. С. 8-50 (фото автора).
128. "Любовное борение во сне Полифила" – ренессансный архитектурный трактат и его место в культуре Европы и России // Россия-Италия. Общие ценности: Сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. СПб., 2011. С. 471-484
129. Софиевка Потоцких в описаниях XIX века: рождение романтического образа // Россия – Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 538-552
130. Федор Темери. Путеводитель по Софиевке (1846). Приложения. Пер. с франц. // Россия – Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 552-559
131. Теория беспредметного искусства у В.В. Кандинского в 1920 – 1930-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму // Искусствознание 3-4/12. С. 171-191
132. Городской сад: историческое наследие и культурные перспективы // Сад в городе: миф и реальность. Сборник материалов междисциплинарного семинара. Псков: Псковский государственный университет, 2012. С. 9-20
133. “Цветы без запаха” Василия Кандинского: недописанная страница русского литературного авангарда” // Материалы международной научной конференции "Возвращение авангарда" (1-4 июля 2004 г., Одесса). Одесса: Изд. Центр Deluxe, 2012. С. 68-90
134. История садов в России: опыт, проблемы, перспективы. Из истории Царицынского парка. Сост. и научная редакция Б.М. Соколова. М.: Пробел-2000, 2013. 340 С.
135. "Правило из котораго великия можно вывести красоты": вновь найденный экземпляр "Теории садового искусства" К.К.Л. Хиршфельда с заметками и рисунками Н.А. Львова // Н.А. Львов. Жизнь и творчество. Ч. IV. Сборник статей. Вышний Волочек: "Ирида-прос", 2013. С. 212-234
136. Пейзажная "плантомания" в Англии и России эпохи Просвещения // Императорские сады России. Шестой международный фестиваль. Каталог. Санкт-Петербург: ГРМ, 2013. С. 24-48
137. Gaerten des Silbernen Zeitalters: Kuenstlerisches Leben und kuenstlerisches Umfeld an der Wende zum 20. Jahrhunderts // Die Gartenkunst 1/2013, S. 63-82
138. Духовный путь героя и автора в романе Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (Венеция, 1499) Часть I // Искусствознание 3-4/13. С. 199-223 (фотографии автора)
139. Франческо Колонна. Любовное борение во сне Полифила. Введение и Глава 6. Перевод с латин. и итал. // Искусствознание 3-4/13. С. 224-235
140. Литература в саду: от вилл Древнего Рима до парков постмодернизма // Деятельность литературного музея в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2014. С. 360-370
141. Ренессансный роман-трактат Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (Венеция, 1499) в контексте европейской культуры // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2014, № 2. С. 101-114 (фотографии автора)
142. Духовный путь героя и автора в романе Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (Венеция, 1499) Часть II // Искусствознание 1-2/14. С. 151-179 (фотографии автора)
143. Франческо Колонна. Любовное борение во сне Полифила. Глава 8. Перевод с итал. // Искусствознание 1-2/14. С. 180-192
144. Klimawandel und Bedienungen fuer Pflanzen. Berichte aus Russland // Historische Gaerten im Klimawandel. Empfelungen zur Bewarung. Hrsg. Direktion Stiftung Preussische Schloesser and Gaerten [Сборник материалов конференции]. Leipzig: Edition Leipzig, 2014, S. 100-101 (фотографии автора)
145. Лев московского модерна. Три книги об архитекторе Кекушеве // Academia: архитектура и строительство, 2014, № 1. С. 114-117

ОБРАЗОВАНИЕ

Московский государственный педагогический институт (учитель биологии и химии, 1976-81)
Московский государственный университет (история искусства, диплом с отличием, 1982-88)
Центральноевропейский университет, Прага (история искусства, 1993-94)

РАБОТА ПО ПРОФЕССИИ

Издательство "Искусство" (редактор литературы по изобразительному искусству, 1988-93)
Московский архитектурный институт (старший преподаватель, 1996)
Российский государственный гуманитарный университет, Кафедра всеобщей истории искусств (профессор, с 1996)

ОПЫТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Кандидатская диссертация “Художественный язык русской народной гравюры 17-19 веков. К проблеме взаимодействия социальных и эстетических черт в массовых формах искусства” (история искусства, МГУ, Исторический факультет, 1994, опубликована в 1999)

Докторская диссертация "Мессианские мотивы в творчестве В.В. Кандинского 1900-1920-х годов (живопись, поэзия, театр)" (история искусства, РГГУ, 2003)

Стажировки, гранты и выступления (вне Москвы):

International Art History Congress, Берлин (1992), Central European University, Прага (1993, 1994), Zentralinstitut fuer Kunstgeschichte, Мюнхен (1993), CNRS, Париж (1994), University of Wales (1994), Technische Universitaet Dresden (1996), Internalional Art History Congress, Амстердам (1996), Volkskunst Museum, Хемниц (1997), New York State University, Бингемтон (1998), University of East Anglia, Норич (1998), Netherlands Institute for the Advanced Studies, Вассенаар (1999), CNRS, Париж (1999), Musee des Beaux-Arts, Бордо (2000), Societe Kandinsky, Париж (2001), Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург (2001), Museo del Arte, Бассано (2001), Тверской государственный университет, Тверь (2001), Dumbarton Oaks, Harvard University, Вашингтон (2001), Institute of Sweden, Стокгольм (2001), Kunsthogskolen, Берген (2001), Музей-заповедник "Царское Село" (2002), Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург (2002), Софиевский дендропарк, Умань (2002, 2003), Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель (2005), ГМЗ "Родина В.И. Ленина", Ульяновск (2006), Stiftung Preussische Schloesser und Gaerten, Потсдам (2007), Музей-заповедник "Царское Село" (2007), Музей-заповедник "Царское Село" (2008), Landesmuseum Wuertemberg, Штутгарт (2011), Universita degli Studi, Бергамо (2011), Музей-заповедник "Царское Село" (2011), Leibnitz Universitaet, Ганновер (2012), Музей-заповедник "Царское Село" (2012), Государственный Русский музей (2013), Псковский государственный университет, Псков (2013), Институт Петра Великого, Санкт-Петербург (2014), Dumbarton Oaks, Harvard University, Вашингтон (2014), Stiftung Preussische Schloesser und Gaerten, Потсдам (2014)


Исследовательские поездки и экспедиции (вне России):

Германия (10), Британия (5), Франция (5), Италия (4), Греция (1), Испания (1), США (3), Австрия (2), Чехия (2), Украина (4), Нидерланды (3), Бельгия (2), Дания (2), Швеция (2), Норвегия (1), Финляндия (1), Польша (2), Беларусь (1)

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНФЕРЕНЦИЙ

апрель 1997 “Мир народной картинки”, ГМИИ имени А.С. Пушкина.
декабрь 1999 “Искусство садов”, ГМИИ имени А.С. Пушкина.
октябрь 2002 “Тема руин в культуре и искусстве”, ГМЗ "Царицыно".
сентябрь 2003 “Пространство и время воображаемой архитектуры”, ГМЗ "Царицыно".
сентябрь 2004 “Синтез искусств и рождение стиля”, ГМЗ "Царицыно".
октябрь 2008 “История садов в России: опыт, проблемы, перспективы”, ГМЗ "Царицыно".
октябрь 2011 Ландшафтная культура мира: создатели и хранители”, Кафедра Всеобщей истории искусств РГГУ
октябрь 2012 “Ландшафтная культура мира: сады искусств”, Кафедра Всеобщей истории искусств РГГУ.
октябрь 2013 “Ландшафтное искусство мира: диалог культур”, Кафедра Всеобщей истории искусств РГГУ
октябрь 2014 “Ландшафтная культура мира: человек в саду”, Кафедра Всеобщей истории искусств РГГУ.
 
ФОТОВЫСТАВКИ

октябрь-ноябрь 2002 "Мир садовых руин", персональная фотовыставка, Оперный дом ГМЗ "Царицыно".
октябрь-ноябрь 2002 "Сады истории: Фотографии и тексты Бориса Соколова", персональная выставка, Выставочный зал РГГУ.
сентябрь-октябрь 2006 "Монрепо на романтической карте мира", персональная фотовыставка, ГМЗ "Монрепо".
октябрь-ноябрь 2007
октябрь-ноябрь 2012 "Сады Пера Гюнта: Пейзажи Норвегии в фотографиях Бориса Соколова", Музейный центр РГГУ.
"Россия и Германия: Два века садовых встреч. Фотографии Бориса Соколова", Музейный центр РГГУ.

ИНТЕРНЕТ

Портал "САДЫ И ВРЕМЯ: 5000 лет ландшафтной истории": www.gardenhistory.ru.
Сайт открыт 12 февраля 2008 года. Ведется его администрирование и модерация.

МЕДИА

1. Радиопередача, посвященная поэзии Кандинского (4 августа 1996 года, радиостанция “Эхо Москвы”, программа "Ойкумена", 45 минут)
2. “Мир садовых руин” // “Досуг в Москве”, №43/2002. С. 11
3. Люсый А. “Вечнозеленые объятия” // “Новое время”, № 1-2/2003. С. 50-51 (2 фотографии)
4. Люсый А. “Стенания бога” // “Новый Мир искусства”, № 6/2002. С. 6-7 (6 фотографий)
5. Ананьева А., Веселова А. “Сады и тексты” (обзор новых исследований о садово-парковом искусстве в России) // “Новое литературное обозрение”, № 75, 2005. С. 348-375
6. Телевизионная передача “Какова роль в культуре садов и паркового искусства?” (11 марта 2009 года, телеканал “Культура”, программа “Власть факта”, 50 минут).
7. Борис Соколов: "Я стараюсь понять сад как пространство жизни и культуры" // Интервью журналу "Мир музея", № 6, 2009. С. 4-8.
8. Телевизионная передача "В поисках райского сада" (10 сентября 2011 года, телеканал "Дождь", 80 минут)
9. Цикл телевизионных передач "Русский сад", канал "Жизнь в усадьбе" (лето 2014)

КУРСЫ ЛЕКЦИЙ (русский и английский язык)

1. Введение в историю искусства
Мультимедийный курс (5000 слайдов PowerPoint), помогающий понимать и воспринимать искусство, работать в области истории искусства и современной художественной жизни. Он дает концептуальный обзор ключевых эпох, памятников, персоналий и проблем истории искусства от палеолита до начала XXI-го века.
В курсе используется материал изобразительного искусства, архитектуры, кино и театра. Предусмотрены занятия в музеях, архитектурные экскурсии и практические занятия.

2. Русское искусство ХХ века
Мультимедийный курс (6000 слайдов PowerPoint), посвященный проблемам, поискам и достижениям отечественного искусства 1880-2010-х годов. В полном объеме дается история идей, художественных течений, а также творческие биографии выдающихся живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов, широко привлекается материал социальной и культурной истории, памятники театрального и киноискусства.
Курс состоит из трех частей:
1) Искусство Серебряного века: панорама художественной жизни, теории и практики символизма и стиля модерн в живописи и графике от Васнецова и Семирадского до Борисова-Мусатова и "Голубой Розы", в скульптуре от Антокольского до Матвеева и в архитектуре от Парланда до Фомина, а также в театральном и декоративно-прикладном искусстве.
2) Искусство авангарда: история развития идей авангарда и их реализации в русском искусстве и архитектуре дореволюционного (от Кузнецова до Малевича) и советского (от "Живскульптарха" до школы Филонова) периода.
3) От авангарда до концептуализма: построенная по периодам история отечественного искусства и архитектуры 1930 – середины 1950-х годов от основания Академии художеств СССР до выставок нонконформистов и от Дворца Советов до высотных зданий Москвы, второй половины 1950-1970-х годов от начала "сурового стиля" до первых концептуалистов, 1980-2010-х годов от легализации художественных экспериментов до наших дней.
Курс построен на обширном визуальном материале (6000 слайдов PowerPoint), сравнительном изучении художественных памятников и самостоятельных выводах участников группы, включает в себя просмотр и обсуждение кинофильмов, обогащающих понимание эпохи и стиля: "Аэлита" Протазанова и Экстер, "Счастье" и "Новая Москва" Медведкина, "Клятва" Чиаурели, "Неотправленное письмо" Калатозова и Урусевского, "Тема" Панфилова. В курсе используется натурная фотосъемка труднодоступных и малоизвестных памятников архитектуры: особняк Курлиной в Самаре, дом Городецкого в Киеве, усадьба фон Дервизов в Кирицах, Театр массовых действ в Ростове-на-Дону, Госпром в Харькове. Предусмотрены занятия в музеях и на выставках, архитектурные экскурсии.

3. История ландшафтного искусства
Авторский курс основан (10000 слайдов PowerPoint) на методических разработках, исследованиях, фото- и видеоматериалах, экспедиционном опыте (20 лет). Он включает в себя историю европейского и российского ландшафтного искусства и культуры от древневосточных истоков до лэнд-арта и состоит из введения (термины, средства и материалы ландшафтного искусства, язык и стратегия описания) и двух частей:
1) Ландшафтное искусство Европы и Америки: курс, посвященный этапам истории и основным памятникам садового искусства Древнего Востока, Греции и Рима, Средних Веков, Возрождения и маньеризма, барокко, Просвещения, романтизма, "викторианской" эпохи, эпох модерна и ар-деко, концептуализма и лэнд-арта. Особое внимание обращено на эпохи и памятники, давшие творческий импульс развитию садового искусства: Древний Рим (описания вилл Плиния Младшего, вилла императора Адриана в Тиволи, городские виллы Помпей и Геркуланума); итальянский маньеризм (сады Боболи, Пратолино, "парк чудовищ" в Бомарцо); английское Просвещение (Раушем, Стоу).
В курсе рассматриваются не только классические, общеизвестные садовые традиции (Италия, Испания, Франция, Британия), но и достижения садового искусства других стран Европы (Германия, Голландия, Швеция, Польша, Чехия), а также Северной Америки.
2) Ландшафтное искусство России: исторический курс, посвященный развитию и важнейшим памятникам отечественного садового искусства. В него включены материалы не только по Великороссии, но и по регионам, входившим в состав Российской империи на момент создания выдающихся памятников садового искусства (русская Финляндия, Украина, Литва, Латвия, Эстония). Особое внимание уделяется ныне существующим садам разных эпох и разных регионов: Валаам, Хмелита, Красный Рог, Овстуг, Тригорское, Софиевка и другим.
Курс проводится в форме мультимедийных лекций, иллюстрированных фотографиями, планами, схемами и историческими текстами. Учебные материалы размещены на сайте "Сады и время" (www.gardenhistory.ru). Дополнительно предусмотрены ландшафтные практики в России и за рубежом.

4. Описание и анализ памятников изобразительного искусства: язык описания, система анализа памятников разных видов искусства, практические занятия в музеях.

5. История русского искусства: мультимедийный курс с обзором проблем, эпох и персоналий, и практическими занятиями в музеях, виды искусства - архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное, литература, музыка, театр; презентации PowerPoint - 2000 экранных слайдов.

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2018. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.